Тахмина Джураева: «Все посещения закрытых учреждений проводятся без уведомления»

0

В течение четырех лет мониторинговая группа Коалиции гражданского общества Таджикистана против пыток и безнаказанности имеет доступ в закрытые учреждения и проводит мониторинг по соблюдению прав человека. Беседуем с руководителем группы Коалиции по мониторингу Тахминой ДЖУРАЕВОЙ.

— Долгие годы в Таджикистане не было доступа гражданского общества в закрытые учреждения – колонии, СИЗО, ИВС, психиатрические учреждения и т.д. Как вам удалось этого добиться?

— В декабре 2012 года Уполномоченный по правам человека (УПЧ) в Таджикистане выступил с инициативой о создании совместной с Бюро по правам человека и соблюдению законности Рабочей группы по мониторингу мест лишения свободы в рамках модели «Омбудсмен плюс». Мониторинговая группа, создаваемая тогда в рамках данной инициативы, могла стать основой для внедрения Национального превентивного механизма (НПМ) согласно Факультативному протоколу к Конвенции против пыток, который представляет собой механизм постоянного мониторинга мест лишения свободы в целях предупреждения пыток и других форм жестокого обращения.

Бюро по правам человека и соблюдению законности предложило начать эту работу в рамках Коалиции против пыток. Так, с февраля по май 2013 года Коалиция против пыток провела ряд переговоров с УПЧ относительно условий вхождения членов Коалиции в мониторинговую группу. Позиция Коалиции заключалась в том, чтобы деятельность мониторинговой группы соответствовала полностью Парижским принципам и требованиям Факультативного протокола, таким как независимость, беспристрастность, включение в группу независимых экспертов и специалистов. Также было необходимо, чтобы деятельность рабочей группы по мониторингу мест лишения свободы регулировалась отдельным Положением, в котором четко был бы определен объем полномочий членов мониторинговой группы.

Так, приказом УПЧ от 6 августа 2013 года была создана Рабочая группа по продвижению ратификации ФП к КПП, состоящая из 12 представителей государственных органов и гражданского общества. Рабочая группа наделена полномочиями по координации и фасилитации пилотирования мониторингового механизма и включает представителей Омбудсмена, государственных органов, включая Исполнительный аппарат президента РТ, парламент, прокуратуру и судебные органы, а также представителей академического круга и гражданского общества, членов Коалиции против пыток.

Далее, по согласованию с рабочей группой, была образована мониторинговая группа, которая включает представителей Уполномоченного по правам человека в РТ и гражданского общества.

— Ваши визиты неожиданные или вы их заранее согласуете с руководством закрытых учреждений?

— На первом этапе работы все посещения проводились по предварительному уведомлению. Был разработан рабочий план посещений закрытых учреждений, включающий названия мест посещений, предварительное время, тип и сроки мониторинга, а также состав мониторинговых групп. Через год осуществления деятельности группы, в 2015 году, Коалиция и Омбудсмен пришли к согласию, что все последующие посещения будут проводиться без предварительного уведомления. Так, начиная с 2015 г. все посещения проводятся без уведомления. В самом начале каждого календарного года Омбудсмен направляет письма в МВД, министерство юстиции, министерство здравоохранения и социальной защиты населения, министерство труда, занятости и миграции, министерство образования и науки, в котором указывается, что мониторинговая группа будет в течение года осуществлять мониторинги учреждений, подведомственных им. Однако ни названия учреждения, ни даты посещения не указываются.

— Какие учреждения вы мониторили в последний раз? Каковы общие выводы? Какие общие недостатки выявлены?

— Последние посещения прошли в конце сентября в Согдийской области – в ИВС, психиатрическом учреждении и наркологическом центре. В настоящее время результаты обрабатываются, и выводы будут доступны в скором времени на сайте Коалиции гражданского общества против пыток и безнаказанности в РТ.

— Вам разрешается беседовать с заключенными наедине?

— Да, разрешается. То есть во время беседы присутствуют только члены мониторинговой группы – это представители офиса УПЧ и гражданского общества. Сотрудников мест лишения и ограничения при беседе нет.

— Смоделируем ситуацию, когда вам неожиданно поступил сигнал о факте пыток в колонии N. Ваши действия?

— В таком случае мы готовим письмо на имя УПЧ и просим о проведении совместного посещения, чтобы проверить информацию, содержащуюся в сообщении, либо просим отреагировать на данный случай члена Рабочей группы – начальника отдела специальной прокуратуры по надзору за местами лишения свободы. И далее эти органы сообщают нам о результатах проведенных ими проверок.

NoTorture.Tj

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь