Какие услуги и по каким ценам предлагают столичные кафе и рестораны, в особенности те, которые заняли самые выгодные позиции в центре города? Мы заглянули в кафе под открытым небом, что дымит у входа в театр оперы и балета.
Девушка, к нам подойдите!
Итак, началась жара, поэтому всякий хочет насладиться ужином на свежем воздухе. Раз уж не удаётся выбраться за город, то для встречи с друзьями и коллегами вполне подойдёт летнее кафе, окружённое тенистыми дубами и с освежающим воздух фонтаном. Этими общими для всех душанбинцев благами удачно пользуются хозяева местных «кафешек», кстати сказать, уважаемые люди из Нацбанка и гостиницы «Вахш».
Так же как многие жители города и гости столицы, мы вечером решили зайти сюда, отдохнуть, так сказать.
Девушка-официантка подошла не сразу, пришлось подождать. В меню у местных поваров только одно коронное блюдо – шашлык (с гастритом сюда не покажешься!), зато море разливанное различных напитков, но у здешних посетителей здесь в почёте пиво.
Заказываем четыре порции шашлыка, лепёшку и два пива «Сим-Сим». Ждём. Прошло 5-7 минут, нам принесли салфетки, потом тарелки и только потом пиво. Шашлык, сказали, будет через 10-15 минут. Хорошо, ждём.
Девушки с подносами носятся от стола к столу. Людей много, главное, никого не упустить. До недавнего времени посетителями этого места были только коренные горожане, те, что не боялись пищевых отравлений в силу мощности своих желудков, выдрессированных плохой водой и перекусами всухомятку. В этот раз здесь было несколько столиков, за которыми с удовольствием расположились и иностранцы.
15 минут давно прошли. На 20-ой минуте нам принесли дымящийся, благоухающий шашлык.
Порция — две палочки, по нескольку маленьких кусочков. Весов с собой нет, да и в животе урчит, поэтому едим, не спрашивая. Но, переглянувшись, оцениваем вес мяса — не больше100 граммов. Интересная арифметика получается:100 граммовшашлыка = 10 сомони, итого, килограмм — 100 сомони.
Вот это они работают?! Молодцы, ничего не скажешь!
Ужин закончился быстро, и мы начинаем терпеливо ждать нашу официантку. Мимо пробегают её коллеги, мы просим позвать нашу официантку. Проходит ещё минут 15-20.
— Вот если мы сейчас встанем и попытаемся уйти, она быстро найдётся и будет за нами бежать, сломя голову, забыв о своих проблемах, — думаем мы в отместку действиям местного обслуживающего персонала.
Встаём, идём на выход, ждём ещё несколько минут, и вот явилась она.
— Извините, я отходила по нужде в соседний ресторанчик, — как ни в чём не бывало прощебетала она.
Расплачиваемся, уходим, но не покидает чувство дискомфорта. Всё вроде бы и ничего, но всё плохо. Дунул порыв ветра, и лицо обдал едкий запах дыма и уксуса, глаза защипало, и мы бегом скрылись с этой территории.
Было предписание, но оно не выполняется
Эта история с плохо обслуживающими официантками, дымящимися во все стороны шашлычными повторяется не первый год. В прошлом, например, по многочисленным жалобам горожан был проведён рейд с участием прокуратуры города и экологической службы столицы. Тогда были выявлены многочисленные нарушения правил торговли общепита, и многие учреждения, шашлычные, подобные этой, были закрыты до устранения выявленных недостатков.
Прошёл зимний сезон, и отведённого времени должно было хватить для того, чтобы привести центральную площадь столицы, пусть даже с шашлычными в центре, в надлежащий вид. Но нет.
Идём сюда с начальником Управления охраны окружающей среды г.Душанбе Абдусалимом Джураевым.
Он невооружённым взглядом видит, что выявленные в прошлом году недостатки существуют и сейчас, поэтому мы сочли своим долгом указать на них местным сотрудникам.
— Вы знаете, что труба вытяжки шашлычной должна быть не ниже 4-5 метров? Кроме того, вокруг мангала для предотвращения задымления или возникновения пожара должен быть зонт, — говорит он шашлычнику.
В ответ он покорно кивает головой, ведь тут труба высится максимум на2 метра.
— А где вы готовите свой шашлык и моете посуду? – спрашиваю я у оперативно подошедшего повара шашлычной Усмона.
— Шашлык готовит повар ресторана «Вахш», потом мы приносим его сюда и храним в холодильнике, — говорит Усмон.
А вода, по его словам, здесь есть постоянно, её провели сюда от отдельной линии. Мы заглянули в моечную, скрытую от посторонних глаз полосатым навесом. Здесь есть раковина, есть даже средство для мытья посуды «Ramis», правда, флакон ещё не начат, что нас слегка насторожило: что, посуду здесь ещё не мыли? И несколько тарелок, причём не сервизных, а «разнобой» — всех цветов и модификаций.
Но что нас поразило больше всего, так это урна и ящики рядом с моечной, под цветущим кустом, рядом с парой знаменитых оленей.
— А что, мусорку нельзя убрать в другое место? — интересуемся мы с Джураевым у повара.
— Куда я её уберу? – изумился Усмон.
И тут эколог города терпеливо и тщательно начал ему объяснять, что всё это безобразие можно было бы завуалировать под такие же тенты, сколотить будку, закрыть, и никто этого не увидит. Усмон покорно качал головой.
— Всё исправим в течение ближайших суток, — честно пообещал он.
Ловим его на слове и обещаем прийти ещё раз через два дня, но уже с актом. Прощаемся и идём на противоположную сторону фонтана, там, где разместились шашлычные Нацбанка.
Не вписывается во внешний облик города
Много говорить не стоит: всё те же нарушения и недоумевающие глаза обслуживающего персонала, обещания донести все претензии до руководства и грязная салфетка.
Стоило только провести ею по здешнему столу — и всё понятно, белизну накрыла чернота. Отдать бы её на экспертизу в госсанэпидемнадзор! В следующий раз так и сделаем.
Но самое интересное, что сейчас идёт разговор о снесении многих старых известных зданий и всё только потому, что они не вписываются во внешний облик столицы. А тут, в самом центре города закусочным разрешили развесить разноцветные – красные, полосато -синие, зелёные баннеры. Странно, это вписывается во внешний облик города?! Но почему здесь это разрешено и никому не мозолит глаза?!
Екатерина ПАСТОРОВА