Газ: договорились по-быстрому

0

«Новогодние подарки» от соседей заставили таджикских чиновников засуетиться«Новогодние подарки» от соседей заставили таджикских чиновников засуетиться

Первым неприятным сюрпризом для Таджикистана стало решение узбекской стороны о поднятии транзитных железнодорожных тарифов на 32%. Следом нам перекрыли природный газ.  Но если первое событие мы как бы проигнорировали, то второе вынудило чиновников подняться с кресел и лететь в Ташкент на переговоры.

Для того чтобы урегулировать газовый конфликт, который возникает между двумя странами уже не в первый раз, президент Таджикистана Эмомали Рахмон попросил своего узбекского коллегу Ислама Каримова лично вмешаться в ситуацию. А из Душанбе в Ташкент вылетела весьма внушительная делегация во главе с заместителем премьер-министра РТ Муродали Алимардоном.

Встречал таджикскую делегацию  первый заместитель премьер-министра РУ Рустам Азимов, и переговоры о возобновлении подачи газа в РТ были проведены в тот же день. Причём как отмечают наши чиновники, встреча прошла в тёплой дружественной атмосфере, в духе взаимопонимания и добрососедства.

В ходе переговоров стороны подписали контракт между соответствующими компаниями двух стран на поставку природного газа из РУ в РТ в 2012 году в объёме 200 миллионов кубических метров.

Всё бы хорошо! Вопрос по газу решён, а про тарифы забыли?! Наш эксперт-экономист Ашурбой Солиев считает, что по таджикской экономике больнее ударит не отрыв от узбекской газовой ветки, а повышение транзитных железнодорожных тарифов.

— Когда экономика Таджикистана зависит от получения энергоресурсов извне, любое решение со стороны страны-поставщика обязательно бьёт по внутреннему рынку и повышению цен на этот продукт. Статистика нескольких лет показывает, что по многим пунктам наши торгово-экономические и энергетические отношения с Узбекистаном имеют нулевые показатели, и к ситуации по газовому вопросу мы должны быть готовы, — считает экономист.

Как и многие другие эксперты в этом вопросе, А.Солиев считает, что даже остановка «Таджикцемента» или Душанбинской ТЭЦ не станет столь убыточной проблемой. На сегодняшний день «Таджикцемент» удовлетворяет только внутренние потребности рынка Таджикистана, ведь 80% цемента завозится в республику из других стран. Без централизованной подачи тепла и горячей воды за 20 лет привыкли жить 80% жителей столицы. Однако повышение железнодорожных тарифов негативно отразится на экономике всего Таджикистана, так как большая часть грузов завозится в республику по железной дороге.

— В первую очередь, это привёдет к повышению цен на импортные товары. Едва только антимонопольным путем мы снизили цены на бензин, теперь — повышение транзитных тарифов по железной дороге Республики Узбекистан. Это может стать поводом для поставщиков в повышении цен на бензин, а это именно тот продукт, цена которого резко влияет на стоимость других товаров, — считает Солиев.

— Кроме того, ситуация с тарифами на железной дороге может влиять на наш импорт, ведь  наши товары в связи с этим подорожают, и есть риск, что потенциальные покупатели откажутся от таджикской продукции, значит, наш бюджет не досчитается миллионов долларов, — говорит он.

Но и даже в этой ситуации наш эксперт видит два выхода: если этот вопрос, так же, как и газовый,  не удастся решить дипломатическим путём, то нам предстоит находить другие берега и бросать якоря в государствах исламского мира: Афганистан, Пакистан, Иран.

Екатерина ПАСТОРОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь