Ранние браки, насилие в семье, ссоры на границе. Как живут женщины на севере Таджикистана

0

С 25 ноября по 10 декабря во многих регионах  страны  проходит кампания «16 дней против насилия в отношении женщин».  Группа журналистов Национальной коалиции женщин журналистов в рамках проекта «Свободный микрофон: женщины журналисты  помогают женщинам в регионах», посетила в эти дни Худжанд, Истаравшан и Исфару.

ДЕВУШКА  ИЗ   ЧОРКУХА…

Ещё в советское время некоторые  кишлаки Исфаринского района считались очень религиозными и очень редко девушки  из отдалённых кишлаков этого района обучались в вузах.  Помню, в 70-е годы прошлого столетия,  с нами  в университете параллельно  на  филфаке,  училась девушка из Чоркуха.

На протяжении  пяти лет обучения, она ни разу не сменила свой внешний вид. Постоянно  носила платок, надевала национальное  платье с длинными  рукавами  и  шарвары.

Училась на  «хорошо» и «отлично». Несколько раз её  вызывали в деканат по поводу одежды, уговоры подруг тоже не смогли  переубедить,  поменять  свой гардероб. Но потом ее  высокая успеваемость в учёбе и безупречное  поведение  для многих стало  примером.

«У нас в Чоркухе,  духовенство  и многие мужчины,  очень строго  относятся к внешности  женщин села, нам недозволительно носить европейскую одежду или  ходить без платка, — говорила она, —  уезжая на учебу в Душанбе, я обещала своим родителям, что не нарушу  устоявшиеся наши традиции».

—  Ведь  из нашего посёлка редко девушкам  удаётся поступить в вузы, их родители не пускают. И  я должна думать о  тех  девочках, которые   после меня захотят приехать  в Душанбе  на учебу в вузы, — поясняла она нам.

 ЖЕНЩИНЫ  ПЕРВЫЕ СТАЛИ  ДОГОВАРИВАТЬСЯ  О МИРЕ

Еще недавно СМИ сообщали  о частых стычках и баталиях на территориях приграничных посёлков между таджиками и кыргызами.

Неоднократные  встречи  различных  межправительственных  комиссий и представителей международных институтов,  дали свои плюсы.   Пока там спокойно.

Однако,  хочу поделиться и другой информацией, которую нам рассказали женщины Чоркуха: как и кто, им помог  «притушить»  огонь  враждебности  на территориях  их  сёл, где проживают 40 тысяч население из них 22 тысячи -женщины. Наша встреча с женщинами  состоялась  в средней школе № 58 джамоата  Чоркух.

—  Поверьте, столько лет проработала на различных должностях, имею, богатый жизненный и профессиональный опыт,  но когда узнала, что у нас в джамоате  проводят семинары проекта «Трансграничное сотрудничество для достижения  устойчивого мира и развития»  Общественной Организации «Мир», я пошла туда, — заявила Иноят Каримова, ветеран труда, ныне пенсионерка.

«В ходе образовательных занятий  на этих семинарах, мы  ещё  больше получили  знания о правах женщин. В годы гражданской войны, это уже не секрет,  в наших сёлах, да и по всей республики,  сильно усложнилась позиция женщин в обществе. Активизировались  приверженцы радикального ислама.  Ранние браки, чуть ли не правилом стало было брать вторую, третью жену. Даже родители  не дожидаясь совершеннолетия дочери, выдавали ее замуж, будто быстро избавлялись от нее. В отношении девушек и женщин в те годы  насилие происходило  и в обществе, и  дома. Отрадно, что глава государства  своевременно  начал  борьбу с радикалами, все коренным образом  поменялось», — рассказывает Иноят Каримова.

Как рассказывают женщины, они, активистки стараются, чтобы девушки  окончили школы, и  продолжали учёбу в вузах или колледжах. Беседуют  с их родителями,  чтобы разрешали  дочерям учиться, проводят встречи молодежи с ветеранами труда, морально готовят юношей к службе в армию.   Но, главное, помогают тем семьям, у кого нет кормильца или  находится в трудовой миграции.

— Только мы стали налаживать свою жизнь после гражданской войны, тут появилась новая беда,  недоразумения  и стычки со стороны наших соседей кыргызов, — вступила в разговор  представитель аграрного  отдела джамоата Чоркух   Нодира Авезова, — неизвестные люди сжигали наши  урожаи кукурузы, портили  созревший урожай  риса на полях, срубали фруктовые деревья. Также усугубились проблемы  с использованием поливной воды для полей, садов и участков, особенно, в жаркое лето.

 

«В селе Ходжиало, где я проживаю,  с советских времён наши дома расположены  в «шахматном» порядке с кыргызскими семьями.   Десятилетия жили в дружбе и согласия, ходили  друг другу на свадьбы, вместе проводили национальные праздники. И вдруг в одночасье стали врагами!  А ведь нас разделяет всего одна дорога, по которой и мы ходим, и они. Чуть позже мы заметили, что какие-то не знакомые подростки и юноши с той стороны, закидывали  наших детей камнями, когда они возвращались  из школы. Наши ребята стали  в них тоже бросать камни, таким образом, завязывались  драки. К ним  подключались  родители, взрослые мужчины и доходило до кровавых  стычек. Долго не могли прийти к согласию, они нас обвиняли, мы их, так и жили некоторое время», — рассказала Нодира Авезова.

Тренеры ОО «Мир»  на семинарах и курсах обучили женщин приграничных сел Джамоата Чоркух толерантности, медиаторству  и методам   эффективных   переговоров. Также, совместным  переговорам  по природным ресурсам. Жители стали постепенно снова приходить к согласию и миру по решению тех или иных  вопросов.  Сократились  стычки между таджикскими и кыргызскими ребятами, их  родителями  и взрослыми людьми. После этих курсов люди  почувствовали, что насилие можно искоренить или снизить, если сесть за один дастархан и мирно поговорить, что они и сделали. Женщины  джамоата Чоркух, а их  более 200 человек, стали   приглашать к себе в гости женщин приграничных сёл Кыргызстана  и проводить  чаепитие. Они тоже ответили им гостеприимством. Теперь раз в месяц встречаются,  либо на таджикской территории, либо на кыргызской,  готовят вместе  плов, пекут лепешки. Приглашают кыргызок  на экскурсию в Исфару, они уже побывали на хлебозаводе, посетили салоны красоты, ателье, где девушки обучили друг друга вышивке. Они остались очень довольными, ведь их сёла находятся далеко от райцентров.

СЕЛО «СУРХ»

Это второе  по значимости крупное поселение в Исфаре. В общеобразовательной школе № 29, мы застали группу женщин из 50 человек, которые были слушательницами  семинара: «Насилие в доме, на улице и в обществе». Некоторые женщины  и девушки впервые участвовали  на семинаре.

— С детства от своих родителей испытываю побои и ругань, но не знала, что это домашнее насилие, —  пояснила одна из школьниц. – Спрашиваете, за что ругают? Ну, например, во время не накормила домашнюю скотину или не подмела двор.

Беседуя, с некоторыми школьницами мы узнали, что они в свои юные годы уже  помолвлены с молодыми парнями. На вопрос: «А вы согласны с решением родителей? И  вы знаете, с кем помолвлены?», девочки улыбаясь, утвердительно отвечали, что знают своего суженного, и потом  «ведь, родители не хотят плохое для своего ребёнка, они лучше нас знают, что для дочери важнее семейное счастье».

Одна из женщин сообщила нам, что её соседи свою дочь-пятиклассницу помолвили с девятиклассником из другого кишлака.

— Печально, что  даже  девочки-школьницы придерживаются этого  мышления: быстро  найти состоятельного мужа, то есть, она  не должна отставать от тех девочек, которым  родители уже нашли жениха, — пояснила нам ассистент  проекта ОО «Мир» Фируза  Дадабаева, — на мой взгляд,  здесь  нужно проводить семинары не только с девочками, но и  с взрослыми людьми, а именно с мужчинами, которые порой делают своих дочерей несчастными. Неблагополучная тенденция  и стереотип среди некоторых  мужчин  развиты  в этом селе. По их мнению, нужно со школьной скамьи свою дочь помолвить, чтобы  она была уже «занята». Здесь считается,  если у девочки нет суженного, значит она  в будущем  обречена  на одиночество.  Либо думают: «чем  моя дочь хуже  других соседских дочерей, которые помолвлены?».

«К счастью, женщины-матери  уже прислушиваются к нашим беседам в этом направлении.  Мы задействовали представителей женсовета  местного хукумата, духовенство, председателей махаллей, учителей. Но, пока это начало. Мы стараемся свои семинары проводить в районе с тем, чтобы сельские женщины выезжали из своих отдалённых кишлаков, несколько дней пожили в райцентре, увидели что-то новое», — рассказала Фируза Дадабаева.

Недавно, среди женщин 4 сёл джамоата Чоркух провели образовательные курсы  по обучению планирования семейного бюджета. Если раньше  некоторые женщины, получали  переводы своих мужчин из России и тратили на различные не нужные вещи, то в последние месяцы, стали разумно распределять свой семейный бюджет.

«Работая с женщинами отдалённых кишлаков, мы заметили, что насилия в основном, исходит от свекрови, нежели от мужчин по отношению к женщине», — поделилась мнением Фируза Дадабаева.

Азизходжа Ходжаев  координатор проекта «Трансграничное сотрудничество для достижения устойчивого развития», Общественной организации «Мир» (Мастерская инициатив для развития)  поддерживаемой программой ООН «Женщины» добавил, что эта вторая фаза проекта, которая началась  в августе  2018 года и завершается в конце декабря.

— За 6 месяцев мы обучили 60 женщин и воспитали из них лидеров, которые  после  наших семинаров в своих сёлах сами стали обучать других женщин. Темы семинаров:  как вести себя в конфликтных ситуациях, толерантность в отношении собеседника, повышение потенциала женщин,  как снизить домашнее насилия, как правильно распределять сбережения.

К нам часто обращаются  с проблемами трудоустройства. Если раньше  многие женщины работали на фабрике или на консервном  заводе в две-три смены, то сейчас они сократили свою мощность выпуска продукций и работы хватает лишь на одну смену.  Но мы  смогли некоторых женщин  обеспечить  надомной  работой. Это изготовление продукции из сухофруктов. Другая проблема это нехватка земельных участков  для молодых семей. Молодые женятся, создаётся новая семья, появляются дети. Порой  в одном дворе проживают по 3-4  семьи. В некоторых таких дворах, появляется  очаг насилия,  где совместно не уживаются  несколько невесток или братья ругаются  между собой, — заключил А. Ходжаев.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДВЕРИ И РЕШЕТКИ НА ОКНАХ

В городе Худжанд многие женщины, подергавшиеся насилию  хорошо знают Общественную организацию «Гулрухсор» и временное убежище при этой организации.

— Почему решётки на дверях и окнах? —  переспросила нас  директор Центра  Абдуллоева  Гулрухсор Махсудовна, — это от озлобленных и разъяренных или пьяных  мужей и женихов  наших пациенток.  Узнав,  где находится их жёны-жертвы насилия, они приходят сюда, чтобы продолжить свои злодеяния и устраивают дебош. К счастью, рядом с нами находятся участок милиции. Ведь,  в Худжанде и в области, это единственное,  временное убежище  — шелтор, где  жертвы насилия  первые дни, могут скрыться от насилия  и прожить  в нём 14 дней.  Здесь находятся три комнаты,  с кроватями и постельным бельём, для малышей колыбели, в фойе диван с креслами и телевизором, некоторая посуда. Им  бесплатно предоставляется  трёх разовое питание, медицинское обслуживание, юридическая  консультация  и психологическая поддержка. Работники Центра за это время  идут к  родственникам  жертвы насилия, беседуют с ними, узнают причины насилия, советуются, что надо  делать, как найти консенсус, готовят к примирению. Затем приглашаем  две стороны,   стараемся  их помирить, и это нам часто удаётся. Порой причины раздора бывают  до того примитивны, что после  совместных бесед,  свекровь и невестка  просят друг у друга извинения и прощения, и уходят вместе домой.

За 10 месяцев временным убежищем воспользовались  30 женщин с  детьми (31 ребёнок)  и  один подросток, — заявила директор Центра, —  за помощью обратились 1473 жертвы насилия, как по телефону доверия, так и при очной консультации.

Как  рассказала Абдллоева Гулрухсор, с 2005 года при  финансовой поддержке  посольства США и Финляндии в партнёрстве с ОБСЕ в Таджикистане, при Центре функционирует  Временное убежище для женщин, жертв домашнего насилия. По настоящее время временное убежище продолжает свою деятельность при поддержке ЗАО МДО «Имон Интернешнл».

В ходе беседы в зале Центра нам предоставили время поговорить с двумя  молодыми женщинами, которые пережили трудные времена.

ДВЕ ИСТОРИИ  МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН

— Я только после свадьбы узнала, что у мужа была первая жена, которая не понравилась моей свекрови, и она выгнала её, — вытирая слёзы,  поведала нам свою историю жизни Холида (имя изменено), — их семья состоятельная, выгнав одну, они тут же сосватали меня. Мы живём в отдалённой  махалле и не очень хорошо знали их семью.  Моя мама согласилась, думала,  что это моё первое счастье, и отказываться нельзя. Первую неделю муж со мной был ласков, пока  сидел дома. Свекровь была счастлива, всё повторяла ему: «Видишь, какую я тебе нашла послушную и работящую жену». Да, и я старалась, как молодая жена выполнять все дела по дому и его капризы. Но через неделю, он вместе с друзьями пошёл  на день рождения друга, вернулся поздно ночью пьяным. Свекровь, стала причитать и ругать его: «Опять ходил к ней!». Так я узнала, что у него была первая жена, к которой он пошел, после дня  рождения друга. Уйти от него, это значит, что я не вытерпела соперницу, да и свекровь была на моей стороне! Ради свекра и свекрови я стала всё терпеть. Напившись, он избивал меня и гнал из дому. Несколько раз я уходила домой к матери, но свекровь опять меня возвращала. Так, прожили несколько лет, постоянно бил, ругался и выгонял из дому. Имеем двоих детей. Недавно, скончалась моя заступница – свекровь, мой муж привёл в отчий дом свою первую жену и  стал откровенно с ней  жить, а меня с детьми выгнал  из  дома. Я подала документы в суд, по решению суда  нам в этом доме выделили комнатку. Продать большой двор невозможно, так как он принадлежит свёкру. Это решение суда моего  мужа  не устроило, и он опять стал меня избивать и гнать из дома.  Его отец старенький и не вмешивается в наши дела, и я ушла к своей  матери. Но, она вновь вернула нас со словами: «Терпи, вы одна семья, подумай о детях».  Мне так обидно, что я не нашла поддержки у своей родной матери, которая думает только о своём авторитете среди соседей и родственников.  Недавно он меня так избил, что я вынуждена была сбежать с детьми из дома. Мне подсказали адрес Центра «Гулрухсор», я пришла сюда, здесь нашла покой, понимание и заботу, которые уже  на протяжении 8 лет не испытывала. Мне всего 28 лет, а я была похоже на маленькую старушку. Девочки Центра  нашли  мне работу, сейчас снимаю комнату и живу с детьми, — улыбнувшись, сказала Холида.

У второй нашей собеседницы Рафоат (имя изменено), история противоположная.  Они с мужем  друг друга любят, но свекровь и его братья против их семейной жизни.

— Моя свекровь, считает, что я не красивая и не достойна её сына. Ей не нравится моя внешность, походка,  не нравится, как я разговариваю или готовлю еду, стираю или глажу бельё. Я старалась не перечить ей, не спорить, ведь я очень люблю её сына, да и сын у нас растёт. Но  однажды родные  братья сильно избили его, сказав, что «твоя жена не нравится нашей маме и поэтому она болеет, разведись». Потом начали поднимать руку и на меня, я ушла к своим родителям. Но тайком переписывались и тайком  вместе с сыном встречались с ним  в городе.  Как-то братья его выследили, поймали и при всех на улице  сильно избили, засунули в свою машину и увезли. Всю неделю я не имела весточки от него, сильно беспокоилась. Хорошо, что он мне позвонил и сказал, что всё с ним в порядке.  Сейчас  братья увезли его в Россию, чтоб совсем мы расстались. Я ради его жизни отказалась с ним разговаривать по телефону и отпустила его. Но сейчас  пришла в Центр к специалистам получить  юридическую и психологическую  помощь. Хочу, чтобы его родственники купили нам с сыном однокомнатную  квартиру, — рассказала Рафоат.

Салимахон Ходжимурадова

Проект «Свободный микрофон: женщины-журналисты помогают женщинам в регионах» финансируется Программой Малых Грантов Комиссии по развитию демократии Посольства США в Таджикистане

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь