Малый бизнес или способ выжить?

0

 За последние несколько лет в Душанбе увеличилось нецелевое использование жилых квартир, расположенных на первых этажах обычных жилых домов, под продуктовые магазины. Причём количество таких магазинов в обычном спальном районе может действительно впечатлить. В спальных микрорайонах города это стало уже обычной практикой: жители первых этажей самовольно достраивают  балконы, пробивают двери на улицу и используют их под продуктовые магазины, фотомастерские, интернет- кафе, парикмахерские  и т.п. 

Ещё несколько лет назад  жители города совершенно спокойно реагировали на появление подобных заведений, ведь, с одной стороны, в любой момент можно поблизости купить продукты  и не нести тяжело нагруженные сумки. С другой стороны, при таком количестве продуктовых магазинов, не все продукты  вовремя продаются, и в итоге покупателям достаётся просроченная продукция. Цены на продукты в таких магазинах завышаются по усмотрению хозяина. 

В связи с вышесказанным, мы решили узнать, какой из государственных органов управления осуществляет контроль над  незаконной перепланировкой? Каким требованиям она должна  соответствовать и куда обращаться в случае нарушений?  Насколько законно стихийное появление магазинов–квартир и магазинов–салонов? Что это? Новая  мода  или  малый бизнес?

Ответить на вопрос «Имеет ли право собственник квартиры самовольно производить перепланировку принадлежащей ему жилплощади?» мы попросили  юриста Шухрата Кудратова . Вот что он нам сообщил:

— Без разрешения  специальной комиссии хукумата города  несанкционированное  нецелевое переоборудование  квартир или же самовольная установка  наружных дверей, не предусмотренных  техническими параметрами дома, незаконна, так как это может привести к аварийной ситуации и обрушению верхних этажей жилых домов. Ведь Республика Таджикистан является сейсмически активной зоной. Все эти нормы прописаны в действующем Жилищном кодексе Республики, где статья 7 запрещает нецелевое  использование жилых домов и жилых помещений не по назначению. Почему же тогда так активно нарушается жилищный кодекс?

По словам источника из хукумата города, «согласно действующему законодательству, каждая квартира находится на учёте в жилом фонде  и для того чтобы использовать её по нежилому назначению, нужно, прежде всего, снять её с учёта. Этим вопросом и занимается хукумат города.  Для снятия квартиры с учёта в жилом фонде необходимо сначала обратиться в местный районный хукумат, а потом уже в хукумат города. Процедура получения разрешения в таких случаях достаточно сложная и нет никаких гарантий на то, что оно будет получено, учитывая факт запрета на переоборудование».   Но и тут обнаруживается интересный нюанс. На сегодняшний день преобладает практика,что называется, «постановки перед фактом» местных хукуматов, то есть разрешение получают уже после того, как магазин некоторое время полноценно функционирует. А нельзя ли узаконить практику того, что сначала надо получить разрешение на нецелевое использование жилого фонда, а уж потом вводить в эксплуатацию планируемые помещения?

Чтобы   прояснить  сложившуюся  ситуацию  в деталях,  мы обратились в хукумат района Фирдавси.

Действительно, для того  чтобы получить разрешение на переоборудование квартиры, вначале владельцу требуется вывести свою жилплощадь из учёта жилого фонда, затем нужно пройти все инстанции и собрать нужные справки из санэпидемстанции, пожарной службы, «Таджикстандарта», Управления архитектуры города и т.д. При этом наличие  необходимых документов  не гарантирует получение разрешения жилищной комиссии  хукумата города. В хукумате нам подтвердили, что они должны следить  за наличием у владельцев необходимых документов. 

Проехав по улицам  района Фирдавси, мы обратили внимание на то, что заметно увеличилось количество нецелевого использования жилищного фонда. Данные администрации по району Фирдавси: если в 2012 году на территории района было 162 магазина, расположенных на первых этажах жилых домов, то в 2013 году их стало уже около 170.

Периодически в городе проводятся рейдовые проверки  совместно с другими ответственными инстанциями. Всего за прошедший  2013 год в ходе проверок по району Фирдавси во исполнение статьи 7 Жилищного кодекса РТ  были выявлены различного рода нарушения, составлено 399 протоколов,  наложено штрафов в размере 22 тыс.  800 сомони, прекращена работа 89 торговых объектов и составлено 16 судебных исков. И это только один район города! Несложно представить, какой масштабной окажется ситуация, если суммировать данные по всем четырём районам города.

По результатам проверки можно сделать вывод, что урегулирование деятельности продуктовых точек вроде бы ведётся, нарушения пресекаются, но всё-таки количество таких магазинов год за годом стремительно растёт. По словам Сайднуриддина Алиева, председателя района Фирдавси, только касаемо протокольных улиц функционирование 60% магазинов можно считать нелегальным, ведь большинство из них всё ещё является жилыми помещениями. 

На справедливое замечание  журналистов по поводу того, что  квартиры-– магазины  и квартиры-салоны продолжают работать, председатель   парировал, что закрытие нелегальных магазинов не входит в компетенцию районного хукумата.  Да, хукумат может наложить штраф, временно приостановить их работу, но закрыть не получится, потому что все владельцы этих магазинов — юридические лица и являются исправными налогоплательщиками! 

Следовательно, приобретая патент и зарегистрировавшись  в Налоговом комитете в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя,  в соответствии со статьёй 21 Налогового кодекса РТ, хозяин такого магазина смело начинает работать, уверенный в том, что сможет отделаться банальным штрафом в случае внезапного рейда. Тем более, что рейдовые проверки налоговыми органами осуществляются планово, согласно пункту 6 статьи 29 Налогового кодекса РТ, и зачастую предприниматели уже готовы к встрече непрошенных гостей.

Критическая  ситуация обстоит и с контролем качества продуктов питания у работников «Таджикстандарта». По словам Мирали Олимова, представителя «Таджикстандарта», проверки продаваемой на прилавках продукции проводятся в течение 3–6 месяцев или же на основании жалоб  граждан. Не слишком ли это долгий срок?

Следить за тем, чтобы на улицах  нашего города  не создавались нелегальные  заведения, должны участковые инспекторы на местах. В случае нарушения они уполномочены сообщить в соответствующие органы. Но,как показывает практика, сигналов от них не поступает, и несанкционированный бизнес продолжает процветать.

Так кто же всё–таки сможет ответить гражданам на вопрос: «Что происходит с квартирами на первых этажах жилых домов? Это очередная мода на магазины, магазины–салоны и мастерские, малый бизнес или способ выжить, прокормить семью? Почему никто не может вразумительно ответить на поставленные вопросы? Или, может быть,  кому–то это выгодно?

Кристина БОРОДАВКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь