Вчера, в одной из мечетей города Мазари-Шариф, являющегося административным центром северной афганской провинции Балх прогремели взрывы. По меньшей мере 30 человек погибли, еще 65 получили ранения, передает агентство Khaama Press.
Ранее агентство Aamaj News проинформировало, что инцидент произошел вблизи мечети, однако позже поступили сведения, согласно которым взрыв прогремел в самом здании в тот момент, когда прихожане собрались для совершения дневной молитвы.
Талибам (запрещенная в Таджикистане террористическая организация) все труднее становится удерживать власть в Афганистане. О причинах ранее в интервью «Ленте. Ру» рассказал директор Афганского института стратегических исследований и экс-советник Министерства иностранных дел Афганистана Давуд Морадиан.
«Талибан» уже более полугода правит Афганистаном. Главное их достижение состоит в том, что они нанесли поражение усилиям международного сообщества по созданию современного и умеренного государства в Афганистане», — сказал он.
По его словам, талибам все труднее становится удерживать власть. «Очевидно, что «Талибан» испытывает серьезные проблемы. Ведь там слишком много неизвестных. Из внутренних — движение сильно разобщено. Внутри движения есть множество фракций, и нет единой верховной власти, способной их объединить. Это первая проблема. Во-вторых, у талибов нет четкого понимания того, как должно быть устроено политическое управление страной. У них нет конституции, у них нет какого-то руководящего принципа, который указывал бы на конкретный тип управления. Третий вызов, с которым сталкиваются талибы, — это институциональный кризис. Да, они взяли под свой контроль государство, но государственное управление подразумевает бюрократический аппарат, регулирующие органы. Но с приходом талибов число сотрудников госаппарата сократилось почти на 80 процентов. То есть элементарно не хватает рабочей силы, знаний и опыта для управления страной. Ну и наконец экономический кризис. Афганистан сильно зависит от международной помощи. А теперь из-за санкций Афганистан потерял две трети своих финансовых поступлений от международного сообщества. Помимо этого голод, нищета, внутренне перемещенные лица. Налицо масштабный экономический кризис, с которым талибы попросту не в состоянии справиться», — считает Морадиан.
Он отметил, что есть сопротивление и внутри страны и оно носит этнический характер. «Надо понимать, что «Талибан» в первую очередь пуштунское движение, поэтому все остальные этнические группы вроде таджиков, хазарейцев и узбеков к нему не примыкают и выступают против него. Кроме того, талибов не поддерживают и те пуштуны, что проживают в городах: костяк движения — жители сельских районов, и светским горожанам под их властью находиться не хочется, — сказал экс-советник Министерства иностранных дел Афганистана Давуд Морадиан. — Ну и, конечно же, нельзя забывать об афганских женщинах. Они находятся на передовой борьбы с талибами. К огромному несчастью, афганские мужчины молчат и бездействуют».
Что касается повстанцев вроде Фронта национального сопротивления Афганистана в Панджшере, по мнению Морадиан наблюдаются лишь небольшие очаги антиталибского сопротивления в северной, западной и центральной частях Афганистана. «Они невелики, но вскоре начнут разрастаться. В ближайшие месяцы, по мере того как погода станет теплее, «Талибан»* начнет сталкиваться с сопротивлением различных вооруженных групп», — утвердил Морадиан.
Кроме того, талибы столкнутся, можно сказать, с конкуренцией со стороны других террористических группировок вроде «Исламского государства» (запрещенная в Таджикистане террористическая организация) и «Аль-Каиды» (запрещенная в Таджикистане террористическая организация) Это не может не беспокоить соседей Афганистана. По словам Морадиана, Иран, центральноазиатские республики, Китай и даже некоторые фракции внутри правительства Пакистана переживают, что станут прибежищем для международных и региональных террористических группировок. Мало кто верит в способность талибов самостоятельно противостоять международному терроризму. Кстати, эту озабоченность разделяют и мировые лидеры, в том числе Президент Таджикистана Эмомали Рахмон и глава ООН Гутерриш. К тому же они требовали от талибов создать инклюзивное правительство. Все эти требования мирового сообщества талибы пока продолжают игнорировать.
«За это время талибы очень четко дали понять, что все, чего они хотят, это исламистское государство в чистом виде. Все, что они говорили в самом начале, было лишь ложью.
«Они надавали много обещаний, но сейчас их заявления указывают на то, что они стремятся к построению теократического с верховным лидером и клерикальным правительством, — отметил Давуд Морадиан. — А это, разумеется, в корне несовместимо с самим понятием инклюзивного правительства».
Морадиан выразил надежду , что все страны мира «станут поддерживать светские и прогрессивные силы внутри Афганистана, вместо того чтобы заигрывать с исламистскими фанатиками и экстремистами».