Региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) сообщил о нахождении 12 000 афганских беженцев в Таджикистане, 6 000 из которых прибыли в этом году.
Ханс Фридрих Шоттер, региональный представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Центральной Азии на пресс-конференции с представителями СМИ в Душанбе заявил, что прибытие в 2021 году 6000 афганских беженце в Таджикистан, до закрытия границ законно: «В соответствии с конвенцией 1951 года Таджикистан взял на себя обязательства открыть границу для беженцев. Именно к этому призывал верховный комиссариат по делам беженцев. Насколько вам известно в Таджикистане сложилась благородная традиция, когда предоставляется защита гражданам Афганистана, тем более это соответствует требованиям конвенции 1951 года и другим международным и законодательным актам».
Также Ханс Фридрих Шоттер, говоря о закрытии границы отметил, что каждое государство имеет право контролировать свои границы, закрывать или открывать, контролировать тех, кто приезжает или уезжает: «Однако это должно быть сделано таким образом, чтобы обеспечить безопасность беженцев. В середине августа УВКБ обратилось ко всем странам с просьбой не закрывать границы для афганских беженцев».
По делу о депортации 11 афганских беженцев, региональный представитель сказал, что учитывая положительней опыт приема граждан Афганистана на территории Таджикистана УВКБ удивлено об этом факте: «УВКБ было очень встревожено по поводу депортации 11 граждан Афганистана, среди них были женщины, дети и это произошло 11 ноября этого года. В соответствии с международными актами Таджикистан не должен был поступать таким образом».
Почему депортировали 11 граждан Афганистана?
— О причинах депортации 11 граждан Афганистана следует спросить представителей Таджикистана. Депортированные не сделали ничего противозаконного. В конце июля власти прекратили регистрацию по месту жительства афганских граждан. Это процедура предшествуют следующему шагу подачи ходатайства о получении убежище в стране. В конечном итоге это означает, что граждане Афганистана не могут обратиться за убежищем на территории Таджикистана. Это произошло в конце июля и в связи с этим мы обратились к правительству Республики Таджикистан с просьбой пересмотреть это решение, потому что оно нарушает права беженцев. И эти решения идут вразрез как международным, так и внутренним законодательствам Таджикистана. Это очень важный вопрос, потому что, если беженцам отказывают в их законном праве обратиться с ходатайством о предоставление убежище, это подвергает беженцев различным определённым рискам и создает условия для потенциального обвинения этих лиц в каких-либо нарушениях. Поэтому мы обратились к правительству не депортировать этих граждан Афганистана и предоставить им права задействовать процедуры обращения по предоставлению убежища, и таким образом обеспечить им защиту”, — сообщил Ханс Фридрих Шоттер.
Шоттер также не смог точно сказать сколько граждан Афганистан хотят приехать в Таджикистан: «Все будет зависеть от развития ситуации в Афганистане и от самих афганцев, сколько из них захотят покинуть территории своей страны и пересечь границу Таджикистана. Тем не менее мы работаем с различными партнёрами, с правительством над самыми различными сценариями».
Может ли УВКБ ООН отправить афганских беженцев в третью страну?
Господин Шоттер сказал нет: “УВКБ ООН не участвует в эвакуации афганских беженцев в третью страну. В рамках программы, это не предусмотрено. Более 10 лет назад мы остановили программу переселения беженцев из Средней Азии. Беженцы из ЦА могут посещать другие страны в рамках двусторонних соглашений, и в Таджикистане есть большое количество афганских граждан, которые желают иммигрировать в другие страны, однако в УВКБ ООН в этом направлении в последние 10 лет не задействовано».
По поводу создания лагерей беженцев Шоттер отметил, что ежегодно они проводят переговоры с правительства Таджикистан о выделении финансирования на случаи непредвиденных обстоятельств: «До пандемии ковида, мы проводили аналогичные переговоры по поводу такого планирования и в ходе переговоров мы обсуждали каким образом будут приниматься беженцы, какие условия будут для них созданы».