В сентябре 2021 года акционерами Алиф банка было решено начать процесс преобразования в Исламский банк и получения соответствующей лицензии от Национального банка Таджикистана. Эту лицензию банк пока не получил, но процедуры для начала банковской деятельности по правилам исламского банкинга уже постепенно начал внедрять. Одни из них — ограничения оплаты Visa от Алиф Банка услуг и покупок, которые не соответствуют нормам шариата. Они были размещены на их сайте, что вызвали активные обсуждения пользователей таджикского сегмента социальных сетей. Руководство банка уже откликнулись на критику клиентов и дали разъяснения некоторым СМИ. Вечёрка решила поговорить с крупнейшими акционерами Алиф банка Хофизом и Фирдавсом Шахиди.
— Хофиз, вы, как председатель Попечительского Совета банка, наверняка, знаете об активных обсуждениях пользователей в социальных сетях о новых правилах банка по принципам исламского финансирования. Я догадываюсь, что вам, выросшему в музыкальной семье, наверняка, это показалось дикостью. Эти правила поддержали все акционеры банка?
— Хофиз Шахиди: Давайте сразу обратим внимание на слона в комнате. Алиф опубликовал список ограничений, среди которых музыкальные инструменты, фортепиано и ноты, оркестры, танцевальные залы, студии и школы и различные артисты. Сразу скажу своё личное мнение: таких запретов в Исламе нет! Оркестры есть в Исламских государствах таких как Иран, Саудовская Аравия и Пакистан. О об этом Попечительский Совет так же, как и вы узнал из соцсетей. Естественно, это было для нас неожиданным и парадоксальным. Я получил воспитание в атмосфере музыкальной культуры и литературы. Не буду сейчас рассуждать о подробностях, но вы прекрасно знаете, Гулнора, что ваша деятельность также была и есть результат высокой духовной культуры. Наши театры, музыкальные коллективы, картины, искусство кино – это наше достояние. Всегда надо стремиться к всестороннему развитию и уважать те же религиозные ценности нашей Родины.
Как только я узнал о данном объявлении, а также о разъяснениях по их поводу, я созвал Попечительский совет, он единогласно проголосовал за отмену именно этих пунктов из опубликованного списка, в котором мы оставили, например, ограничения на алкоголь, табачные изделия и азартные игры. Мы также созвали совет акционеров и проголосовали против подобного рода ограничений и разъяснений к ним, до полного изучения вопроса нами.
— А каким образом принимаются нововведения и решения банка, на основе каких положений? И в данном случае почему так получилось?
— Хофиз Шахиди: Любое нововведение, поправки и дополнения принимаются согласно уставу и результаты обсуждаются при ознакомлении всех подробностей общего развития, в данном случае нас не ознакомили со всеми подробностями, но я бы не назвал это умышленным нарушением процедуры.
— Фирдавс, как вы думаете, такие строгие правила исламского банкинга при финансовых операциях не слишком ли радикальны? Может ли работать банк по нормам шариата в светской стране? Я понимаю, что принципы не могут быть половинчатыми, но все же?
— Фирдавс Шахиди: Мы работаем в соответствии с международными стандартами отрасли и законодательством Таджикистана.
В Таджикистане 26 июля 2014 года принят Закон РТ за № 1108 «Об исламской банковской деятельности», который определяет правовые и организационные основы исламской банковской деятельности в стране и создает благоприятные условия для её осуществления.
Банк создавался в соответствии с конституционными принципами, нормами и законами РТ. Он и впредь будет придерживаться сугубо этих норм. Если получит новую лицензию, то будет следовать правилам, установленным новой лицензией.
Когда за последние несколько дней от наших клиентов поступили жалобы по этому вопросу, соответствующая команда Алиф провела повторный анализ вопроса, и была проведена вторая встреча с Исламским банковским комитетом.
Основываясь на анализе, местных особенностях, Комитет согласился удалить ряд ограничений из списка при условии, что ответственность за эти операции лежит на самих пользователях, а доходы Алифа от этих операций будут переданы на благотворительность. При этом ограничения для ряда других групп остались без изменений. Обновленный список вы можете увидеть на сайте банка.
— Я знаю, что основная клиентская база Алифа – это молодежь, которая восприняла новый банк, как инновационный, доступный. Как вы думаете, в виду отсутствия критического мышления у огромного числа молодежи, могут ли такие идеи быть неправильно поняты ими?
— Фирдавс Шахиди: Мне кажется, вы недооцениваете нашу молодежь. Ну, а соответственно вашему вопросу, скорее всего молодые клиенты банка не были ознакомлены с подробностями новых правил, которые мы настраиваем и приводим в соответствие.
— Но правила исламского финансирования клиенты могут обходить легко. Например, с карты можно снять деньги и сделать «запретную» покупку, перевести на другую карту. То есть ограничение не значит запрет. Если банк не нарушает свои принципы, а клиент ухитряясь нарушает, это нормально?
— Фирдавс Шахиди: Да, и вы сами ответили на этот вопрос. Это уже их выбор и их принципы.
— Клиент банка, кстати, может поступить еще «радикальнее. Просто перейти в другой банк и перестать пользоваться услугами Алифа, так как новые правила могут повлиять на его возможности. Банк готов терять своих клиентов?
— Хофиз Шахиди: Банк существует за счёт клиентов. Естественно, мы все зависим от обстоятельств, которые могут быть самыми различными и неожиданными. Руководство банка прежде всего должно беречь интересы своих клиентов, тех кто поверил банку. Мы ни в коем случае не хотели бы разочаровать их.
— Алиф хочет дать максимум инноваций светским клиентам и возможность со спокойной душой пользоваться банковскими услугами религиозным людям, для которых до последнего времени они оставались формально недоступными. Но ведь их очень мало в нашей стране, не так ли?
— Хофиз Шахиди: Выбор всегда за клиентом, который будет осведомлён об уставных правилах банка. Численность клиентов возрастает только по авторитету деятельности банка. Важно чтобы был диалог и здоровая критика, в Алифе любят такую критику и называют ее модным словом «Фидбэк».
— А как работают по принципам исламского финансирования финансовые учреждения, например, в Европе, то есть не в исламских странах. Понятно, что в исламском государстве такие банки легко взаимодействуют с клиентами по ментальным понятиям.
— Фирдавс Шахиди: В любой стране всё зависит от правильной организации и успешной деятельности банков. Основы правопорядка, цивилизованность, понимание сторон, толерантность — прежде всего. Это залог успеха в любой сфере.
Исламский банк, независимо от территориального размещения и клиентов – это яркий пример Корпоративной социальной ответственности. Популярность исламского банкинга в Европе (в том числе, в Великобритании — европейском центре исламского финансирования) прежде всего, обусловлена тем, что исламские банки осуществляют социально ответственные инвестиции, обеспечивая инвестиционными ресурсами крупные, средние и малые бизнесы. Значительное количество их финансовых услуг направляется также на поддержание института семьи.
— Алиф Банк всегда отличался от других финансовых организаций прозрачностью в работе: публичные акционеры и владельцы, много публикаций в СМИ. Г-н Шахиди, скажите, к чему вы пришли в итоге, удалось ли обсудить попечительскому совету с руководством банка последние новости и прийти к общему решению?
— Хофиз Шахиди: Да, прозрачность и честность это, пожалуй, один из первых принципов любого бизнеса, тем более банковского. Мы стараемся, чтобы попечительский совет и менеджмент Алифа находились в постоянном рабочем контакте и диалоге. Немного не доглядели по некоторым конкретным пунктам и особенностям развития банковского сектора в нашем светском общества и приняли меры для дальнейших рекомендаций. Уже сняты ограничения в оплате картой Алиф в магазинах музыкальных инструментов, религиозной продукции, оплате услуг оркестровых групп и исполнителей, продаже страховых, андеррайтинговых и страховых премий.
Беседовала Гульнора Амиршоева
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе событий.