15 мая, в Москве состоится неформальный саммит СНГ. Он интересен тем, что проходит фактически сразу после инаугурация Владимира Путина. То есть неформальная встреча лидеров Содружества в российской столице станет первым большим внешнеполитическим мероприятием для нового-старого президента России.
Практически со всеми главами стран СНГ Путин знаком хорошо (исключение, пожалуй, составляет новый президент Молдавии Николай Тимофти). Но вряд ли стоит надеяться, что отношения между Путиным и первыми лицами независимых государств будут строиться по уже известным алгоритмам образца середины прошлого десятилетия.
Какого Путина ждут старые друзья?
Накануне саммита в Москве лидеры СНГ так или иначе стремятся обозначить те форматы взаимодействия, которые и будут определять политический климат в Содружестве на ближайшие шесть лет. Как и следовало ожидать, наиболее очевидно делает это президент Белоруссии.
Не секрет, что личные отношения Александра Лукашенко с Владимиром Путиным часто складывались весьма непросто. И сейчас Александр Григорьевич старается всячески подчеркнуть, что не собирается «прогибаться» под избранного Россией руководителя.
В своем послании к парламенту Белоруссии Лукашенко сделал особый акцент на том, что не ожидает от вступившего в должность президента Путина давления на Минск.
По словам Лукашенко, «Беларусь невозможно сломать», и «у Путина для этого нет ресурса, да и качество отношений сегодня к этому не предрасполагает». Для придания своему тезису убедительности президент Белоруссии долго и много хвалил китайское руководство за мудрость и благосклонность к его стране.
Как бы между прочим Лукашенко заявил, что двух векторов (Россия — ЕЭП и ЕС) во внешней политике Белоруссии недостаточно, поэтому активно выстраивается третий, с Китаем. Посыл Александра Лукашенко в преддверии нынешнего неформального саммита понятен: он готов дружить и Россией, и с Владимиром Путиным, но на своих условиях.
Президент Узбекистана Ислам Каримов всячески дает понять, что ожидает от Владимира Путина нового уровня личных отношений, поскольку именно он, Каримов, наиболее последовательно в Содружестве выступал за третий президентский срок Путина. В феврале 2008 года Каримов заявил буквально следующее: «Я всегда был сторонником инициативы, которая исходила в том числе и от меня, чтобы Владимир Владимирович выставил свою кандидатуру на третий срок».
Прочна ли дружба «против Запада»
Саммит состоится в период резкого ужесточения Западом своего отношения к некоторым президентам СНГ.
Если раньше любимым «мальчиком для битья» для Евросоюза и США был Александр Лукашенко (справедливости ради, надо отметить, что белорусский лидер дал для этого много поводов), то сейчас эта незавидная роль все больше переходит к президенту Украины Виктору Януковичу.
Итогом суда и заключения в харьковскую колонию Юлии Тимошенко стал фактический ультиматум Запада Виктору Януковичу.
Из-за бойкота 11-ти европейских стран отменен ялтинский саммит Центральноевропейской инициативы, под угрозой тотального бойкота со стороны крупных политиков и чиновников ЕС оказалась украинская часть чемпионата Европы по футболу-2012.
В этой ситуации Киев решил сыграть в свою любимую игру — пригрозить Западу возможностью серьезного сближения с Россией и подключением к интеграционным проектам в рамках ЕврАзЭС.
По словам одного из самых близких к Януковичу членов фракции Партии регионов в Верховной Раде Украины Владимира Зубанова, «последние заявления европейских политиков заставляют Украину внимательнее отнестись к предложению сотрудничества с Россией и, возможно, вернуться к рассмотрению интеграционных проектов».
Однако вряд ли Владимир Путин столь наивен, чтобы не понимать конъюнктурность такого рода заявлений украинских политиков.
Хотя тут появляется соблазн: окончательно додавить Виктора Януковича, чтобы вынудить Киев присоединиться к интеграционным объединениям, и наконец-то повысить статус русского языка на Украине.
Но такой подход может быть контрпродуктивен. По словам людей из близкого окружения украинского президента, Виктор Янукович по своему характеру не приемлет давления и автоматически начинает ему сопротивляться, даже если в результате он оказывается в еще худшей ситуации. Кстати, вся эпопея вокруг Юлии Тимощенко служит тому подтверждением.
Сверхзадача для Владимира Путина в отношениях с президентом Украины — убедить Виктора Януковича, что он воспринимается Москвой как равноправный партнер в интеграционных проектах.
Судя по всему, Запад готов пересмотреть и свое лояльное отношение к Нурсултану Назарбаеву. По информации газеты Corriere della Sera, комиссар итальянской нефтяной компании Eni в Казахстане требует ввести запрет на работу «дочки» в стране, утверждая, что миллионы долларов, выделяемые итальянской стороной на развитие казахстанского бизнеса, уходили на взятки зятю президента Казахстана Тимуру Кулибаеву.
По словам издания, дело уже дошло до итальянской прокуратуры: миланский суд может наложить запрет на заключение контрактов по разработке крупнейшего нефтяного месторождения Казахстана, участие в котором принимает компания Eni.
Безусловно, дружба «против Запада» на какое-то время может объединить лидеров СНГ, но насколько прочен будет альянс, построенный только на такой основе?
И снова Приднестровье и Нагорный Карабах
Президент Молдавии Николай Тимофти принял приглашение участвовать в неформальном саммите глав государств СНГ, хотя это решение было неоднозначно воспринято местной политической элитой. В Кишиневе явно раздражены желанием Владимира Путина придать отношениям с Приднестровской Молдавской Республикой особый статус.
Видимо, Путин попытается убедить своего молдавского коллегу вернуться к базовым принципам так называемого «Плана Дмитрия Козака», который был разработан еще в 2003 году и предполагал урегулирование конфликта между Кишиневом и Тирасполем за счет создания конфедерации при активной роли России.
Пока Тимофти осторожно пытается улучшить отношения с Тирасполем: разблокировано железнодорожное сообщение по территории Приднестровья, сделаны подвижки и в коммуникационной сфере. Но узловые вопросы остаются открытыми. Как, впрочем, и в карабахском противостоянии.
Несмотря на усилия Дмитрия Медведева добиться прогресса в разрешении нагорно-карабахской проблемы, ощутимых результатов достичь не удалось.
Искать от имени России новые подходы к решению этого застарелого конфликта предстоит уже Путину.
В рамках подписанного сразу после официального вступления в должность указа «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» Путин поручил продолжать урегулирование нагорно-карабахского конфликта «во взаимодействии с другими государствами — сопредседателями Минской группы ОБСЕ и на основе принципов, изложенных в совместных заявлениях президента Российской Федерации, президента Соединенных Штатов Америки и президента Французской Республики, сделанных в 2009-2011 годах».
Это, как говорится, официальная позиция, зафиксированная в документах.
Но формат неформального саммита дает уникальную возможность попытаться сблизить позиции Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна.
Пока ясно одно — и президент Армении, и президент Азербайджана готовы к посреднической миссии Владимира Путина.
Предстоящий неформальный саммит может быть примечателен еще одной деталью: на нем собираются присутствовать все президенты стран Содружества. Прибудет в Москву даже президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов, который обычно весьма сдержанно относится к мероприятиям в рамках СНГ.
Как хозяину неформального саммита Владимиру Путину предстоит инициировать, возможно, трудный и даже моментами нелицеприятный, но откровенный диалог о будущем Содружества Независимых Государств.
Иннокентий Адясов,
член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы – специально для РИА Новости
http://ria.ru/analytics/
Совместный Проект «Вечёрки» и РИА Новости