Вчера вечером и под утро сегодняшнего дня пассажиров сразу с нескольких рейсов, прилетевших в Душанбе, отправили на карантин в район Варзоба.
И сегодня таджикский сегмент Фейсбука наполнился публикациями возмущенных людей, помещенных в карантинные зоны. Люди жалуются на отсутствие элементарных условий проживания. При этом, они понимают и поддерживают карантинные меры и не имеют ничего против них. Но людей возмущают анти санитария, отсутствие чистой воды, средств гигиены, холод и скученность. По их словам, если кто-нибудь из прилетевших имеет коронавирус, то при таких условиях все остальные очень быстро также заболеют.
Нигора Бободжонова, прилетевшая из Москвы опубликовала фото и видео из лагеря «Орзу» в Харангоне.
«Спецрейс из Москвы прилетел в 12 часов ночи. Попасть на спецрейс было сложно. Многие таджикистанцы, у которых были на руках билеты из ранее отмененных рейсов от 19 марта не смогли попасть на борт самолета. Билеты на спецрейс продавались там же в аэропорту представителями компании «Сомон Эйр» от 30 до 50 тыс рос. рублей.
По списку на карантин оглашали число в 192 человек, на карантин отправили 180. Куда делись еще 12 человек, я не знаю. Хотя видела, как в аэропорту один из сотрудников вывел девушку, прилетевшую этим рейсом, заявив, что она его родственница. И позже среди отправленных в «Орзу» ее не было», — рассказала нашему корреспонденту Нигора.
Вода из речки, одна кружка на всех
Женщин, среди которых были беременные и после операций, повезли в Варзоб уже в час ночи. Нигора рассказала, что в аэропорту настаивала на помещение беременных женщин в роддома из-за угрозы выкидыша. И снимала на видео действия сотрудников аэропорта. В итоге они забрали у нее телефон и удалили видеофайлы.
«Ночью всем раздали по одной маске и до 13 часов следующего дня больше никаких средств гигиены не предоставляли. Туалетная бумага уже закончилась. Нет дезинфицирующих салфеток, санитайзеров. В комнате находится 45 женщин.
Туалет находится на улице, водопроводный кран тоже, но в нем воды. Единственный источник воды – это речка Варзоб. Нам так и сказали утром, что умыться можем у речки. Но идти к реке страшно, после дождя она стала бурной. Нет никакой гарантии, что никто не упадет в воду.
В комнату из кухни приносят воду в ведре. Есть одна кружка на всех. Водка кипяченная, но на дне плавает мусор». Ниже вы можете посмотреть видео, которое прислала Нигора.
Девушка на видео рассказывает, что на всю комнату одна розетка, кондиционер не работает, чайник-термос имеется, но нет электрического шнура, чтобы подключить его. Мусорных урн в комнатах нет, баки стоят только возле туалета. Сам туалет построен по деревенскому типу: дырка в полу. В Варзобе до сих пор идет дождь и очень холодно, менее 10 градусов тепла. Люди стараются согреться под одеялами.
Нигора рассказала, что ночью одной беременной женщине стало плохо, пошла кровь, но врачей в карантине нет, только медбраты. Женщине еще в России поставили диагноз угроза выкидыша и убедительно порекомендовали лечь на сохранение по приезду в Таджикистан. У нее с собой были таблетки, прописанные для сохранения, она стала их принимать и кровь приостановилась. Женщина попросила вызвать гинеколога, но на 13 часов 21 марта врача так и не было.
У другой молодой женщины недавно были роды путем кесарево, ребенку только месяц. То ли из-за холода, то ли из-за отсутствия нормальных условий, швы вспухли, и женщина боится, что они разойдутся. Но никто не обращает на эти жалобы внимания.
На завтрак из еды подали чай, хлеб и сахар. На обед была рисовая каша. После 13 часов Нигора сообщила, что их всех зовут к приехавшему в лагерь врачу. Позже обещала рассказать подробности. Её видео уже разошлось в Фейсбуке, набирает огромное число комментариев. Может благодаря этому условия карантина будут улучшены?
Недостроенные здания, оголенные провода
Другая таджикистанка, Гульнора Ашурова, прилетевшая в 2 часа ночи с отдыха в Дубаи, попала в лагерь «Зимчуруд» только в 6.30.
Как рассказала Гульнора, всех прилетевших зарегистрировали, еще в самолете измерили температуру. После получения багажа, людям предложили его оставить в аэропорту, так как, по словам сотрудников аэропорта, их отвезут в больницу, возьмут анализы, а потом отпустят домой. Но люди багаж решили взять с собой.
Потом людей разделили: женщин с несовершеннолетними детьми отправили в кожную больницу, а остальных отвезли в «Зимчуруд». В итоге, семья Гульноры разделилась: дочка с внучкой теперь находятся в кожной больнице, а Гульнора с мужем – в Варзобе.
«Судя по оголенными проводам и отсутствию пролетов на лестницах, лагерь еще не достроен. Почему у нас не взяли тесты на коронавирус? Ведь нужно сразу отделить заболевших от здоровых. Мы отдыхали в той части Дубаи, где не было ни одного заболевшего. И кроме моря, никуда не ходили. А среди прилетевших много бизнесменов, которые имели контакты с гораздо большим числом людей. Я не против карантина, полностью согласна провести в изоляции 14 дней, но не в таких же ужасных условиях?», — возмущается Гульнора.
По словам женщины, в Варзоб их привезли на трех городских автобусах. Гульнора переживает: провели ли после этого их дезинфекцию?
Руки помыть негде, один санитайзер на корпус
Женщина не согласилась, чтобы их разделяли с мужем, просила поселить их вместе. Мужу, по ее словам, будет сложно одному в таких условиях. Но человек в белом халате сказал, что ничем помочь не может. Они так и просидели до 11 часов с мужем в коридоре за грязным столом, на котором записывали прибывших и на котором стоял единственный санитайзер на весь двух этажный корпус.
«Я пригорозила жалобами на действия и руководство зоны, и после этого нам с мужем предоставили небольшую комнату в отдельной постройке. Она выполнена из дерева в один слой, в стенах щели, окна в большинстве отсутствуют. Сын привез полиэтилен и мы смогли забить его вместо окон. Но в пристройке есть умывальник, правда с ледяной водой из речки. От этого крана проведены трубы и в другие строения, но видимо до конца работы сделать не успели: воды в других корпусах нет, даже в новых туалетах.
Питьевую воду привозят наши родные, питание тоже, хотя не всем. Среди пассажиров есть иностранцы. Руки мыть негде. О душе и говорить не приходится. У нас собой были санитайзеры и маски, на карантине этого всего нет. Нам только выдали по 2 рулона туалетной бумаги.
«Здесь есть пожилая женщина из Америки. Она после операции: ходит с тростью. Сама она бывший врач, у нее диабет, гипертензия. У меня у самой имеются хронические заболевания. Что случится, если они у нас обострятся? Люди в халатах вообще не похожи на врачей, они не знаю с какой стороны подойти, чтобы температуру измерить. Только один из них похож на медицинского работника: расспросил про болезни, самочувствие. Но сказал, что из всех лекарств у них есть только димедрол и анальгин. Недавно нас посетил сотрудник Отдела образования Варзобского района, пожилой уже человек. Я попросила, чтобы нас отправили в палату к дочери, в кожную больницу. Она сказала, что там есть два свободных места. Он пообещал, что передаст мою просьбу, но почему-то мне кажется, что он этого не сделает», — делится своими впечатлениями Гульнора.
Кто подумает о людях с хроническими заболеваниями?
Посты и комментарии других людей, помещенных на карантин:
Шерзод Холматов: Холод собачий, никак иначе не описать, работал кондиционер который выдувал холодный воздух прямо на меня, после того как проснулся болит все тело, складывается вопрос, а что если мы тут гриппом заболеем? У нас поднимется температура и что тогда? Это единственный тест который они тут проводят.
Лолита Холматова, жена Шерзода написала в Фейсбук:
Мой муж прилетел вчера ночью из Москвы. По прилету их увезли на карантин, ну как увезли…прилетели они в 00:30 ночи. Сначала их долго держали в самолёте (ну это понятно), потом усадили в автобус и в нем они просидели ещё часа полтора. Увезли их в пионерский лагерь «Шарора», высадили из автобуса и они ещё минут 40 стояли под дождём Ждали пока их заведут. Ну внутри ничего нового, такая же грязь,вонь и холод. В 5 утра их потащили на мед осмотр. Перед этим им ни разу не дали ни воду, ни еды…никто даже не предложил.
Мед персонал относится к ним как к стаду, им абсолютно всё равно до людей. Мало того, что в помещении холодно, так там еще и кондиционер дует холодом. Все просьбы его выключить были проигнорированы. Самое страшное во всем этом это то, что мой муж инсулиново зависимый диабетик (диабет 1 типа). Чего нам стояло вчера передать ему инсулин, кто бы знал( В таких условиях он скорее заболеет, ведь у него режим и диета…
Я не хочу сказать, что мой муж особенный, но у него немного другая ситуация, нежели у многих попавших в карантин. Почему это не предусматривается? Или самое главное, чтобы у него не было этого коронавируса. А дальше будь, что будет? А если, не дай Бог,у него в этих условиях что-нибудь случится? Если упадет сахар слишком низко, кто ему поможет? Кто там возьмёт на себя ответственность, в месте, где нет совершенно никаких условий для проживания человека?
На слова моего мужа о том, что с его диабетом в таких условиях можно сдохнуть, врачи сказали ему «Ну и сдыхай»…Почему к ним относятся, как к преступникам?! Почему у них забирают паспорта?!
Нашему правительству выделили миллион евро для создания комфорта! Где это все? Они типа готовят больницу Истиклол, для вот этих приезжающих и гастроэнтерологию. Огромную статью об этом написали и что в итоге?!»
Телефоны Минздрава молчат
Дильрабо Самадова, юрист в Офисе гражданских свобод в Душанбе, также прилетела вчера рейсом из Дубаи:
Я прилетела в страну, из Англии через Дубай. По прибытию молилась, чтобы всех поместили в карантин, не отпускали эту толпу на улицы и по дамам к родственникам. Слаба Богу так и случилось. Не смотря на то, что информацией делятся очень жадно, я узнала, что мы едем на 14 дней в Варзобское ущелье, в какой то, пока не известный лагерь. Пассажиры отнеслись с пониманием и спокойно, хотя были и те, кто возмущался. Вот уже около часа ждем автобусы, которые должны нас отвезти в место карантина, все стоят, нет мест, чтоб сели, нет воды. Женщин с маленькими детьми уже увезли на машине скорой помощи, остальные стоим ждем. Время 3 часа утра.
К нам вышел ответственный человек и все наконец-то объяснил, всем поднял настроение:)
Человек в маске, и комбинезоне, У всех пассажиров перед посадкой в автобус собрал паспорта, без акта, без списка, просто в большой пластиковый пакет:)
За нами наконец-то приехал автобус, и мы в него сели, но никуда не двигаемся. Ждем. Уже 2 часа на ногах.
Мы приехали:) в детский летний лагерь, 3,5 часа как прилетели, ни воды, ни еды, холод. Мы стояли час потому что IRS не пускали автобус бесплатно. Целый час!
Разместились:) в комнатах по 12 человек, расстояние между кроватями 1 метр, воды в ванной нет, НЕТ ВОДЫ и в туалете. В комнатах нет розетки, чтобы зарядить телефон. В комнатах очень холодно, даже если привезут обогреватель из дома, его не во что подключить:) кушаем мы в открытых беседках, а на улице +8. Здание не достроено. Среди нас взрослые, престарелые люди после операция с различными серьезными заболеваниями, хотя бы их могли бы в больнице разместить. Чтобы попить чай нужно спуститься метров 300 к открытой беседке! В ванной нет обогревателя воды, скорее всего не будет и горячей воды. В ванную только проводят освещение. Не давно всем померили температуру, то ли из-за холода, то ли из-за того что нормально не ели температура у многих 35,5-35,8. Так и живем.
Номера Телефона МинЗдрава не отвечают с утра. Спец.штаб по борьбе с коронавирусом….. я не знаю.
Раздали нам туалетную бумагу, бумажное полотенце по 2 рулона на комнату с 12 человеками, привезли жидкое мыло.
Уже к многим приехали родственники, родные привезли необходимые вещи, обстраиваемся.
Посты и комментарии множатся. Но с некоторыми из возмущающихся в Фейсбуке уже начали проводить беседы. Людей просят молчать и не возмущаться.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.
Но неужели так было важно празднование Навруза,?! Не лучше ли было направить эти миллионы на борьбу с коронавирусом?! При уровне нашей медицины и гигиены на что надеются?!
Такая же ситуауия в зоне отдыха шарора в варзобе, полная антисанитария в туалетах, грязь, воды нет в бочках туалетов, отсутствует горячая вода для мытья рук, отсутствуют душевые, в больщих залах по 20 человек лежат в расстоянии менее 1 го метра, холодно, неудобная кровать, с ужасными постельными принадлежностями, в залах вонь носков приезжих, прилетевщие сомон айр 20 марта половину привезли в данную зону отдыха, у ребенка 4годоволаго с мамой уже начались орви нос течет из за холода и не удобств…
Плакать хочется, бедные люди. Но что вы хотели, это же Таджикистан. Там всегда так. По тв наверное танцы )))Правильно девушка говорит. Нужна чистота, гигиена, это же карантин. Люди берегите себя там, смотрите на таком Таджикском карантине на заболейте.