Жестокое обращение и пытки в отношении женщин: то, о чем женщины предпочитают молчать

1
женщина и решетка

Пытки, принуждение к сексуальным связям, оскорбления, унижения, избиение и другое нечеловеческое отношение — к сожалению, сегодня с этим могут столкнуться таджикские женщины при задержании.  

На протяжении последних лет в Таджикистане пытаются искоренить проблему пыток, однако, ее масштабы не уменьшаются, и жестокое обращение в следственных органах становится привычным явлением даже в отношении женщин.  

В Группе правовой помощи Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане имеются обращения нескольких женщин, однако, по словам правозащитников, это малая доля, так как в большинстве случаев женщины предпочитают не говорить открыто об унижениях, которые они пережили. Для женщин, которые обратились в Группу правовой помощи, это был тяжелый шаг, который требовал от них большого мужества.

Парализовать и изнасиловать 

Дикий случай произошел с 24-летней жительницей Вахшского района Н.Б. — матерью двух малолетних детей, которая летом 2019 года подвергалась жестокому обращению и насилию в ОВД этого района. Молодая женщина попала в отдел по подозрению в краже, которую совершил ее старший брат. Будучи ранее судимым, он свалил вину на сестру, оправдывая это тем, что у нее маленькие дети и ей легче будет избежать наказания. В отделе милиции молодую женщину продержали почти двое суток, которые она до сих пор вспоминает с ужасом. От нее требовали признания в совершении кражи, оскорбляли и унижали, после чего перешли к угрозам и пыткам. 

Молодой женщине завязали глаза и заставили быстро бегать по узкому коридору отдела, она натыкалась на стену и падала, вставала и опять бежала.  Ей на голову надели деревянную табуретку, и работники милиции били по ней, от чего женщина испытывала сильные боли. Её мучения на этом не закончились — женщине ввели инъекцию, от которой ее частично парализовало; по ее словам, руки и ноги не подчинялись ей. Воспользовавшись ее бессилием, один из работников отдела изнасиловал Н.Б.

Несмотря на все усилия адвокатов, до настоящего времени никто из виновных сотрудников милиции не был привлечен к ответственности. Н.Б. узнала своего насильника в лице дежурного сотрудника ОВД Вахшского района, куда потерпевшая и ее адвокат однажды пришли вместе. Руководство отказалось сообщить адвокату его имя.

Вот уже более семи месяцев заявление о применении пыток в отношении Н.Б.  проверяется компетентными органами разных уровней, начиная от Генпрокуратуры, прокуратуры района Вахш, суда района Вахш и областной прокуратуры Хатлона, но ответы на свои жалобы Н.Б. ожидает по сей день.

Жертва участкового

Жительница села Пахтакор Пянджского района С.Х. обратилась в Коалицию с жалобами на действия участкового милиционера Убайдулло Салмонова, к которому она обратилась в октябре 2018 года с жалобой на соседа. Убайдулло Салмонов работал в милиции полгода после окончания Академии МВД РТ – это было его первое место работы. Молодой участковый запер дверь своего кабинета и изнасиловал пришедшую с жалобой женщину, после чего пригрозил расправиться с ней, если она расскажет кому-либо об этом.      

— Он сказал, что если я кому-нибудь расскажу о случившемся, то он покалечит меня и сделает таким же инвалидом, как моя мама. Моя мама уже много лет парализована и прикована к постели. Но я и сама не могла кому-то такое рассказать, это было бы позором для меня, меня бы люди осудили, — говорит С.Х.

По словам женщины, участковый после этого случая мог приехать в их дехканское хозяйство и насильно увезти с собой женщину, или же, если встречал ее на улице, то насильно сажал в машину и увозил. Каждый раз она пыталась оказать сопротивление, но он жестоко избивал С.Х. Такое отношение длилось на протяжении 8 месяцев. После очередного избиения она уже обратилась в медэкспертизу для фиксации побоев. Экспертиза (№385, от 24.06.2019) факт избиения подтвердила.  

-У меня были сломаны рука, нос, а также я получила травмы в области ребер и груди. Я написала на него заявление в УВД Хатлонской области. После этого он пришел к нам на поле и стал мне угрожать, он набросился на меня с ножом, но мой семилетний сын встал между нами и нож попал ему в руку. Салмонов опять стал угрожать, что если мы скажем кому-нибудь об этом, то он убьет меня с сыном, — рассказывает С.Х.

Салмонова уволили из органов внутренних дел, но к ответственности не привлекли.  Важно сказать, что и по сей день С. Х. не оставляет надежды на справедливость. В январе 2020 года на очередном приеме в Генпрокуратуре ей сообщили, что проводится проверка заявления о совершении преступления со стороны участкового.

Мать, жена, дочь

К сожалению, не только молодые, но и пожилые женщины, а также дети испытывают на себе жестокость от некоторых правоохранителей.

В отделении внутренних дел г. Турсунзаде с подобным отношением столкнулись две местные жительницы Шарофат Нарзыкулова и Точиниссо Изатулло — мать и жена Хасана Едгорова, которого осенью 2017 года задержали по обвинению в убийстве официанта местного кафе Дмитрия Каримова. Тогда МВД поторопилось официально сообщить, что убийца был задержан по горячим следам и по центральному телевидению был продемонстрирован видеосюжет, в котором Х. Едгоров признавался в совершении убийства.

Однако спустя 9 месяцев был задержан настоящий убийца, а Едгоров Х. был отпущен. Стало известно, что признательные показания мужчина давал под пытками и жестоким обращением, которому подверглись также его мама, жена и даже восьмилетняя дочь.    

По словам Шарофат Нарзыкуловой, с нечеловеческим обращением работников милиции она столкнулась в первый же день, когда задержали ее сына. На тот момент это было лишь административное наказание, якобы за неподчинение сотрудникам милиции. Когда она попыталась пройти во двор через КПП, но её не впустили, дежурный резко закрыл дверь и защемил ее руку, так она простояла 20 минут, после чего случайные прохожие помогли оттолкнуть дверь и освободить руку женщины. Когда ее сыну предъявили обвинение в убийстве, саму Нарзыкулову пытались привлечь в качестве соучастницы, якобы она спрятала украденный браслет и телефон погибшего. В течение двух недель ее ежедневно вызывали на длительные допросы.

— Меня постоянно оскорбляли, называли «воровкой», «матерью убийцы», «бомжом», «хайвон» (животное), и делали это при моем сыне, который ничего не мог сделать, он даже слово сказать не мог в мою защиту, он лишь молча плакал. У меня сердце разрывалось от одного его вида. Его тоже постоянно оскорбляли и унижали, называя «инвалидом», «хромым». Я плакала перед ними, умоляла, становилась на колени, чтобы они не поступали с нами так и «не вешали» на него убийство. Моего сына все знают в городе, он добрый и дружелюбный, даже мухи не обидит, а на убийство человека тем более не способен. Несколько раз у меня от боли сдавливало сердце, в таких случаях они меня выводили на улицу со словами: «Уберите ее отсюда, сдохнет еще, нам же головная боль будет», — рассказывает мать Едгорова Х.

На одном из допросов её сына заставили встать на колени и просить у матери денег. По словам Ш.Нарзыкуловой, у нее требовали 6000 долларов. Сын, стоя на коленях, умолял мать найти деньги, чтобы избавить ее и его от мучений.   Супруга и 8-летняя дочь также испытали на себе жестокость правоохранителей: женщине угрожали, что если они не признаются, то ребенка отправят в детский дом.

— Моя дочь стала бояться людей в милицейской форме, она получила большую психологическую травму, и на нервной почве у нее развился энурез (недержание мочи), — рассказывает Т.Изатулло. По ее словам, она и сама

постоянно подвергалась издевательству, оскорблениям и унижениям.   

«Мы не знаем, как мы остались живы после всего пережитого», — говорит Ш.Нарзыкулова.

Между тем, в отношении пытателей семьи Едгорова Х. — сотрудников отдела внутренних дел г.Турсунзаде Шерали Азизова, Саъди Давлатмуродзода, Эраджа Наимова было возбуждено уголовное дело и с июля 2019 года в Верховном суде  РТ шло судебное разбирательство.

16 января 2020 года в ожидании оглашения приговора зал судебного заседания заполнился людьми.  Но судья принял решение вернуть дело на дополнительное расследование ввиду того, что «… был допущен ряд недостатков и имело место нарушение процессуальных норм…». В частности, судья сказал, что к ответственности должны быть привлечены не только рядовые сотрудники, которые применили пытки, но также и судья суда г. Турсунзаде, который рассматривал дело об административном аресте, руководство УВД и ОМВД, которые не вели должный контроль за действиями своих сотрудников.    

Есть ли надежда на справедливый приговор суда? Время покажет.

Преступник скрылся, виноваты женщины семьи?

Речь идет о невестках одной семьи Мастоне Занийддиновой и Марьям Содиковой, которых задержали в связи с розыском мужа Содыковой, обвиняемого в хищении крупной суммы денег. 

16 декабря 2017 года сотрудники ОВД района Шохмансур города Душанбе ворвались в дом их свекра в связи с тем, что муж Содиковой, подозреваемый  в краже большой суммы денег скрылся от правоохранителей. От нервного перенапряжения Марьям потеряла сознание, но несмотря на ее состояние, работники милиции забрали ее и двух маленьких детей в отдел для выяснения обстоятельств.

Со слов женщины, её избивали и пытали током, пытаясь узнать, где скрывается ее муж, похитивший большую сумму денег. Пытки над женщиной продолжались трое суток. Дети находились все это время в отделе, им  разрешали спать на стульях. Вместе с ней в отделение милиции района Шохмансур забрали и Мастону Зайниддинову, которая также подверглась избиениям и унижениям.

Через год в отношении сотрудника милиции ОМВД района Шохмансур Нурхонова Ф. и других лиц по этому делу Генеральной прокуратурой РТ было возбуждено уголовное дело по шести статьям Уголовного Кодекса РТ, включая применение пыток.

16 декабря 2019 года судом города Душанбе оглашен приговор, по которому подсудимые признаны виновными по всем статьям обвинения, и получили следующее наказание: Нурхонов Ф. — 17 лет лишения свободы, Сабзаев А.- 9 лет лишения свободы, Вахобов У. – 7,5 лет лишения свободы и Икрориддин Ахлиддин — 9 лет лишения свободы. Справедливость торжествует.

Не каждая скажет

В Группе правовой помощи сообщили, что случаев пыток в отношении женщин может быть намного больше, но женщины предпочитают молчать об этом.   Женщины становятся заложницами предубеждений, связанных с менталитетом, осуждением в обществе и семье, — считает Наджиба Ширинбекова, экс-координатор Группы правовой помощи Коалиции.

По ее словам,  женщина – жертва  пыток сталкивается с рядом трудностей: свой фактический статус жертвы им приходится самостоятельно доказывать в правовом русле: то есть проведение различного рода экспертиз, сбор доказательств, обивание порогов прокуратуры и многое другое невозможно без квалифицированной помощи адвоката, которая не всегда доступна, особенно в сельской глубинке.

Женщина-жертва попадает в «недружественную среду», многие женщины жалуются на грубое обращение, даже в системе органов прокуратуры. Еще одна негативная особенность, о которой в нашем обществе умалчивают, это вопрос семейного статуса женщины. Если женщина разведена и осталась одна с детьми, её клеймят «бева» (вдова), что дает повод обращаться с ней грубо, невежливо. В разговорной речи это слово используется с целью унижения.

По словам Н.Ширинбековой, не дождавшись справедливости в своих районах проживания, женщины приезжают в Душанбе, чтобы обратиться в Генеральную прокуратуру, но, как правило, такие жалобы перенаправляются обратно в районы. Вполне понятно, что структурное подразделение прокуратуры не заинтересовано в объективном расследовании фактов жестокого обращения.  Особенно в случаях, когда в отношении жертвы пыток было также возбуждено уголовное дело, и местная прокуратура утвердила обвинительное заключение. «По многим обращениям к нам мы наблюдаем, что жители районов предпочитают обращаться в Генеральную прокуратуру, надеясь, что в «главной прокуратуре» их жалоба будет рассмотрена и проблема решена», — говорит собеседница.

 Не стоит также забывать, что жертвы пыток — это люди, которые подозреваются в совершении уголовных преступлений, что формирует к ним несочуственное отношение общества. К сожалению, зачастую забывается о презумпции невиновности, и к задержанному или подозреваемому гражданину уже формируется негативное отношение, и может быть применено жестокое обращение в целях наказания. 

Между тем, согласно приказу МВД РТ от 01.01.2006 года № 1 «О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних  дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам»  — Любые  доказательства безответственности, предубеждений и неуважительного поведения, грубости и злобы по отношению к людям расцениваются как серьезный недостаток в работе, и необходимо принять дисциплинарные меры, чтобы исключить их из рядов милиции. Каждый такой случай должен быть серьезно обсужден в коллективе или перед руководством органов внутренних дел, подразделений внутренних сил. Сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск обязаны обращать внимание на культуру речи, носить строгую военную форму и обращаться к гражданам только на «Вы».

О.Бобоназарова: «Это новое явление для нашего общества»   

Таджикская правозащитница Ойнихол Бобоназарова утверждает, что пыток в отношении женщин в Таджикистане раньше никогда не было. По крайней мере, в своей многолетней практике она с этим никогда не сталкивалась.

Появление таких случаев, по ее мнению, является последствием неэффективной борьбы против пыток в стране, где в большинстве случаев виновные в пытках остаются безнаказанными. Это порождает чувство неприкасаемости и вседозволенности у работников следственных органов. 

— Женщина в нашем обществе всегда считалась неприкосновенной, так как она мать, она слаба по своей природе и это очень страшно, что в нашем обществе стали так относиться к женщине. Это означает, что женщина стала еще более уязвимее, и это при том, что мы подписывали многочисленные международные пакты, в соответствии с которыми роль женщины и ее защита должны были быть взяты под особый контроль, — говорит О.Бобоназарова.

По ее словам, необходимы меры для защиты от пыток не только женщин, но и мужчин. Для этого нужно ускорить процесс оснащения кабинетов допроса видеокамерами, усилить институт адвокатуры, который сегодня является очень слабым, и привлечь к решению проблемы Комитет по делам женщин и семьи, так как он создан именно для защиты женщин. Нужны самые жесткие меры по предотвращению нечеловеческого отношения над женщинами, уверена Бобоназарова.  

Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Мусульманские республики после выхода из СССР-стали все более скатываться в варварский средний век….И эти дикари миллионами едут к нам в Россию(((((

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь