Международная правозащитная организация Human Rights Watch призвала власти Таджикистана срочно восстановить Интернет в горно-Бадахшанской автономной области и назвала задержание Амриддина Аловатшоева незаконным.
Как пишет ИА Азия плюс, «Закрытие коммуникаций в ГБАО не только нарушает право на свободу выражения мнений, но и усложняет жизнь и даже делает ее опасной для всего населения. Власти Таджикистана должны восстановить доступ к интернету без дальнейших задержек», — говорит в заявлении исследователь Human Rights Watch по Центральной Азии Сыйнат Султаналиева.
Организация отмечает, что 25 ноября, когда в Хороге вспыхнули протесты по поводу смерти местного жителя, центральные власти закрыли доступ к мобильным данным и к большей части фиксированного доступа к Интернету в Хороге, а позже доступ к Интернету был закрыт в остальной части региона. Несмотря на то, что власти обещали, что после роспуска митинга восстановят Интернет-соединение, спустя 2 месяца этого не произошло и Интернет доступен только для сотрудников некоторых государственных учреждений, включая силовых структур и банков.
«Отключение Интернета нарушило жизнь людей по всему региону, нарушив работу медицинских и образовательных учреждений, а также других частей общества. По сообщениям СМИ, отключение интернета уже оказало негативные последствия на экономику, торговлю и мобильность жителей региона. Многие вынуждены преодолевать сотни километров, чтобы отправлять или получать информацию, совершать банковские операции или подавать заявки на образовательные программы», — говорится в заявлении организации.
Правозащитная организация также сообщает, что отсутствие Интернета также помешало работе следственной «Комиссии 44», в частности, для того, чтобы она имела возможность сделать прозрачной ее работу и получить информацию от заинтересованных сторон. Для обмена информацией и отправки видео-обращений, члены комиссии были вынуждены сохранять данные на цифровых носителях и отправлять их в Душанбе.
«В соответствии с таджикским законодательством, государственные органы могут частично или полностью ограничивать доступ к Интернету во время кризисных ситуаций, таких как военные или антитеррористические действия и стихийные бедствия. Власти не предоставили никаких обоснований и не ссылались на этот закон в нынешней блокировке. В соответствии с международным правом, правительства могут налагать ограничения на онлайн-информацию только в том случае, если они предусмотрены законом, являются необходимым и соразмерным ответом на конкретную угрозу и отвечают общественным интересам. Должностные лица никогда не должны прибегать к массовым, неизбирательным отключениям, чтобы остановить поток информации или помешать людям, выражать политические взгляды», — говорится на сайте организации.
«Аловатшоеву должен быть предоставлен адвокат». Также правозащитная организация обратила внимание на дело Амриддина Аловатшоева, о местонахождении которого генеральный прокурор Таджикистана сообщил лишь спустя 3 недели после его исчезновения в Москве, но «ни Россия, ни Таджикистан не отчитались о его трехнедельном задержании с 11 января по 2 февраля».
«Сокрытие информации о задержании Аловатшоева на три недели делает его лишение свободы насильственным исчезновением, что является очень серьезным нарушением международного права. Власти должны немедленно обеспечить ему доступ к адвокату по своему выбору, чтобы он предстал перед независимым судом для определения законности его задержания и пользовался всеми правами на надлежащую правовую процедуру, включая связь с семьей и медицинское обслуживание. Он должен быть освобожден до проведения справедливого судебного разбирательства и ему должно быть предоставлено возмещение за нарушение его прав в результате его принудительного выдворения в Таджикистан», — отмечает HRW.
Накануне Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане и Международное партнерство по правам человека (МППЧ) также выразили озабоченность по поводу того, что 44-летний житель Рошткалинского района ГБАО Амриддин Аловатшоев может находиться под реальной угрозой применения пыток и жестокого обращения. «В период содержания под стражей без связи с внешним миром Аловатшоев находится под высоким риском быть подвергнутым пыткам или другим формам жестокого обращения, и мы настоятельно призываем власти сообщить о его местонахождении и состоянии здоровья, и предоставить ему незамедлительный и беспрепятственный доступ к адвокату и возможность связаться со своими родственниками», — написали правозащитники.