Галия Рабиева родилась в районе Рудаки в селе Рохати. Окончила среднюю школу № 1. Поступила в Политехнический институт, окончив который, осталась работать на кафедре. В 1978 году перешла на комсомольскую работу, семь лет была завотделом студенческой молодёжи ЦК комсомола Таджикистана. После этого работала в органах государственной власти: сначала в Управлении делами Совета Министров республики, а с 1987 по 1991 годы, в годы перестройки, когда радикально преобразовывалась работа органов государственного управления, была заместителем председателя исполкома Центрального районного Совета народных депутатов города Душанбе. Затем работала в Аппарате правительства, а с 1994 по 2005 годы — старшим советником президента по кадровой политике. В 2005 году была избрана депутатом Маджлиси Намояндагон по единому общереспубликанскому округу от Народно-демократической партии Таджикистана, а в этом созыве с прошлого года является депутатом от избирательного округа Сомони, включающего 9 джамоатов района Рудаки. Является заместителем председателя Комитета Маджлиси Намояндагон по государственному строительству и местному самоуправлению.
— Расскажите о Ваших достижениях за последние 2-3 года.
— Наверное, самое крупное достижение, это то, что после пребывания в статусе депутата от общереспубликанского округа, я во второй раз вновь баллотировалась, как кандидат от одномандатного округа. Считаю, что это было серьёзным испытанием, потому что у меня было 4 соперника, и я победила в первом туре. По депутатской деятельности, думаю, крупной работой было участие в группе по разработке новой редакции регламента Маджлиси Намояндагон. Было много работы: как творческой, так и технической. Сейчас мы с коллегой по Комитету внесли законопроект о поправках в закон «О государственной службе», а с коллегами по временной экологической комиссии подготовили законопроект «Об особо охраняемых природных территориях».
-Ваше жизненное кредо?
— Мне нравится такое выражение: «Лучше быть страдающим в правом деле, чем побеждающим в неправом». Есть ещё известное изречение, которое часто напоминал мой отец: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Словом, позиция — жить по совести.
— О чём Вы мечтаете?
— Сегодня, наверное, не только я, но и все мои соотечественники мечтают о том, чтобы решились водно-энергетические проблемы страны, была обеспечена энергетическая независимость. Может, кому-то это покажется слишком пафосным, но это — наша действительность. Мне кажется, что всякий гражданин Таджикистана хочет, чтобы в каждом доме было светло, тепло, уютно, чтобы дети были здоровы, чтобы не было войн и поставленные нами цели были выполнены.
— Назовите три главные проблемы нашего города.
— Думаю, это, прежде всего, проблемы жилищно-коммунального хозяйства. И они не столько зависят от руководства города, сколько от самих жильцов. Люди до сих пор ещё не осознают, что стали собственниками, а, значит, должны объединяться и решать эти проблемы. Вторая проблема тоже связана с ЖКХ — это санитарное состояние города, имею в виду организацию вывоза твёрдо-бытовых отходов. Видно, что городские власти для этого делают много, вот в нашем микрорайоне установили 10 мусорных ящиков. Но сами жильцы должны также обращать на это внимание. В других странах нет таких мусоросборочных площадок, как у нас — в самом центре микрорайонов. Там обязательно употребление специальных пакетов, и мусор вывозят специализированные компании. В нашем микрорайоне площадка не асфальтирована, и, когда приезжает машина, особенно в дождливые дни, грязь развозится по всему микрорайону. Третья проблема, я считаю, связана с тем, что у нас ещё мало мест для культурного отдыха. Сейчас детей повести некуда, кроме центров «Лимпопо», где цены высокие, и не каждая семья может себе позволить это, и наша молодёжь предоставлена сама себе. Ведь на дискотеки ходят немногие, да и не всех устраивает их атмосфера. Поэтому мне нравится то, что у нас в городе сейчас строятся библиотека, музей и национальный театр.
— Если бы Вы были мэром, с чего бы Вы начали?
— Наряду с теми многими делами, что делаются, обратила бы внимание на систему уличного освещения в парках и скверах, сделала бы её более современной, лаконичной. У нас слишком много пестроты, в одном месте сосредоточены светильники разного типа. Я по специальности инженер-электрик, и мне не очень нравится тот разнобой, который есть у нас, это несколько режет глаз. Во-вторых — озеленение города. Сейчас вижу, что у нас большое внимание уделяется цветам — это хорошо, но неплохо было бы сеять такие сорта, которые могли бы всё лето, не высыхая, украшать город.
— Какое решение правительства Вы одобряете или не одобряете?
— Мне нравится, что в последнее время взят курс на обеспечение верховенства закона, особенно ужесточения в использовании земель. Действительно, незаконное использование земель — это больная проблема, которая особенно волнует население. А во- вторых, мне нравятся моменты усиления демократических начал и вовлечения общественности в процесс принятия решений. К примеру, создание общественных комиссий по контролю распределения земли, привлечение общественности к обсуждению новой редакции Налогового кодекса, названной в Послании президента к Маджлиси Оли.
— Чтобы Вы хотели сказать и кому?
— У меня год назад умерла мама, и сейчас бы я сказала ей самые тёплые и нежные слова, но это, к сожалению, невозможно. А ещё хотела бы обратиться к тем людям, которые сейчас сознательно дестабилизируют обстановку в ряде стран, например, в арабских странах, чтобы они всмотрелись не в те преднамеренно отобранные картинки, которые показывают ангажированные телевизионные каналы, а в те, которые реально существуют. Нужно всеми способами остановить эти убийства. Хотела бы сказать и нашим коллегам из Узбекистана по поводу Рогунской ГЭС, чтобы они как-то уже обратились к здравому смыслу, чтобы оценили нашу ситуацию, учитывали заявления нашего главы государства о том, что никакого вреда им нанесено не будет. И вообще, тем людям, которые любят делать скоропалительные выводы — оценивайте ситуацию со всех сторон, старайтесь видеть мир не только в чёрном цвете, научитесь видеть и позитивные стороны.
— Что интересного Вы для себя узнали за последнее время и откуда?
— В основном, это связано с работой. Например, с интересом изучила вопросы организации охраны природных территорий в мире, Всемирной сети биосферных резерватов. Вообще, в связи с членством в экологической комиссии, узнала много интересного в этой сфере, к примеру, об изменении климата, сохранении биоразнообразия. А когда мы готовились к заседанию совместного парламентского Комитета по сотрудничеству между Европейским парламентом и Маджлиси Намояндагон, нужно было просмотреть материалы нашего сотрудничества с Европейским Союзом и со странами — членами этого сообщества. Соответственно, было интересно изучить историю, деятельность Европейского Союза и его структур.
— Ваше хобби?
— На первом месте — это книги, а потом — компьютер и компьютерные игры. Но, конечно, не обычные игры, мне нравятся серьёзные ролевые игры. Интересно последовательно, не торопясь, распутывать головоломки, выполнять задания. Это тоже своего рода тренировка памяти и мышления. К сожалению, много времени этому хобби не уделишь, занимаюсь этим в основном поздно вечером. Еще люблю и умею мастерить поделки — к примеру, всякие мелочи для кухни, типа прихваток, накрывалку на чайник, но на это совсем времени нет.
— Есть ли у Вас таланты?
— Не знаю, это нужно спросить у других, что они скажут.
— Какие из грехов Вы считаете самыми тяжкими?
— Вообще, известны семь тяжких грехов. Наверное, выделю зависть, сплетни и уныние. Терпеть не могу, когда человек завидует другому человеку. Зачем? Для чего? Наоборот, надо радоваться чьим-то успехам. И очень не люблю сплетни. Причем, это касается не только женщин, мужчины тоже любят посплетничать. Зная об этом, со мной предпочитают на эти темы не разговаривать. Мне также не нравится, когда человек вечно пребывает в унынии, постоянно жалуясь на то, что всё у него плохо. Как говорится, либо ты примирись с ситуацией, если не можешь на неё повлиять, либо научись извлекать из неё что-то полезное для себя.
— За последние годы Ваша жизненная позиция поменялась или осталась прежней?
— Каждый человек, наверное, с возрастом изменяется. Я с молодости была вспыльчивая, резкая, категоричная. С возрастом стала сомневаться, что, может, не всегда нужно «резать» правду в глаза. Конечно, в нашей профессии это не просто, мы обязаны быть критичными, бороться с недостатками. Тем не менее, наверное, надо находить нужные слова, чтобы не обидеть человека, а убедить его. В этом отношении, может быть, я поменялась. Одна моя подруга сказала, что я стала мудрее. Хотя я сама этого за собой не особо замечаю, всё равно ещё ловлю себя на том, что порой бываю резкой, категоричной, надо быть всё-таки мягче. Это, правда, о характере. А жизненная позиция, пожалуй, та же, но об этом мы уже говорили.
Виктория ЛИТВИНЕНКО