Трудовая миграция: остановить процесс нельзя, стабилизировать можно

0

По неофициальным данным, на сегодняшний день в трудовой миграции находится 1,5 млн. человек. И с каждым последующим годом таджикская миграция будет приобретать всё больший размах.

В первые годы становления  Таджикистана  краткосрочная трудовая  миграция  была даже полезна, так как давала возможность трудовым мигрантам своими денежными переводами инвестировать в экономику страны свой заработанный капитал. Но теперь миграционный процесс в стране приобрёл государственную масштабность. Каждое лето из вузов и школ в страны СНГ, и особенно в Россию, безвозвратно уезжает молодёжь. Этому способствует немало причин: низкий уровень жизни, слабая экономика, безработица, и вся надежда на заработок на стороне. Уже не идут в счёт неустроенность быта, унижения и оскорбления на бытовом уровне, бесчисленные поборы. А недавно свою отрицательную роль сыграла и  шумиха, раздутая по поводу задержания в РТ российских лётчиков, когда в отместку  из России мигрантов стали выдворять целыми составами, но вовремя остановились.

Серьёзным шагом стал Указ президента о создании Миграционной службы при правительстве, которая будет отвечать за миграционную политику страны. Давно пора бить тревогу, что-то делать, но решить этот вопрос сможет только сама страна.

Так что по этому поводу думают депутаты таджикского парламента? Мы задали им четыре вопроса:

  1. Что они думают по поводу недавно раздутого скандала вокруг трудовых мигрантов из Таджикистана в России в связи с «делом лётчиков»?
  2. Что будет, если все мигранты возвратятся на родину?
  3. Что вы думаете о создании новой миграционной службы, её структуре и её руководителях? Стоит ли её развивать? Изменит ли это социальный статус мигранта?
  4.  Будущим летом новый десант из выпускников вузов и школ вновь хлынет  за пределы страны на заработки. Чем его можно остановить? Станет ли выходом для депортированнных мигрантов их направление на работу?

 

Талбак  Исмоилов, представитель Коммунистической партии Таджикистана:

 1.Вопрос о задержании лётчиков усиленно муссировался. средствами массовой информации обеих стран  И связь между этими событиями стал простым совпадением. Это были режимные нарушения, которые проходили как с российской, так и  с таджикской стороны и связывать их между собой не следует.

В ноябре 2011 года я встречался с группой таджикских мигрантов в г.Санкт-Петербурге. И все пришли к единому мнению, что, где бы не работали, они должны вести себя  в рамках законов принявшей их страны.

 2.  По моему мнению  миграция стала способом протеста  к экономическому положению своей страны. Страна должна создать условия  людям для работы в своей стране. И хотя  относительный доход таджикских мигрантов составляет около 2-х млрд условных единиц,  по моему личному убеждению, эти большие деньги, вливающиеся в экономику страны,  достаются им не только тяжёлым трудом, но и путём унижений и утратой собственного здоровья. Так не лучше ли нашей стране позаботиться о собственном народе? Не секрет, что страна несёт большой ущерб. В миграции находится 35% населения страны, её  молодое поколение – цвет нации, которое свою молодость и здоровье оставляет там. А сюда  большей частью  возвращаются инвалидами и без социальной защиты.

3. Раз уже назрели эти вопросы, они теперь будут рассматриваться в парламенте страны. А для мигрантов конкретно в России будут  разрабатываться приемлемые для работы, оплаты и быта условия. Плохо, что нигде на местах нет наших представителей МВД Таджикистана. Бывшие сотрудники милиции могли вести профилактическую работу, имея определённые полномочия, хотя бы на общественных условиях.

 Это не только  моё личное мнение, об этом говорили и сами мигранты. А руководство Миграционной службы Таджикистана должно подумать о социальной стороне. И Таджикские профсоюзы могли бы сказать своё веское слово в защиту  трудового законодательства мигрантов.  И не только они, в миграции должны быть представители таджикской культуры, писатели и не только быть, но и иметь свой политический статус. К сожалению, множество проблем на работе и в быту создают сами мигранты.

4.В первую очередь, хотел бы обратить внимание на такой факт, как призыв в армию. Заканчивает юноша школу, прямиком берёт билет и пополняет  армию — только не свою, а армию мигрантов, а в Таджикистане призывников не хватает.

Моё предложение: не продавать билеты на самолёт военнообзанным, пусть после окончания школы отслужат в армии. А ещё можно задерживать их в стране по причине  неуплаты налогов или алиментов, как это сейчас делается в России. Я стою за то, чтобы на работу выезжали по договорам. Ну а приглашение на работу в Белоруссию? Это не реально, чтобы всех депортированных из Росии мигрантов обеспечить там рабочими местами. То, что люди уезжают в поисках работы — не позор для страны. Этот процесс начался ещё с советских времён. У него даже было определённое название — вахтовый метод. Люди ездили на работу в совхозы, на стройки целыми бригадами и работали там по нескольку месяцев. Лично я возглавлял одну из таких бригад. Но ездили мы на основании трудовых договоров сторон со всеми вытекающими из них обязательствами. И  соглашение о выдаче патента на работу между нашими странами, которое у нас начинают вводить миграционные службы в аэропортах, стало очень своевременным.

А ещё я за то, чтобы всё же медицинское обследование наши мигранты проходили у себя на родине, а справки получали по форме, разработанной в России.

Но лучше всё-таки будет, если люди не будут выезжать на заработки неизвестно куда, а останутся жить со своими семьями, растить и воспитывать своих детей.

  Мухитдин Кабири, партия ПИВТ:

 1.Я тоже за то, чтобы законы любой страны не нарушались. И очень хорошо, что нашим странам удалось погасить этот раздуваемый конфликт. И я уверен, что в дальнейшем мы сможем регулировать взаимоотношения наших стран в вопросе  миграции на законодательной основе.

2. Что касается вопроса  полного возврата таджикских мигрантов из России в Таджикистан – это  нереально. За эти годы  многие перевезли и трудоустроили там свои семьи, получили гражданство и вид на жительство. Они, попросту говоря, вписались в экономику  Российской Федерации. Прямо или косвенно этот процесс уже не остановить, так как он начался именно с того момента, когда бывшие республики СССР обрели свою самостоятельность и перешли на рыночные отношения. Конечно же вопрос ещё и в том, чтобы само понятие мигрант исключало пренебрежительное и презрительное отношение к их работе правам.

3. Моё личное мнение о создании новой миграционной службы её структуре и её руководителях положительное. Давно эту службу надо было развивать. Ну, а изменит ли  эта служба социальный статус наших мигрантов, пока ничего не скажу, потому что служба только создана и, наверное, не зря. И может в дальнейшем действительно благодаря ей изменится социальный статус наших мигрантов!

К этому хочу ещё добавить и прошу заранее извинить, но одними из первых члены нашей партии и лично я сам выезжали в Россию и в другие страны СНГ, где  знакомились с бытом наших мигрантов. Но забили тревогу мы первыми, и первыми стали добиваться  для мигрантов приемлемых прав защиты на законодательной базе. Седьмой  год подряд я постоянно езжу в РФ, где встречаюсь с нашими мигрантами. Эти командировки осуществляю за свой собственный счёт.

4.Не скрою, мне, как гражданину своей страны, очень больно и обидно видеть несовершенство законодательной базы как с российской, так и с таджикской стороны. Ну почему бы нашей стране не продумать  и такой вопрос, как повышение эмоционального статуса своих мигрантов? В ряде стран дальнего зарубежья мигранты заслуженно возведены в ранг национальных героев своей страны, потому что за счёт денежных переводов растёт и благоденствие народа в этих государствах.

В заявлении президента Белоруссии Александра Лукашенко я не вижу реального выхода — обеспечить депортированных таджикских мигрантов с января 2012 года рабочими местами. Им бы обеспечить рабочими местами свой народ. Тем не менее, большое спасибо белоруссам за моральную поддержку.

Ну, а мнение некоторых людей, что нашему государству нет дела до мигрантов – ошибочно, я его не разделяю. Миграционный процесс начался до образования  самого государства РТ, и процесс этот вряд ли уже можно полностью остановить, но изменить можно. Если государство постепенно, год за годом начнёт  возрождать свою экономику, создавать рабочие места, вряд ли кому из нашей подрастающей молодёжи захочется уезжать на чужбину, рисковать своим здоровьем и жизнью даже за хорошие деньги.

 Беседовала Галина ДЗУТЦЕВА       

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь