Своё начало улица Ганджави (бывшая ул. Ломоносова) берёт возле поликлиники №9 (за Генеральной прокуратурой – район Профсоюзов), минует 11-й и 12-й микрорайоны. Через проспект Шерози в районе перехода Верховного суда проходит вдоль внутреннего канала слева здания суда, затем, изогнувшись, проходит по части жилмассивов «Гулистон» и «Якка – Чинар» и неожиданно появляется уже на перекрёстке с улицей Маяковского. Отсюда прямой отрезок улицы Ганджави идёт, никуда не сворачивая, по направлению к Республиканскому ГАИ, но, дойдя к перекрёстку с улицей Джаббара Расулова, заканчивается на конечной остановке маршрутки №13.
Этот отрезок улицы Ганджави (от перекрёстка до перекрёстка) небольшой, метров 600, благоустроен и разделяет 32-й и 33-й микрорайоны столицы. По обеим сторонам дороги стоят 4- этажные жилые дома, небольшой рынок, магазинчики. В каждом микрорайоне по несколько площадок для сбора мусора. Но вот беда, неохота жителям этих домов идти к этим площадкам. Легче всего, собираясь на работу, или отводя ребёнка в детский сад, заодно прихватить с собой пакет с мусором, который тут же на тротуаре, прямо под деревьями можно заодно и выбросить. За несколько дней вся улица в бытовом мусоре. Расчет лентяев прост – не оставят городские власти мусор без внимания, уберут.
Вот картина минувшего воскресенья, 10 августа. Раннее утро и чуть ли не под каждым деревом у дороги мусорная свалка. Глядя на это безобразие, невольно воскликнешь с досадой: «Ну это уж слишком!»
ТАНДЫРЫ
В 63-м микрорайоне снос незаконных построек начался с тандыров. Заметим, что здесь, на окраине столицы, практически у каждого дома стояли 1-2 тандыра «общего пользования» с навесом или в сараях, и во многих палисадниках – личные тандыры. Запахи кизяка, горелой резины и прочих подручных средств для костров с раннего утра и до глубокой ночи витали над микрорайоном. На дрова шли оставшиеся деревья, которые подозрительно быстро высыхают и затем по частям вырубаются жителями.
В северной части микрорайона комиссия успешно снесла тандыры и некоторые незаконные постройки. По их словам, за 2 дня было снесено более 40 объектов. Отметим, что при этом представителям власти пришлось нелегко: люди высказывали своё недовольство и упрёки, переходя на крик. Демонстративно выносили тесто и лепили его в тандыры, а экскаваторщик ждал, пока лепёшки испекутся.
Ещё сложнее было во дворе общежития МВД: там женщины выстроились рядами перед экскаватором, решив защитить своими телами сарай, внутри которого находилось 4 больших тандыра. Причина была ясна: они пекли здесь лепёшки для себя и на продажу, имея доход. Однако мужчинам, членам комиссии, совместными усилиями удалось рассеять толпу, и сарай был разрушен. Однако тандыры остались целы, и уже на следующий день возобновили свою «деятельность». Последнее относится и к двум коллективным тандырам у общежития Госуниверситета, в котором, очевидно, давно живут не студенты, но взрослые люди с многочисленными детьми, разбившие вокруг огороды и палисадники, поставившие торговые палатки и топчаны для летнего сна.
Усталый участковый 63-го микрорайона по этому поводу сказал: «Здесь работать намного труднее, чем в других районах города. Люди не хотят не только понимать, но даже слышать о законах и нормах городского проживания. Вот посмотрите: домохозяйка поставила огромный котёл, и перекаливает масло прямо под окнами соседей. Ей безразлично, что дым костра и запах масла идёт во все квартиры 9-этажного дома. А вон там женщины, вытянув из подвала толстый шланг, стирают ковры. Говорить им, что решением мэрии всё это запрещено, бесполезно, завтра они опять будут делать то, что хотят».
Как бы подтверждая слова милиционера, мимо нас лихо проезжает свадебный караван машин, оглашая всё вокруг звуками барабанов и сурнаев. «А ведь в будний день проводить свадьбы и другие мероприятия запрещено. Но людям всё равно», — отмечает участковый.
Не смеют что ли, хукуматы..?
Акция по сносу продолжилась через неделю в южной части 63-го микрорайона. Но энергии у комиссии явно поуменьшилось, также как и её членов. Работали, в основном, представители пожарной охраны, которые обошли участок от школ №№42 и 30 и детсада №129 до набережной Душанбинки. Было снесено несколько хлипких сараев и придомовых ограждений, многим «владельцам» загороженных дворов были выданы предписания о сносе. Забегая вперед, сообщим, что ни один из жителей его НЕ ВЫПОЛНИЛ.
Однако приходится отметить закономерность: чем больше территория самозахвата и чем капитальнее и дороже на нём ограждения и незаконные сооружения, тем меньший интерес к ним проявляли члены комиссии.
Например, во дворах этой части микрорайона установлено 10 магазинов, в том числе мясной ларёк, располагающиеся в киосках, вагончиках и контейнерах: два на бывших площадках для сушки белья, другие – на детских площадках и в зоне озеленения. Отметим, что здесь наличествует целый ряд сопутствующих правонарушений: незаконное подключение к электроэнергии, незаконное осуществление предпринимательства, уклонение от уплаты налогов с доходов и т.д.
Ранее члены комиссии сообщили, что все магазины установлены незаконно, представляют самозахват земли и поэтому будут снесены. Но здесь уже мужчины-бизнесмены оказали противодействие представителям властей. Но поступили более хитро, даже и не пытаясь спорить и что-то доказывать. Они просто дружно закрыли свои магазины и квартиры, а сами уселись во дворе и с улыбкой наблюдали за действиями комиссии. Когда последние подходили к ним с вопросами, отвечали – ничего не знаем. Этого оказалось достаточно, чтобы ВСЕ их «владения» остались нетронутыми.
Не коснулся снос и большой мечети, действующей без регистрации, но потребляющей большое количество энергии для работы двух мощнейших кондиционеров и кухни, капитальных пристроек к домам, хавли, многочисленных зацементированных и даже крытых автостоянок, устроенных вместо зоны озеленения впритык к домам №№97–119.
Остались в неприкосновенности 10 гаражей и три коллективных тандыра с торца и у фасада дома №113; более 30 гаражей и контейнеров по периметру ограждения детсада, три сарая с тандырами напротив дома №117. Целый массив сараев, огородов и тандыров с фасада дома №97 также не задеты. Сколько ещё подобных построек «укрылось» в зелени дворов – неизвестно никому.
Непоследовательные действия комиссии, когда где-то сносят незаконные объекты, а где-то оставляют, рождают у людей обиды и желание пойти наперекор властям. Поэтому, если всё останется как есть, нет уверенности, что с наступлением холодов не будут восстановлены сараи и крыши вокруг ранее разрушенных, но действующих тандыров, а также другие объекты. И вся проведенная комиссией работа окажется бесполезной.
Властям не мешало бы проверить выполнение ранее выданных предписаний о сносе и оштрафовать нарушителей в случае их невыполнения. Если власти не смогут «уважать себя заставить», то и далее столица будет трансформироваться в большой кишлак, а его жители – болеть от нехватки кислорода и загрязненного воздуха, бензиновых испарений и антисанитарии.
С НАРУШИТЕЛЯ ДЕСЯТКА — ГОСУДАРСТВУ МИЛЛИОН
В 63 микрорайоне имеется 4 автостоянки, которые всегда пустуют, построен базар, на котором также не увидишь ни одного торговца, кроме выходных дней, когда этот «телефонбазар» бывает переполнен. Между тем, экономные жители, не желая платить за стоянку своих авто, засыпали все арыки щебнем, чтобы можно было без помех заезжать на детские площадки; устроили множество торговых точек, чтобы не тратиться за место на базаре, зато все товары продают по завышенным от 30 до 50 % ценам.
С учётом вышеописанного, только в одной части микрорайона можно без труда насчитать до сотни незаконных построек. Наблюдая происходящее, приходишь к неутешительному выводу, наверное, не скоро властям удастся навести полный порядок: скандальное это дело, и к каждому дому наблюдателя не приставишь, а после сноса тандыры вновь вырастают как грибы.
Следующее предложение: вместо того, чтобы сносить их, необходимо обмерить территории самозахватов и зарегистрировать все эти объекты на фактического владельца. Вначале оштрафовать, затем заставить оплачивать земельный налог, и по прейскуранту хозяйствующего субъекта. Сделать это абсолютно для всех, включая родственников больших начальников, мулл и т.д.
За свою квартиру нам приходится платить, а за незаконно захваченную столичную землю, используемую под дополнительную жилплощадь, торговлю, стоянки, дворы – можно не платить, а пользоваться в своё удовольствие и бесплатно! Впрочем, допускаю, что некоторые платят за прикрытие «кому надо». А платить надо в государственный бюджет, как во всех цивилизованных странах!
Если для этого не хватает правовых норм, то пусть наши профессиональные городские депутаты срочно разработают и внедрят их. В Налоговом комитете мне ответили на это предложение, что слишком малы доходы, чтобы ими заниматься. Но хочу возразить им, перефразируя пословицу: с нарушителя десятка – государству миллион. И пусть налоговики не сидят в прохладных кабинетах, а ходят по микрорайонам как энергоинспекторы и собирают «живые деньги» по списку. Тех, кто не платит – под суд с ликвидацией точки.
Исключение хотелось бы сделать лишь для людей, огородивших палисадники для выращивания цветов и деревьев, приносящих свежесть, прохладу и красоту в наши скучные дворы. Их немного, и они являются достойными украшателями нашего быта.
Может быть, это заставит людей уважать законы и не переносить беспрепятственно образ жизни кишлака в столицу.
Галина Дзутцева