Для Соединённых Штатов Америки Таджикистан является важным партнёром в Центральной Азии. Об этом в своём интервью газете «Вечёрка» заявил Временный поверенный в делах Посольства США в Таджикистане господин Кевин Коверт. Он рассказал, что США оказывают помощь и содействие нашей стране по разным направлениям: в сельском хозяйстве, пограничной службе РТ, Министерству внутренних дел, в области туризма и во многом другом.
Господин Коверт выразил мнение, что властям Таджикистана необходимо уделить внимание политике открытости не только во взаимоотношениях с другими государствами, но и внутри страны, повышая степень прозрачности деятельности государственных структур для эффективного диалога с народом Таджикистана.
— Господин Коверт, в Таджикистане Вы недавно, с сентября прошлого года. Что вы знали о Таджикистане до приезда сюда?
– Я уже бывал здесь, но это была очень короткая командировка. А перед тем, как приехать сюда уже в качестве Временного поверенного в делах США, решил узнать о Вашей стране побольше.
Много читал об истории таджиков, особенно в персидский период, это история Шёлкового пути, роль таджиков в международной торговле, связях между Китаем и Европой.
Мой любимый музей – Британский, и в нём хранятся золотые украшения из Амударьинского клада. Я видел эти сокровища своими глазами. Это очень известная часть истории таджикского народа.
Справка от редакции: Амударьинский клад — коллекция из 170 золотых и серебряных артефактов времён Ахеменидов, найденная в 1877 г. в древнем городище Тахти Сангин на берегу реки Амударьи, в Бухарском эмирате. Экспонируется в Британском музее.
— А что Вы узнали о современном Таджикистане? Достаточно ли информации для иностранного туриста о нашей стране в Интернете?
— То, что есть в Сети — очень положительная информация. Особенно о поездках на Памир: как доехать, где остановиться. И информации с каждым днём становится больше. Есть реклама о гостиницах, туристических агентствах.
Но хочу сказать, что нужно повышать уровень знаний о Таджикистане в других странах. Информация должна быть более конкретной и подробной и, конечно же, на английском языке. Думаю, что если увеличится её объём и качество, будет только лучше.
Мне легче было читать о Таджикистане, потому что могу читать и на русском. Но обычному туристу необходима английская версия статей и рекламных объявлений.
Мы, со своей стороны, тоже будем стараться помогать вам в этом. Я уже сам рекламирую туризм в Таджикистане среди своих знакомых и друзей.
— Господин Коверт, расскажите, пожалуйста о взаимодействии между нашими странами, и почему США считает эти задачи важными в нашем сотрудничестве.
– Хочу отметить, что за последние 26 лет у нас сложились крепкие и взаимовыгодные отношения. Таджикистан является важным партнёром для США.
Таджикистан и Центральная Азия играют важную роль в нашей стратегии по Южно-Азиатскому региону, который включает в себя такие страны как Афганистан, Пакистан и Индия.
Что же касается нашей миссии в Таджикистане, то мы здесь преследуем четыре цели. Первая – это поддержание суверенитета и безопасности Таджикистана. Вторая цель состоит в содействии развитию ответственных и эффективных институтов и учреждений власти. Третьей целью мы обозначили содействие в налаживании и развитии экономических связей на международном рынке с другими региональными участниками. Четвёртая цель, не менее важная – это создание доверительных отношений с народом Таджикистана.
— Что уже было сделано и что планируется в будущем?
— За 26 лет нашего сотрудничества США оказало помощь Таджикистану в размере 1 млрд. 800 млн. долларов США. Только в сфере инвестиций и развития торговли была оказана помощь в размере 165 млн. долларов США. Я видел результаты этого сотрудничества, ездил на предприятия и встречался с предпринимателями, которые извлекли выгоду из нашего содействия.
Например, в Хатлонской области мы помогаем фермерам производить высококачественную клубнику на экспорт. В Согдийском регионе, также на экспорт, помогаем фермерам выращивать высококачественные абрикосы.
Мы много инвестируем в сферу туризма. 2018 год объявлен в Таджикистане Годом туризма и одним из способов, которым мы содействуем этой сфере, является обучение английскому языку. Мы обучаем английскому языку не только в наших восьми Американских центрах (Американские уголки), но также обучаем и совершенствуем навыки школьных учителей по английскому языку.
Что касается намеченных планов, мы всегда ищем пути инвестирования в новые развивающие проекты, а также стараемся наращивать тот успех, которого уже достигли. Вот недавно мы объявили новый проект по сельскому хозяйству и ожидаем конкретных предложений.
Продолжаем работать в сфере укрепления границ и развиваем наше сотрудничество с пограничной службой Таджикистана. В частности, предоставляем оборудование, проводим обучающие мероприятия, а также обмениваемся информацией.
— Господин Коверт, Центральная Азия в настоящее время находится под пристальным вниманием многих геополитических игроков. Здесь сталкиваются интересы многих стран: России, США, Ирана, Саудовской Аравии, Турции и других. Какие интересы преследует Ваша страна в Центральной Азии и конкретно в Таджикистане?
– Прежде всего, наша цель в вашей стране – это поддержка суверенитета и безопасности самого Таджикистана. Во-вторых, в целях обеспечения этой стратегии в долгосрочной перспективе, нам необходимо позаботиться о том, чтобы Таджикистан имел более широкие связи в регионе, в том числе с Афганистаном. И считаем, что можем достичь этого в рамках инициативы, которую мы запустили — цепь 5 + 1. Цифры означают пять стран региона: Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан плюс США. В этой инициативе есть три основных компонента, такие как безопасность, экономика и экология.
— Вы упомянули Афганистан. Ситуация там уже много лет настораживает и пугает своей неопределённостью. После вывода основного контингента войск НАТО в конце 2014 года ситуация вновь обострилась. Что Вы думаете об этом и какие прогнозы можете сделать по поводу дальнейшего развития событий в самом Афганистане и Центрально-Азиатском регионе в целом?
– Во-первых, отмечу, что ситуация в Афганистане является очень сложной и запутанной. Во-вторых, США привержены к обеспечению безопасности и стабильности в Афганистане. И наш президент чётко отметил это в стратегии по Южной Азии. Мы хотим видеть позитивные изменения в Афганистане. И стремимся достичь безопасности в этой стране путём взаимодействий на трёх различных уровнях.
Первое — это уничтожение террористических оплотов как в самом Афганистане, так и по всему миру.
Второе — оказание давления на движение «Талибан» и приведение их к столу переговоров для обсуждения мира в стране.
И третье — налаживание экономического сотрудничества в регионе, посредством таких проектов как CASA 1000 и других. Всё это может обеспечить долгосрочное развитие Афганистана. И Таджикистан может сыграть важную роль в обеспечении мира в соседней стране.
— Если я правильно Вас поняла, господин Коверт, переговоры с движением «Талибан» больше не рассматриваются США как невозможные? То есть, они на данный момент воспринимаются реальной силой, с которой нужно договариваться? До возникновения ИГИЛ всякие переговоры с талибами считали абсолютно бесполезными.
– Да, я согласен, что для обеспечения долгосрочного мира в Афганистане нужно договариваться с «Талибан». Но при этом они сами должны быть готовы к миру, сложить оружие и быть частью мирного процесса и конструктивного диалога. Хотя всем понятно, что это будет очень сложно.
— Таджикистан сравнительно молодая страна с целым рядом экономических, политических и общественных проблем. Что, на Ваш взгляд, является наиболее важным на данный момент, и какие пути можно выбрать для их решения?
– Хочу отметить, что мне очень нравится жить здесь. Для меня и моей семьи является честью быть у вас в стране гостем. Нам нравится путешествовать по Таджикистану. Мы были в Пенджикенте, Гиссаре, Нуреке, Варзобе. И есть ещё много чего в вашей стране, что дарит много интересного и позитивного.
И, отвечая на ваш вопрос, я бы хотел увидеть ещё более широкую открытость в Таджикистане. Немного поясню, что имею в виду. Открытость в экономическом смысле: прозрачные границы, то, что мы сейчас видим в отношениях с Узбекистаном. Открытость в туризме и торговле, что подразумевает под собой нормативные акты, законы, которые содействуют созданию платформы для открытых отношений с другими странами. И это уже происходит. Говорю это не в качестве критики, а для стимулирования этого процесса.
Открытость внутри государства также поможет таджикскому народу и стране в целом. Прозрачность в вопросах коррупции, процессах налаживания открытого диалога между гражданским обществом и государством — это крайне необходимо для информирования граждан о происходящем в стране.
Данный процесс уже идёт, что подтверждается в ежегодном послании Президента Таджикистана Эмомали Рахмона в декабре прошлого года, в котором он выразил недовольство повторными и излишними проверками предпринимателей и призвал госструктуры страны к открытости и прозрачности своей деятельности.
Мы готовы помогать Таджикистану и делаем это. Например, в рамках наших проектов от USAID (Агентство США по международному развитию), мы сотрудничаем с предпринимателями и помогаем наладить им торговые связи с партнёрами из других стран.
И также USAID работают с Министерством экономического развития Таджикистана для улучшения инвестиционного климата в соответствии с требованиями ВТО.
Относительно гражданского общества: мы предоставляем ряд небольших грантов общественным организациям, деятельность которых направлена на борьбу с насильственным экстремизмом, защиту уязвимых слоёв общества и обеспечение свободного потока информации. И уже скоро объявим очередной грант. Следите за нашей страничкой в Фейсбук.
— Посольство США принимает активное участие в разработке механизма реформы милиции. Хотелось бы понять, зачем США проводить финансирование реформы правоохранительных органов в другой стране?
– Как я не раз отмечал ранее, мы заинтересованы в обеспечении безопасности внутри Таджикистана и поэтому сотрудничаем с МВД РТ по вопросам общественной безопасности. Как вы знаете, в безопасности страны играют роль не только военное оснащение армии, но и много других факторов. И милиция в Таджикистане является одним из этих факторов.
Изменения в лучшую сторону в органах внутреннего правопорядка ни в одной стране не проходят легко, даже у нас в США. Для обеспечения доверия между обществом и милицией в долгосрочной перспективе необходимо время. Главное — не останавливаться.
— Господин Коверт, расскажите, пожалуйста, немного о себе: где Вы родились, выросли, учились?
– Я родился под Вашингтоном, в штате Мэриленд, в роддоме у дороги Белтвей (Beltway, шоссе №495), которая опоясывает Вашингтон и является его символом. Там живут политики, аналитики, дипломаты. И получается, что место моей работы определилось ещё в роддоме.
Учился в Корнеле, в Нью-Йорке и считаю, что с вузом мне очень повезло, потому что на третий год своего обучения я подал заявление на учёбу заграницей. И потом целый год проучился в английском Оксфорде.
Мне было 20 лет и первый раз оказаться заграницей для меня стало целым открытием. Точно помню, что именно с этого момента я захотел работать в сфере международных отношений. Потом получил степень магистра международных отношений в Джорджтауне, в Вашингтоне, в школе иностранной дипломатической службы.
— А где Вы так хорошо изучили русский язык?
– Специально русский язык я не изучал. Мне просто пришлось поработать в Москве, Астане, Тбилиси, Киеве. И, кстати, моя жена из Киева. Она мой самый лучший учитель русского языка (смеётся). Здесь, в Душанбе, мы находимся втроём: я, жена и младший сын Даня, ему 11 лет. А старший сын заканчивает последний класс школы в Нью-Йорке.
— Господин Коверт, с чего начиналась Ваша карьера на дипломатическом поприще?
– Замечательный вопрос, потому что он напомнил мне приятные моменты из моей жизни. Я уже работал в Вашингтоне, в Агентстве по международному развитию. У нас было очень много проектов в Восточной Европе: Албания, Румыния и др. Вспомнил свою первую рабочую командировку, где был единственным пассажиром грузового самолёта, который перевозил 200000 книг. Мы должны были передать их в Министерство образования Албании от Агентства по международному развитию (USAID). Это было в 1991 году.
И в этот день мне исполнилось 22 года, свой день рождения я встретил в этом грузовом самолёте. Нас встретил министр образования Албании, и мы торжественно передали книги, развезли их по школам и видели радость, с которой принимали наши посылки. Эта поездка стала для меня незабываемой.
— Запад и Восток зачастую противопоставляют друг другу. А мне хотелось бы услышать от Вас, как от иностранного гостя, чем мы, Таджикистан и США, всё-таки схожи?
– Я бы не согласился с утверждением, что Запад и Восток всегда противопоставляют друг другу. Мне лично повезло прочувствовать единение Запада и Востока. Моя жена из Украины, то есть с Востока. Наши дети выросли на двух континентах, говорят на русском и английском языках.
И у нас есть больше вещей, которые нас объединяют, чем разделяют. Это любознательность, уважение к другим людям и желание быть добрыми к ним, скромность (по крайней мере, в моей семье) и осознание того, что мы не можем знать всё.
В связи с желанием познавать мир проявляются открытость и уважение к людям, которые отличаются от нас. И могу проиллюстрировать на примере, как это работает здесь, в Таджикистане. Для меня одним из замечательных и успешных проектов, который очень мотивирует меня, является работа восьми Американских центров, функционирующих по всему Таджикистану. За один год их посещают более полумиллиона граждан Таджикистана. И это пример того, как Восток объединяется с Западом.
— Господин Коверт, что, помимо работы, есть в Вашей жизни? Увлечения, хобби, может какие-то профессиональные навыки — музыка, спорт?
– Одна из моих страстей – это спорт. Причём не только играть, но и обучать этому детей. Я был молодёжным тренером по футболу, бейсболу и американскому футболу.
Я сам чаще всего играю в футбол или бейсбол. А американский футбол – это травматичная игра, для него я старый, мне нужно думать о своей работе (смеётся). Хотя почти сразу после приезда в Душанбе, когда мы играли в бейсбол, я неудачно подскочил к мячу, упал и сломав руку. Представляете? Это случилось в первую неделю моей работы в Таджикистане.
Но я всё равно продолжаю играть и тренировать детей. Мы создали таджикскую детскую команду по бейсболу. У нас здесь есть специальное поле для бейсбола, и если бы не идущий снег, мы вам его обязательно показали бы. Таджикские дети уже играют хорошо, и с каждым днём всё лучше.
Когда господин Коверт стал говорить о спорте, он буквально преобразился. Глаза загорелись, и было видно, как много значит спорт в его жизни. В этот момент мы заметили, что на его рабочем столе, помимо офисного набора принадлежностей, стоят несколько спортивных мячей: бейсбольных, одинакового размера, но разных по расцветке и надписям на них, а один мяч был намного крупнее. Как оказалось, этот мяч для софтбола. Все они оказались не сувенирными, а настоящими.
Мы немного поговорили об особенностях бейсбола, американского футбола и софтбола.
— Кстати, у Вашего посольства отличная взрослая футбольная команда. Помним организованный турнир на 9 сентября, когда Ваши ребята обыграли все команды.
– Да, сейчас у нас сильная команда. И совсем недавно мы победили команду Представительства Европейского Союза. Об этом нужно обязательно написать! Это же Запад против Запада! (шутит и смеется). Кстати, у нас ещё сильная команда и по настольному теннису. Дома мы всегда играли с младшим сыном, но сейчас я перестал играть с ним, потому что он начал меня обыгрывать.
— Работа работой, но и от неё существует отдых. Как Вы отдыхаете?
– О, хороший вопрос! Буквально вчера мы с сыном ездили на рыбалку в Шахринав. Мы с ним заядлые рыбаки. В местечке Хакими мы ловили форель, даже под снегом. Если в Душанбе снег пошёл сегодня, то там он идёт со вчерашнего дня. Вы знаете, какая это красота! Если честно, то я просто так ездил бы туда, только ради того, чтобы увидеть эту красоту ещё раз.
— Господин Коверт, наш разговор подошёл к концу, и у меня есть немного неожиданный вопрос. Вот если бы завтра мне нужно было лететь в США как туристу, то куда бы Вы посоветовали поехать, какие города или достопримечательности посетить?
– Знаете, сегодня день рождения моей мамы, она живёт на берегу океана, у Мексиканского залива, во Флориде. Там самый лучший пляж в мире: белый, как снег, песок. Город называется Сиеста Ки, южнее Тампы, округ Сарасота. Приезжайте к нам, будем рады.
– Спасибо огромное за приглашение, ну, а всё-таки, где лучше побывать, если едешь в США в первый раз?
– Все, конечно же, хотят посетить Нью-Йорк или Вашингтон. И хотя Вашингтон – мой родной город, я бы посоветовал поехать туда, где мало туристов — в небольшие города. В мегаполисах жизнь очень динамичная, люди более занятые и не совсем типичные для американцев.
А в небольших городах люди более искренние и простые. Наверное, в Таджикистане то же самое. Здесь люди, живущие в посёлках, более открыты и дружелюбны.
Лучший способ узнать страну – это быть готовым к общению и новым знакомствам. Тогда вы откроете для себя новый и неизведанный мир.
Беседу провели Гульнора АМИРШОЕВА и Зульфия ГОЛУБЕВА
Thank you for helping security economics ..!Welcome of Tajikistan ???????? ????????