Карина Оганесян, 19-летняя спортсменка, на сегодняшний день — единственная девушка в Таджикистане, которая занимается вольной борьбой и армрестлингом.
Карина родилась в Худжанде. Занятия спортом у неё занимают очень много времени и сил, поэтому после окончания школы поступить в институт пока не удалось. «Но в этом году я обязательно поступлю в Физкультурный институт», — говорит Карина.
— Карина, с какого возраста ты занимаешься спортом и почему выбрала именно этот вид спорта, он ведь, откровенно говоря, не женский?
— Занимаюсь я не так давно, с 16 лет. Да, в принципе, оба вида спорта — не женские, и все мои знакомые об этом говорят. Но мне очень нравится то, чем я занимаюсь, так как у меня бойцовский характер, и мне по душе экстремальные виды спорта.
— А ты не хотела в детстве стать балериной, учителем, менеджером банка или, может быть, выбрать какую-нибудь другую профессию?
— Нет, я с детства мечтала быть знаменитой спортсменкой и когда по телевизору смотрела спорт, то плакала и даже не представляла, что моя мечта может сбыться. Просто у меня так складывались обстоятельства, что записаться в спортивную секцию не было возможности. Заниматься любимым делом я начала по чистой случайности. Сначала армрестлингом, потом — вольной борьбой.
— Хорошо, раз ты так любишь спорт, то скажи, почему твой выбор пал именно на эти виды спорта, а не другие, к примеру, художественная гимнастика, теннис?
— Те виды спорта, которые считаются женскими, мне не нравятся. Все они почему-то кажутся мне смешными, а вольная борьба для Таджикистана в исполнении девушки, на мой взгляд, является необычным явлением. Когда мне предложили заняться вольной борьбой, я пару раз посетила тренировки, мне понравились приёмы, и, решив посвятить себя вольной борьбе, я поняла, что в любое время смогу постоять за себя. А ещё люблю привлекать внимание к себе, особенно, когда на улице говорят, мол, смотри — борец идёт.
— Где ты выступала, в каких участвовала соревнованиях?
— В Казахстане, Ташкенте. В феврале месяце этого года планировалось моё участие в чемпионате Азии, который проходил в корейском городе Гумми (Южная Корея). Однако спорткомитет Согдийской области не смог профинансировать мою поездку, и я, к сожалению, не смогла поехать на чемпионат. Очень тяжело приходится сейчас спортсменам, так как никакой поддержки нет.
— Кто поддерживает тебя, продвигает?
— Мой муаллим — Абдуазиз Каландаров. Он делает всё возможное, чтобы я как можно чаще выезжала на соревнования, представляя нашу республику. Он обращается в различные организации за финансовой поддержкой, но деньги выделяют не всегда. У нас в Худжанде тяжело с этим, и не все помогают. Помощь была только со стороны председателя Согдийской области Кохира Расулзода.
— Из-за всех этих трудностей ты не хочешь уйти из спорта?
— Мне было очень обидно, когда я готовилась к чемпионату Азии, который проходил в прошлом году в Казахстане в городе Усть-Каменогорске, когда буквально за два дня до моего отъезда мне позвонил мой муаллим и сообщил, что я никуда не поеду, что нас не поддержали. Тогда я была просто в бешенстве, мне больше ничего не хотелось, от горечи и обиды я даже хотела всё бросить. Но когда успокоилась, я поняла, что мне не хватит силы воли бросить спорт, и, самое главное, из этой ситуации уяснила, что надо бороться дальше, и даже если у тебя что-то не получается, то это обязательно произойдёт, когда чего-то очень хочешь добиться. И вот моё желание сбылось, я поехала на чемпионат мира по армрестлингу, который проходил в 2011 году в Казахстане с 28 ноября по 4 декабря, а по вольной борьбе — в Ташкенте в этом же году. Несмотря на то, что государство мне не выплачивает стипендию, я всё равно работаю и тренируюсь.
— Есть ли у тебя ещё увлечения, кроме спорта?
— Нет, все мои увлечения связаны со спортом. Я в Америке прошла стажировку и занимаюсь тренерской работой. Набрала свою группу учеников по вольной борьбе – 20 человек, 5 из которых девочки, группа по армрестлингу – 25 человек, 8 из них девочки. Возраст моих подопечных составляет от 13 до 17 лет. Родители тех девочек, которые изъявили желание заниматься этими видами спорта, не одобрили желание своих детей, и мне долго пришлось объяснять им, что это безопасно и никакого вреда не принесёт им, а даже наоборот.
— Есть ли у тебя спарринг-партнёры из числа женщин?
— На тренировках по вольной борьбе дерусь с парнями, а по армрестлингу — с девушками, их в этом виде спорта за последнее время прибавилось предостаточно.
— Всегда ли ты довольна общими итогами выступления?
— Нет, не всегда. Я знаю, что могу и лучше, просто работа отнимает у меня много времени и сил, я целыми сутками работаю.
— Ты имеешь виду тренерскую работу?
— Нет, я ещё работаю помощником повара в президентском санатории «Бахористон», а со своими учениками я занимаюсь три раза в неделю…
— Такой контраст… А почему именно поваром? Готовить нравится или ещё что-то тебя привлекло?
— Нет, готовить не очень люблю, моя мама повар по специальности, она научила меня, вот и приходиться помогать ей зарабатывать деньги, так как на спорте много не заработаешь.
— Как родители отнеслись к твоему выбору?
— Сначала я не говорила им, что занялась спортом, а когда первый раз выступила на областном соревновании и стала чемпионкой, то потом уже сообщила. Мой папа был очень удивлён, а когда об этом узнали бабушка и дедушка, то очень обрадовались за меня. Потому что мои тётя и дядя тоже были спортсменами, и они помнят, как это приятно, когда гордятся их детьми, и тогда все мои родные одобрили мой выбор.
— Какими качествами, на твой взгляд, должна обладать девушка, занимающаяся вольной борьбой?
— Силой воли, целеустремлённостью, твёрдым характером, а главное, желанием. Когда ты чего-то очень хочешь и стремишься к поставленной цели, то это обязательно произойдёт, главное — бороться до конца.
— Есть ли у тебя друзья? И легко ли ты находишь общий язык со своими сверстниками?
— Друзей много, но с девчонками не дружу, не люблю их. Я могу найти общий язык как с 13-летним подростком, так и с 43-летним мужчиной, просто надо знать, кому что говорить и в какой момент. Все мои друзья проверены временем. Тем более, я такая по характеру, что ко мне в доверие войти очень трудно.
— Интересно… А девочек-то почему невзлюбила?
— Женский пол завистливый, лицемерный. Поэтому легче с парнями дружить, чем позволять женщинам сплетничать за твоей спиной. В наше время преданность и женская солидарность очень редко встречаются.
Виктория ЛИТВИНЕНКО