Сегодня у нас в гостях очень интересная, улыбчивая женщина — Джамиля Юсупова, сотрудник проекта развития местного рынка международной организации «Хельветас» в Таджикистане.
Всё своё свободное время Джамиля посвящает воспитанию своих детей. Она окончила Таджикский аграрный университет, экономический факультет.
— Джамиля, расскажите о Вашем проекте, чем Вы занимаетесь?
— В проекте «Хельветас» я работаю практически с самого начала — с октября 2006 года. На начальном этапе наш проект работал с 200 фермерами и тремя партнёрскими организациями, сейчас мы работаем с 12 партнёрскими организациями, 8 из которых расположены на юге страны.
Мы работаем по цепочке добавленной стоимости — связаны с переработчиком, сельхозпроизводителями, микрокредитными организациями, поставщиками семян, удобрений, средств защиты растений, то есть со всем сельхозциклом, который идёт от выращивания до переработки и продажи — этим занимается наш проект.
— А чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
— Такого практически не бывает, но как только появляется свободная минутка, я посвящаю её детям.
— У Вас есть хобби? Наверное, у Вас есть своя теплица?
— Нет, теплицы своей у меня нет, но я очень люблю готовить, у меня даже есть своя веб-страничка в Интернете.
— Джамиля, Вы курируете отрасль переработки сельскохозяйственной продукции. Ещё несколько лет назад эта отрасль в Таджикистане была в полнейшем запустении, скажите, как с этим обстоят дела сейчас?
— Если говорить честно и если брать развитие отрасли в рамках нашего проекта, то нынешние результаты и перспективы очень хорошие, но есть и большие упущения, которые негативно отразились на отрасли. Например, упущение рынка сбыта. Пока в Таджикистане отрасль переработки сельхозпродукции была в зачаточном состоянии, эту нишу в России и других странах ближнего зарубежья заняли другие. Но, тем не менее, у нас шанс ещё есть, ведь сами потенциальные покупатели о наших продуктах, особенно натуральных соках, говорят, что таджикские фрукты растут в натуральных условиях, под солнцем. Интересно даже, что в последние годы наметилась такая тенденция – наши соки закупаются с завода-производителя, вывозятся в Россию, там упаковываются в красивую тару и упаковки «Тетра Пак», а к нам поступают уже по другой цене.
— Мы заметили, что сельхозпродукция Таджикистана уже давно «устарела», многие сорта овощей и фруктов вырождаются. Скажите, нет ли планов на выращивание под нашим солнцем новых сортов — тех же томатов черри?
— Да, действительно в Таджикистане мало новых сортов овощей и фруктов, поэтому мы в рамках проекта решили опробовать новые сорта, для этого у нас есть демонстрационные поля, где мы можем наглядно показать нашим фермерам новые сорта тех же помидоров, огурцов, чтобы они смогли сами убедиться в их вкусовых свойствах. Приглашаются на демонстрационные поля и руководители перерабатывающих заводов, ведь многие из них даже не знают, какие сорта овощей им должны поставляться. А вот когда фермер и руководители перерабатывающих предприятий всё это видят на поле, то и мнение о новых сортах и возможностях у них иное.
— Скажите, а почему наши дехкане-фермеры боятся браться за работу с новыми сортами, и вообще, в чём польза Вашего проекта, что, в сельскохозяйственной стране уже разучились выращивать овощи, фрукты и работать на полях?
— По правде сказать, наши фермеры единолично этого делать и не умели. Когда были колхозы-совхозы, за них думал бригадир, председатель колхоза, агроном. Они знали, что кто-то договорится о пашне, о семенах и удобрениях, сейчас — каждый сам за себя, и нынешние фермеры зачастую не знают, с чего им начать работу, с кем договариваться о сбыте и так далее. Наша работа состоит в том, чтобы наладить мосты между всеми заинтересованными лицами в этом вопросе.
Многие не понимают, какой это выгодный бизнес, ведь, по сути, реальная цена томатов черри – 3 сомони, на наших рынках они уже стоят 8-9 сомони, при вывозе в Россию их цена возрастает до 20 сомони, и цена на томаты возрастает на 20-30% ежегодно.
— Что Вы узнали для себя нового за последнее время и откуда?
— Буквально недавно я купила своему ребёнку электронную книгу, так вот там я прочитала очень интересную информацию, касающуюся развала СССР, о том, как какие-то люди внедряются в систему управления стран или организаций, в общем, очень интересно.
— Джамиля, что бы Вы хотели сказать и кому?
— Я бы хотела обратиться к нашим фермерам и сказать им, что надо быть более уверенными в себе, я бы хотела им пожелать, чтобы они были более предприимчивыми, так как наши люди всё же скованные, неактивные, не как фермеры в других странах. Фермеры не должны бояться принимать ответственные решения.
— Скажите, а как Вы помогаете сельским женщинам, ведь мне кажется, что именно на женских плечах сейчас лежит основное бремя ведения хозяйства и обработки земли?
— Знаете, а женщины в этом вопросе очень предприимчивые – они более активные, более пробивные, открыто, и не боясь, выражают свое мнение. Ведь, как вы говорите, женщине нужно кормить свою семью, а, начав зарабатывать деньги со своей земли, она становится более независимой, в том числе и от средств своего мужа-мигранта, что, конечно, положительно сказывается на благосостоянии. Хочу отметить, что участники проекта за 2011 год получили по 1700 долларов чистой прибыли, а это, согласитесь,
немало.
— Какое из последних решений правительства Вы одобряете или не одобряете?
— То, что касается диверсификации Министерства сельского хозяйства и то, что касается реформы аграрного сектора — оба эти решения очень важны. В целом все принятые за последнее время решения направлены на улучшение отрасли и важны, вопрос только во времени и исполнении этих решений.
Беседовала Екатерина ПАСТОРОВА