Доброта в лицах: как таджикистанцы становятся зооволонтёрами

0

Жители Душанбе часто жалуются на бродячих животных на улицах столицы. Они звонят в Хукуматы, ЖЭУ или ДЭУ с просьбой «убрать» собак. Как государственные органы решают эту проблему?

Так называемые службы отлова решают вопрос с бродячими животными кардинально: либо отстрел на месте, либо отстрел (а чаще всего просто забой тупым предметом) в самих ДЭУ. Затем трупы животных сбрасывают в специальные беккерные ямы на мусоросвалке за городом. То есть животное, пойманное службой отлова, в любом случае умрёт. Другого решения данной проблемы в Таджикистане не предусмотрено. Среди пойманных животных случайно могут оказаться и домашние питомцы, которых владельцы выпустили погулять. И если хозяин успеет найти свое животное до умерщвления, ему повезет. Но такие случаи, по признанию самих сотрудников ДЭУ, очень редки. Люди просто не знают, куда бежать или звонить.

Никаких других мер для животных, оказавшихся на улице, не предусмотрено. Никаких – от слова СОВСЕМ. Милосердие к животным на улицах таджикским законодательством не предусмотрено. Мало того, находятся люди, которые абсолютно уверены, что если истребить всех бездомных животных, то проблема будет решена раз и навсегда. Но если рассматривать причины появления животных на улицах, становится понятно, что эта мера не поможет.

В увеличении числа животных на улицах называют много причин.

  • По вине заводчиков: ради наживы они занимаются бесконтрольным размножением, а «лишних» животных выбрасывают на улицу.
  • Многие животные на улице появляются по вине недобросовестных хозяев: наигравшись с живой игрушкой и устав от забот по уходу, животное выбрасывают на улицу.
  • Некоторых животных выгоняют при переезде.
  • Животное выбрасывают, если оказалось не той породы, которую покупали или не оправдало каких-то надежд (например, если собака не стала злой, как хотели хозяева).
  • Ещё одна частая причина – это пол животного. Девочек выбрасывают чаще всех.

Практически все животные, оказывающиеся на улице – не стерилизованы. А значит оказавшись на улице, они будут приносить потомство, которое также полагается истреблять. Поэтому, если не предусмотреть меры к недобросовестным хозяевам по ответственности за брошенное животное, проблема НИКОГДА не будет решена.

Уйти с улицы почти нет шансов

Споры о том, почему животные оказываются на улице, не прекращаются

У бездомного животного в Таджикистане мало возможностей уйти с улицы. Как часто в Таджикистане можно встретить людей, умиляющихся грязным мордочкам уличных собак и кошек? Самое меньшее, что может сделать человек — отвернуться. А радикально и недоброжелательно настроенный — бросит камень, пнёт или вызовёт службу отлова.

Но есть люди, которые этих бедняг с улиц спасают: лечат, пристраивают во временные приюты и передержки, находят им хозяев и всячески стараются повлиять на отношение к животным в обществе.


Инициатива держится на людях

Молодая душанбинка Фаришта Хайдарова не планировала становится зооволонтёром

Все случилось спонтанно. В мае 2019 года Фаришта с подругой увидели на улице собаку-боксера в очень плохом состоянии. Собака была ужасно истощена, страдала от чесотки. Девушки не смогли пройти мимо, привезли ее к себе и поместили в подвал под своей квартирой. Назвали собаку Элли.

Ветеринар, осмотрев собаку, отметил, что собака уже старая и имеет большие проблемы с печенью. Видимо поэтому хозяева и выгнали собаку из дома.

В ветеринарной клинике Фаришта познакомилась с сотрудницей клиники Маликой. Та согласилась подержать собаку у себя на время реабилитации. Чтобы помочь этой и уже другой собаке со сломанной лапой, девушке стали передавать деньги на лечение. И закрутилось. Так, с того самого случая с Элли, в жизни Фаришты началась новая жизнь — работа зооволонтёром.

— С каждым днём собак становилось все больше. Я старалась забирать в приют только в крайних случаях, так как понимала, что всех спасти и забрать не могу. Потом я начала публиковать все истории в Фейсбуке, искала новых хозяев, собирала ежемесячную сумму за передержку, на корм и лечение, — делится воспоминаниями Фаришта.

Сейчас к девушке присоединились другие неравнодушные люди. По словам Фаришты, люди порой отдают свой последний кусок хлеба, чтобы помочь животным.

«На этом и держится инициатива — на людях, их доброте, желании помогать», — говорит Фаришта Хайдарова.

Она старается активно пристраивать собак не только в Таджикистане, но и других странах. Совсем недавно, при помощи волонтера Оксаны, троих собак удалось отправить в Европу. Двоих – в Бельгию, одну – в Германию. Хозяев для этих собак Фаришта нашла в одной из фейсбучных узбекских групп по пристройству животных. Собаки должны были улететь еще в конце марта, но рейс, в связи закрытием границ, отменили. И только в июле, на одном из чартерных рейсов в Европу, собаки все-таки улетели. Хозяева ждали своих новых питомцев почти 4 месяца.

Лететь должны были четыре собаки: собаку боксера Элли тоже ждали в новой семье. Но не смотря на постоянное лечение и поддержание печени собаки, в мае этого года она умерла. По словам Фаришты, «Элли хотя бы последний год своей жизни прожила в любви и ласке».

Еще раньше благодаря команде Фаришты, 2 собаки отправились жить в Россию. У обоих собак были проблемы со здоровьем. В России их ждала квалифицированная ветеринарная помощь и новые хозяева.

Мы решили не просто рассказать, а показать истории питомцев этого приюта.

Смотрите наше видео.


Душанбинка Берта Нурова уже и не помнит, с какого времени она стала помогать животным с улицы. Во дворе её детства всегда жили собаки и кошки. Как отмечает Берта, в то время и отношение к животным было другое, более человечное.

Последние лет десять, раненых и покалеченных животных Берта стала приносить домой. Она их лечит и пристраивает. Дети и муж всячески поддерживают её в этом.

Берта Нурова

— Сколько их было, я не считала. Это были и кошки и собаки.  Могла бы и больше спасти, но всегда жалуются соседи. Многим не нравится, ведь я живу в квартире. Часто животное для лечения приходится изолировать на балконе. Одно время было сразу 8 щенков. Я их прятала, они пищали, а потом гавкали, — рассказывает Берта.

Котят и щенков Берта старается пристроить среди сотрудников. Они знают о её любви к животным. И, по словам Берты, многие прониклись такими же чувствами.

Берта немного рассказала нам о своих домашних питомцах.

Маркушу должны были выкинуть ещё щенком. Он жил в сарае на опилках. Его братишек и сестренок обманом продали как пекинесов. А Маркуша к тому времени подрос и за пекинеса его уже выдать не могли. Дочери Берты написал о пёсике однокурсник, и в 2014 году Маркуша стал жить у семье Берты. Сейчас он переехал жить в Санкт-Петербург.

Черныша нашли на свалке, он умирал. Долго лечили, но все-таки выходили и оставили у себя.

Боню нашли раненым щенком тоже на свалке. Теперь он вырос вот в такого чёрного красавца.

Ещё у Берты живёт кошка Люся. Её нашли маленьким израненным котенком на улице. Лечили месяца три, а потом не смогли с ней расстаться.

— Был бы дом и двор, я бы смогла оставить больше животных у себя. Одной мне было бы трудно со всеми справляться. Дети гуляют с собакой, муж помогает. Когда говорят, что от животных есть запах, отвечу, что запах есть там, где не убирают. Даже там, где нет животных. А у меня всегда чисто и никакого запаха. Потому что всегда чисто и убрано, — говорит Берта.


Помочь слабому – благое дело

Когда мы готовили материалы нашей медиакампании, в одной из групп в Фейсбуке решили собрать корм для одного из душанбинских приютов для животных

Желающих было много, но в итоге в приют поехали только три девушки, и мы вместе с ними.

Камилла, Лола и Мавзуна лично познакомились при встрече. Они собрали продукты и корм и приехали в приют в конце апреля. По их словам, девушки не ожидали, что животные так тепло встретят людей. Постарались погладить каждого питомца, эмоции при этом, по их словам, зашкаливали.

Тогда же в апреле в Вечёрку, с предложением помочь животным в приюте, обратился фонд «Музаффар». Представитель фонда Полина Муниева лично привезла корм и призвала другие организации помогать животным, спасённым с улиц.

Казалось бы, их не так много — людей, готовых помочь братьям нашим меньшим. Но их помощь дорого стоит.

Смотрите сами.


Наргис Хамрабаева тоже несколько лет занимается бездомными животными. Она, вместе с другими волонтёрами, курирует еще один приют в близлежащем к Душанбе районе.

Любовь к животным у Наргис с детства. Как она говорит, в то время не было таких «вопиющих случаев расправ детьми над животными. Всегда подкармливала кошачье семейство у нашего дома, как и многие соседи. И никто не думал прогонять их или бросать в них камни».

Дома у Наргис живут кот и кошка. Кота Мурзю нашли котенком на улице.

В жизни Наргис всё перевернулось зимой 2016 года. Выпал снег и на улице было холодно. Она услышала в подъезде пронзительный плач. Выйдя в подъезд, Наргис увидела, что между первым и вторым этажом у трубы отопления сидит рыжая собака. Своим взглядом она будто просила: Не прогоняй!

Наргис не смогла сдержать слёз, увидев это зрелище, и завела собаку домой. Покормила и устроила в коридоре. Утром выпустила, но Дана (так назвала её Наргис) преданно осталась жить во дворе. Подружилась с детворой и верно провожала их до школы.

Потом во дворе появилась ещё одна рыжая красавица – Кусачка. Кличкой она обязана своей манере играючи покусывать за ноги. Следующей зимой Наргис пускала погреться в коридор уже троих собак: Дану и Кусачку с её щенком.

Наргис и Кусачка, фото из личного архива

— Позже Дана пропала, и щенок тоже. Боюсь даже представить их судьбу. За Кусачку тоже пришлось долго воевать то с новыми соседями, то с ДЭУшниками. В то время зоозащитники нашего города объединились, и мы создали небольшую передержку за пределами Душанбе. Туда и отвезли Кусачку. Она живет там до сих пор. Вместе с другими собаками, которых мы нашли покалеченными, избитыми, сбитыми на дорогах или брошенными на произвол судьбы нерадивыми хозяевами. Всего их 23. И еще три кошки, — рассказывает о своей работе Наргис.

Наргис с командой устраивают акции и сборы, чтобы собирать средства на содержание питомцев. Какую-то часть средств выручают за счет продажи комнатных цветов.

Фото с приюта

В приюте у команды Наргис, фото из личного архива

К сожалению, по признанию Наргис, передержка «трещит по швам». Из-за этого нет возможности принимать новых собак. Так как собаки все взрослые, пристроить их очень трудно. Но все-таки 20 собакам и щенкам удалось найти дом.

С кошками проще, их можно взять на передержку домой. Совсем недавно например, Наргис смогла пристроить в хорошие руки котенка-тигренка Маргошу. Он был весь в блохах, а после обработки специальным шампунем превратился вот в такую красавицу.

Маргоша, фото из личного архива

— Считаю, что не нужно бояться грязных, лохматых, больных животных. Они не виноваты, что живут на улице. Животные скитаются там по нашей, человеческой вине. Если приложить чуточку терпения, любви и заботы, то они превращаются в чистеньких, милых, а самое главное – преданных созданий. Пресекайте любую жестокость по отношению к ним, учите детей бережному обращению с животными, ведь помощь беззащитному и одинокому существу – нормальное желание человека! Помните этот афоризм? «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». Будем же ДОБРЫМИ!, — обращается Наргис к нашим читателям.


Животные в приюты чаще всего попадают после травм

Кроме больших передержек, есть в Душанбе и совсем небольшие, такие, как у Любы Абибуллаевой

По её рассказам, практически все кошки и собаки попали к ней больными. Со сломанными лапами или позвоночником, изможденные и замученные.

Люба старается приложить все усилия, чтобы выходить найденышей, поставить их, в прямом смысле этого слова, на ноги. С кем-то она уже не смогла расстаться, кого-то уже смогла пристроить в добрые руки.

Но лучше, если всё это вы узнаете от неё самой.


Зоозащитники есть не только в столице Таджикистане, но и Согдийской области на севере страны. Команда Алии Хамидуллиной организовала временную передержку в Чкаловске. К ним также, в большинстве своём, попадают больные и искалеченные животные. И это неудивительно. Здоровые собаки и кошки стараются не попадаться на глаза человеку, а у больных животных просто нет сил убежать.

Анна Мифтахова из Чкаловска с детства мечтала, чтобы животные жили с ней в квартире. Но в тяжёлые 90-е годы семья Анны не могла завести собаку. Девушка прикармливала кошку на работе у матери. Позднее кошки в семье Анны все-таки появились. А также хомячки и морская свинка. Однажды девушка принесла домой первую собаку – болонку Рокси.

По словам Анны, она всегда мечтала работать в приюте, а так как их в Таджикистане не было, в 20 лет девушка стала кинологом: прошла трёхмесячный курс подготовки и попала в роту ППС при ОВД города Худжанда. Для работы ей выделили овчарку по кличке Рекс.

В связи с замужеством, ездить из Чкаловска в Худжанд стало неудобно, и Анна перевелась в ОВДТ аэропорта Чкаловска. Там было несколько собак, которых она дрессировала, выгуливала и кормила. Через некоторое время Анну перевели на другую должность, и собаками назначили заниматься офицера. Как признаётся девушка, работа с собаками подарила бесценный опыт и знания по физиологии и психологии собак. «Но дрессировка все-таки не для меня», — говорит она.

В прошлом году Анна узнала о волонтёрах из Душанбе. И всё время думала о том, почему в Худжанде никто этим не занимается. Опубликовав как-то пост о несчастном лисёнке из Худжандского зоопарка, который находился под солнцем в маленькой замусоренной клетке, Анна познакомилась с Алией Хамидуллиной и другими волонтёрами Согда. Теперь они вместе занимаются спасением животных в Худжанде и прилегающих к нему городах.

Анна Мифтахова в приюте Чкаловска, фото из личного архива

«Я ничего особенного не делаю, мы делаем это вместе. Чаще всего с Алией, так как мы обе из Чкаловска, и наши две передержки находятся в Чкаловске. Вместе ездим за продуктами, купаем наших подопечных, лечим и ищем для них добрые руки. Люди помогают нам, кто чем может: деньгами, продуктами, а кто-то занимается пристройством».

За прошедший год через руки Анны прошло много животных: кошки, собаки. Кого-то удалось пристроить, кто-то до сих пор живет на передержке. С особой болью Анна вспоминает о тех, кого спасти не удалось.

О том, как работают волонтёры в Согде, смотрите в нашем видео.


Судьбы таджикских зоозащитников разные: в эту сферу они пришли разными дорогами. Но всех этих людей объединяет самое главное желание — сделать мир людей добрее. Мы понимаем, что не каждый человек готов регулярно заниматься этой тяжелой и, порой, грязной работой. Далеко не каждый человек считает, что животные достойны гуманного отношения. И уж точно не каждый человек поймёт причины, по которым волонтёры так бьются за жизни бездомных животных.

Текст, фото и видео — Зульфия ГОЛУБЕВА

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь