Хабибулло Содиков: «Я выжил, чтобы жить»

1
rbthdr

28 лет назад, 15 февраля 1989 года, последняя военная колонна советских войск покинула Афганистан. Так закончилась 10-летняя война, в которой Советский Союз потерял свыше 15 тысяч своих граждан и в результате которой десятки тысяч молодых ребят стали инвалидами.

Как живется бывшим «афганцам» Таджикистана сегодня,  рассказал один из «шурави», житель города Вахдата Хабибулло Содиков. 

Рассказ воина-интернационалиста

Содиков Хабибулло, воин–интернационалист, был награждён военным  руководством за доблестную службу и исполнение интернационального долга Орденом  Боевого Красного Знамени и многими медалями. Хабибулло поведал нам о своей судьбе отслужившего солдата, который с честью исполнил свой воинский долг на полях сражений и вернулся домой, будучи прикованным к инвалидной коляске.

— Я родился в Вахдате в 1967 году, окончил общеобразовательную школу № 36 им. Калинина, мечтал поступить в физкультурный институт, но был призван в ряды Советской Армии. В военкомате мне сообщили, что я буду проходить военную службу в Германии. Я, конечно, обрадовался, сообщил об этом родителям, меня собрали на службу, и я прибыл в пункт сбора допризывников. Здесь же меня зачислили в группу десантников и отправили в г. Чирчик для прохождения двухмесячных курсов военной подготовки. После окончания курсов нас, курсантов, усадили в самолёт и отправили в Афганистан. Я, конечно, был удивлён: мне обещали Германию, а привезли  в другое государство. Но уточнять о смене пункта моего назначения было не у кого, да и незачем. Приказы не обсуждаются.

В Кабул я прибыл в апреле 1985 года, затем меня направили  в населённый пункт Бараки-Барак, в подразделение разведки специального назначения, где я исполнял свой воинский долг в течение 1 года и 8 месяцев.  Наша группа спецназа с честью исполняла все поставленные перед нами задачи. Мы жили в палатках, наш лагерь постоянно обстреливали из тяжёлых орудий. Мы теряли боевых друзей, раненых же бойцов санитарным вертолётом транспортировали в госпиталь. Затем, по решению военного руководства, для нас были построены землянки, где мы обитали и дальше проходили военную службу. Задания были сложные, мы должны были добывать ценную информацию о прибытии караванов, гружённых до отказа оружием, которое поступало в Афганистан со стороны Ирака. Оно предназначалось  вооружённым отрядам антиправительственных сил.

Выполняя задание, мы в течение долгих дней находились затаённые в горах, в засаде, иногда оставались без питьевой воды и сухого солдатского пайка, наблюдая за узкими горными тропками, по которым должны были пройти  вооружённые до «зубов» вражеские отряды, которые были нацелены убивать мирное население и уничтожать советских воинов. Уровень нашей военной подготовки, конечно, не соответствовал требованиям боевой обстановки, но никто из наших воинов–интернационалистов никогда не впадал в панику. Мы с честью и достоинством исполняли свой воинский долг, освобождая мирное население от антиправительственных войск, защищая южные рубежи нашей великой Родины.

На освобождённых территориях руководством советского государства возводились жилые дома, школы и больницы. Местные жители с радостью принимали освобождение от коварных и жестоких группировок и с уважением относились к представителям военных властей нашей Родины. Я  неоднократно слышал такие высказывания из уст уставших от войны людей, так как был переводчиком.

Необходимо отметить, солдатская дружба и солдатское братство – это эталон  человеческих отношений. В нашем подразделении никто не интересовался, кто какой национальности. Служили ребята из России, Украины, Прибалтики и других республик, рассказывали о своей родине, о родителях, сёстрах и братьях. Все были едины, нас сплачивало солдатское братство, которое сохранилось и до наших дней. Поверьте, терять боевых друзей  и товарищей – это горькая боль и тяжёлая рана, которая не заживает никогда.

В одном из походов нашего отряда, который был назначен на 6 декабря 1986 года, произошёл трагический эпизод, который забрал жизни многих моих боевых товарищей. При выполнении задания наша группа из трёх БМП и трёх БТРов направлялась по горным дорогам к пункту назначения. Но неожиданно на нас напали вооружённые отряды неправительственных сил, завязался ожесточённый бой, наш командир открыл верхний люк БМП и отстреливался от врагов, будучи не защищённым от пролетающих пуль и снарядов. Мы маневрировали, как могли, и при этом старались уничтожить врага. Вскоре погиб командир. А наш БМП напоролся на фугасную мину, прогремел мощнейший взрыв, мой напарник наводчик пал смертью храбрых.  Ещё не понимая, что серьёзно ранен, я продолжал вести огонь, пока силы не оставили моё тело. Я потерял сознание и очнулся спустя какое-то время в военном госпитале Кабула. Я попытался спуститься с кровати и встать на ноги, но с ужасом обнаружил, что ног у меня больше нет. Конечно, это депрессивное время мне помогали пережить медики и боевые товарищи.  Они говорили: « Ничего, солдат, прорвёмся. Главное, что остался жив».

В течение месяца я лечился в госпитале Кабула, затем меня перевели в Ташкент, потом — в Куйбышев. Приехали родственники, навещали меня, успокаивали. В 1988 году я вернулся домой, женился, окончил юридический факультет столичного вуза. Работал 22 года председателем Совета инвалидов Вахдатского района, затем стал заниматься общественной деятельностью, работал в Совете воинов–интернационалистов.

Живу с семьёй на втором этаже многоквартирного комплекса. Воспитал пять дочерей и одного сына. Дети одарили меня шестью внуками. В течение долгого времени строю дом, всё никак денег не хватает. Мне было бы удобно проживать на земле, но никак не получается.

Говоря о братстве солдат афганской войны, хочу рассказать случай: мой командир, проживающий в России, пригласил меня в гости. Я прилетел, он встретил меня радушно, долго говорили, вспоминали боевых товарищей, потом он предложил мне отдохнуть в санатории, а затем оплатил протезы ног за свой счёт. Более того, сослуживцы подарили мне инвалидную коляску, которую я в Таджикистане так и не дождался. Ежегодно 15 февраля мы, воины-интернационалисты собираемся вместе. Вспоминаем друзей, говорим о текущей жизни. Воинское братство – это сплочённость  боевых товарищей, которые в любую горькую минуту могут прийти на помощь.

 «Вечёрка»

Эту песню мы посвящаем Хабибулло и желаем ему здоровья и исполнения всех планов и желаний!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Задания были сложные, мы должны были добывать ценную информацию о прибытии караванов, гружённых до отказа оружием, которое поступало в Афганистан со стороны Ирака». Какого Ирака? Авторы материала или вы неправы, или Хабибулло! Где Афганистан и где Ирак? И какое он мог иметь отношение к Афганистану?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь