Пандемия COVID-19: чем она обернулась для афганских беженцев в Таджикистане

0
афганские беженцы

По данным УВКБ ООН сегодня в Таджикистане живёт более 5500 афганских беженцев. До пандемии их численность составляла около 4500 человек.

Для граждан Афганистана Таджикистан – это транзитная зона для переезда в другие страны. Они сами признаются в интервью, что Таджикистан не привлекает их как страна, где они могут остаться жить. Здесь для них нет работы, возможности получить образование и возможности самостоятельно выбирать город для проживания. Европа или Канада – именно туда они стремятся. Многие их соотечественники уже живут там и благодаря государственным программам поддержки мигрантов неплохо обосновались.

Однако среди афганцев есть и те, кто не оставляет надежды вернуться домой в Афганистан. Они считают Таджикистан безопасной страной, где могут дождаться установления мира на родине и вернуться домой. Но высокая степень неопределенности положения афганских беженцев в Таджикистане создает для них целый клубок проблем, которые пока никто не взялся решить.

Пандемия осложнила их жизнь ещё больше. По словам Абдулмусаввира Баходури, главы Организации афганских мигрантов «Ориёно» в РТ, среди афганцев в Таджикистане от коронавируса скончались более 20 человек.
О том, с какими трудностями столкнулись афганские беженцы во время пандемии, нам рассказали несколько человек из Вахдата, Рудаки и Кушониёна.

Отдельные судьбы

Афганская беженка Рухия Хаётхон приехала в Таджикистан с мужем и четырьмя детьми из Кабула.

Мы были вынуждены бежать от войны. С другой стороны, стать беженцами нас заставили семейные проблемы. Хотя с Таджикистаном у нас общая граница, один язык, но из-за отсутствия работы, жить здесь трудно, — рассказала Рухия.
Сейчас женщина продает одежду секонд-хенд на рынке «Саховат»:

Я хожу на рынок три раза в неделю. Конечно, коронавирус повлиял на доходы нашей семьи. В разгар болезни мы не работали, потому что боялись заболеть и умереть в чужой стране. Я пробыла дома месяц, но жить стало труднее и следующие два месяца я перепродавала молоко, которое брала у соседки. В больницу, из-за страха заражения, мы не ходили.

Семья Рухии живёт в махалле Истиклол-1 района Рудаки. Женщина возглавляет там афганскую общину. В данном районе проживает около 20 семей афганских беженцев. Из интервью с ней и другими её соотечественниками выяснилось, что все они в период пандемии не обращались к врачам.

Когда в Таджикистане было много случаев заражения коронавирсуом, у нас был страх заразиться. В то время мы болели разными болезнями, но в больницу не ходили. Обращались в аптеки, рассказывали о своих проблемах и покупали лекарства по совету аптекарей. Мы даже не использовали общественный транспорт, боялись заразиться, — рассказала Рухия.

По признанию афганских беженцев, им очень сложно добиваться бесплатного обслуживания в больнице, хотя имеют на это специальные карты беженцев.

До коронавируса, когда мы болели и приходили в больницу, медицинский персонал относился к нам хорошо, пока мы не показывали карту беженца. Когда сообщали врачам, что услуги для нас бесплатны, их отношение сразу менялось. Поэтому когда я иду в больницу, часто не показываю свою карту беженца. И если вижу, что другие платят врачу 20 сомони, тоже даю, чтобы не отличаться, — говорит Рухия.

Женщина признает, что жизнь в Таджикистане для нее благополучна, но для будущего своих детей она мечтает о более экономически развитой стране.

Хотя у афганских беженцев нет постоянной работы и много нерешенных проблем, большинство предпочитаются оставаться в Таджикистане, так как считают его безопаснее Пакистана и Ирана, куда уехали некоторые их соотечественники. В Пакистан и Иран за 40 лет беспорядков в Афганистане эмигрировали примерно 7 миллионов афганцев.

В Таджикистане большинство из беженцев страдают от безработицы, хотя видят, что у многих таджикистанцев такая же проблема. Финансовый кризис в стране продолжается и высокий уровень безработицы сохраняется. Эта проблема резко возросла после вспышки COVID-19 в стране, таджикские мигранты потеряли работу за рубежом, многие вернулись на родину. Экономика страны во многом зависит от денежных переводов трудовых мигрантов, в основном из России.

Более высокооплачиваемую работу можно найти, если жить в Душанбе, но беженцам проживание в крупных городах РТ запрещено.

Согласно постановлению правительства Республики Таджикистан № 325 от 2000 года, беженцам и лицам, ищущим убежища, не разрешается проживание в крупных городах и приграничных районах страны. Афганские беженцы компактно проживают в  Вахдате, Рудаки, Гиссаре, Шахринаве, Бохтаре Хатлонской области и районе им Дж. Расулова Согдийской области.

В Душанбе могут проживать только те афганские беженцы, которые прибыли в Таджикистан до 26 апреля 2000 года. Те, кто приехали позже, проживать в столице уже не могут. Ограничения в выборе места жительства лишают беженцев возможностей найти лучшие жилищные условия, а также серьезно ограничивают возможности найти работу. А в регионах даже для местного населения с трудоустройством огромные проблемы.

«Мы хотим, чтобы в Вахдате построили школу для детей мигрантов»

Большинство афганских беженцев, проживающих в Вахдате, жалуются на отсутствие там школы для афганских детей. Такая школа есть в Душанбе — «Сомониён». Ежедневно дети ездят из Вахдата в Душанбе на занятия. Но не все афганские дети могут там учиться из-за нехватки средств на проезд. По мнению беженцев, было бы хорошо, если бы афганскую школу открыли в самом Вахдате.

Мир Мухаммаду Амин 48 лет. В Таджикистане он проживает со своей семьёй более двух лет и старается больше заботится об образовании своих детей.

Мир Мухаммад был сотрудником ООН в Афганистане. В Таджикистане в настоящее время он безработный. По его словам, опасения за будущее своих детей серьёзно повлияли на психическое состояние его и жены:

— Перед поездкой в ​​Таджикистан у нас было другое представление о стране и мы не знали о нехватке рабочих мест. Мы искали убежище в Таджикистане в надежде на лучшую жизнь, светлое будущее для наших детей и глобальную безопасность. У меня пятеро детей, четверо из которых учатся в афганской школе «Сомониён» в Душанбе.

Ежемесячная плата за школу составляет 100 сомони, транспортные расходы — 250 сомони. Плюс расходы на питание. На каждого ребёнка это 400 сомони в месяц. Из-за отсутствия заработков, мы уже задолжали за несколько месяцев. Мы просим хотя бы помочь с транспортом для наших детей, — сетует на тяжелое финансовое положение семьи Мир Мухаммад.

Школа «Сомониён» — одна из трех школ, созданных в 2000 году Министерством образования Исламской Республики Афганистан и посольством Афганистана в Таджикистане. Она предназначена для детей афганских граждан и работает до сих пор. Также в Таджикистане были открыты ещё 2 школы «Истиклол» и «Ориёно», но закрылись из-за сокращения посещаемости.

Ноджия Зохири, директор школы Сомониён, рассказала, что число учеников в школе колеблется от 370 до 380. В школе работают 27 учителей. Уроки организованы в соответствии с программой Министерства образования ИРА, также для студентов преподаются два дополнительных компонента — русский и таджикский языки. По словам Н. Зохири, здание школы у Таджикистана арендует Министерство образования Афганистана, а учителя плату за обучение не взимают.

Ноджия Зохири, директор школы «Сомониен» для афганских детей в Душанбе

В самом посольстве Афганистана в Таджикистане сообщили, что на самом деле собирают определенные средства с учеников для оплаты некоторых расходов, и что данный сбор является полностью добровольным.

В посольстве РА также сообщили, что детям афганских беженцев из Вахдата планируется предоставить автобус, чтобы дети могли ездить в школу Душанбе бесплатно.

В Вахдате, расположенном в 20 км от столицы проживает наибольшее количество афганских беженцев.

«Однажды нас чуть не депортировали»

Ещё одна беженка из Афганистана, Нигина Солехзода, вместе со своей семьей также выбрала Таджикистан как безопасную страну.

Она рассказывает, что несмотря на отсутствие работы в Таджикистане и высокие цены на продукты, они здесь в безопасности.

— В Афганистане мы жили хорошо. В нашей семье было 14 человек. Но нам пришлось разлучиться: семеро членов нашей семьи остались в Афганистане, а семеро других переехали в Таджикистан. Единственный кормилец здесь — брат моего мужа. Иногда мой муж находит работу, иногда — нет».

Нигина Солехзода, беженка из Афганистана

Нигина вместе с семьей три года ждала предоставления убежища в Таджикистане. По истечению срока действия визы они были вынуждены покинуть Душанбе и снять дом в районе Рудаки. Но беженцы говорят, что у них больше шансов найти работу в столице, чем в регионах. Запрет на проживание в Душанбе — одно из самых серьезных препятствий для поиска работы.

Все афганские беженцы должны снимать жильё только на основе официальных договоров между хозяином жилья и арендателями. Однажды семья Нигины по ошибке заехали в арендованную квартиру за день до начала договора и их за эту чуть не депортировали. Проблему удалось решить только после уплаты штрафа.

— Мы решили проблему с оформлением документов, но столкнулись с болезнями и бедностью. Все члены нашей семьи переболели. Но больше беспокоил мой муж: он перенёс операцию на почке в самый разгар коронавируса. На операцию мы потратили почти шесть тысяч сомони. А в государственных больницах Кабула все лечение и операции бесплатные.

По словам женщины, её муж, который до сих пор не восстановился после операции, работает на котельной. Два месяца назад она сама прошла швейные курсы и надеется улучшить жизнь своей семьи, начав зарабатывать при помощи полученных навыков.

У Нигины Солехзода двое детей. Она не готова решиться на третьего ребенка, живя в Таджикистане. От соседей она узнала, что роды в таджикском роддоме обходятся минимум в 100 долларов.

— Если у человека тяжелая жизнь, рожать ребенка — это добавить себе проблем. У нас даже с двумя детьми много расходов, — рассуждает Нигина.

По словам афганских беженцев, все операции, лечение, удаление зубов и даже роды в госбольницах Кабула проводят бесплатно. Исключение составляют только частные клиники.

Несмотря на все проблемы, семья Нигины не хочет переезжать в третью страну.

«Арендная плата завышена, нас обманывают»

Ахмадулло Шарифи с женой и тремя детьми год назад бежали в Таджикистан, где они никого не знали. Сняли однокомнатную квартиру в Вахдате за 2600 сомони. Но после того, как он нашел здесь друзей, он узнал, что хозяин квартиры завысил арендную плату и что можно найти жилье за меньшую сумму.

Таких же обманутых афганских беженцев как Ахмадулла Шарифи немало. Приехав в Таджикистан, они не знали расценок на аренду квартир и оформление документов.

Ахмадулла Шарифи

Жители Вахдата объясняют рост стоимости арендной платы за жилье увеличением числа афганских беженцев. Если раньше арендная плата раньше была на уровне 800-1000 сомони, но сейчас выросла до 2000-3500 сомони. Даже не у всех таджикистанцев есть возможность платить столько в месяц. К тому же, большинство домовладельцев требуют внести первоначальный взнос за несколько месяцев.

УВКБ ООН: Все афганские беженцы получали доступ к бесплатной медицине

В рамках программы Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН) совместно с Министерством труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан, для беженцев из Афганистана открыты различные обучающие курсы по получению специальности.

Афганских женщин обучают кондитерскому делу и пошиву одежды, а для мужчин действуют курсы по ремонту сантехники, автомобилей и т.д. После обучения они получают международные сертификаты, действующие в 180 странах мира.

— Многие беженцы из Афганистана, сдают в аренду свои дома на родине и на эти деньги живут здесь. По сравнению с тем же Пакистаном или Ираном, здесь хорошие условия в плане получения образования и здравоохранения для беженцев. Мы считаем Таджикистан своим домом, здесь живут и учатся наши дети, – отмечает Абдулмусаввир Баходури, глава организации афганских мигрантов в Таджикистане «Ориёно».

Абдулмусаввир Баходури, глава организации афганских мигрантов в Таджикистане «Ориёно»

В представительстве УВКБ ООН нам сообщили: «УВКБ ООН в Таджикистане, совместно с государственными учреждениями, включая Министерство здравоохранения и социальной защиты населения РТ и партнерами по развитию, в том числе ВОЗ, тесно работали над национальными планами по реагированию на ковид-19 в сфере здравоохранения и в сфере социальной защиты, обеспечив своим подмандатным лицам возможность пользоваться услугами здравоохранения и социальной защиты, предоставляемыми во время пандемии в Таджикистане наравне со всеми. 

Во время ковид-19 беженцы получили равный, беспрепятственный доступ к медицинскому обслуживанию на бесплатной основе. Беженцы были госпитализированы и получали такое же лечение, что и граждане страны. В то же время необходимо подчеркнуть, что врачи/медсестры из числа беженцев стояли рядом с местными врачами, чтобы бороться с ковид-19 в Таджикистане, например, Диано Абдул Сатор, ранее УВКБ ООН писало о ее героическом вкладе в ответ на ковид-19», — https://your.tj/medsestra-dijona-istorija-afganskoj-bezhenki-kotoraja-pomogaet-lechit-tadzhikistancev-ot-koronavirusa/

По поводу доступа афганских беженцев к медицинским услугам, управление ответило следующее:

«УВКБ ООН во все времена уделяло первоочередное внимание здоровью беженцев и доступу к качественным и эффективным с точки зрения затрат и основанным на фактических данных услугам, в области общественного здравоохранения, особенно в настоящее время в связи с пандемией ковид-19.

Представительство УВКБ ООН постоянно выступает за обеспечение доступа всем беженцам к услугам общественного здравоохранения, к услугам в области репродуктивного здоровья и ВИЧ, к государственным коммуникативным и некоммуникативным медицинским услугам, а также к услугам по иммунизации, доступным в стране для граждан, особенно для новорожденных.

Беженцы и лица, ищущие убежище в Таджикистане, имеют беспрепятственный доступ к государственным услугам здравоохранения и протоколам иммунизации детей наравне с гражданами, утвержденными Министерством здравоохранения и социальной защиты Республики Таджикистан».

Мижгона Халимова

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь