15% из выезжающих на заработки граждан Таджикистана — женщины. Такие данные привела на конференции «Женское лицо миграции» эксперт Центра по правам человека Нодира Абдулоева на конференции, которая была организована МОМ совместно с Internews.
В основном из Таджикистана в трудовую миграцию отправляются разведенные женщины, мужья которых остались в России или других странах, вдовы или жены мужчин-мигрантов. Процент женщин трудовых мигранток растет, но в государственных стратегиях это никак не учитывается.
Нодира Абдулоева напомимает, что в Закон о миграции был принял в Таджикистане в 1999 году, и по мнению многих экспертов давно устарел, но ни в нем, не в других документах не учитывается потребности женщин-мигранток.
«Необходимо учитывать потребности женщин-мигранток на всех этапах миграции. Во-первых выездная подготовка. В свободном доступе должна быть информация о рабочих местах, имеющихся за границей. Необходимо объяснять женщинам преимущества и издержки миграции, консульские и дипломатические услуги также должны оказываться с учетом гендерных особенностей», — отмечает эксперт.
В Таджикистане в 2021 году вступит в силу специальный протокол Международной организации Труда, где определяется, как должна строится работа частных агентств занятости, в частности, когда они нанимают мигрантов для работы за рубежом. Что эксперты оценивают, как положительный факт. Но с другой стороны, ни одна из стран Центральной Азии не подписала конвенцию МОТ №189 о достойном труде домашних работников. А ни для кого не секрет, что женщины-эмигрантки во многом заняты именно в качестве работников по дому.
Гендерно-ориентированными должны быть стратегии не только в странах отправки мигрантов, но и в транзитных государствах, и странах-назначения. Например, и в документах и на практике необходимо закрепить принцип воссоединения семьи, мигрантов не должны разлучать с детьми.
С большими сложностями столкнулись женщины, мужья которых находятся в миграции, но из-за пандемии потеряли заработок. Частично в Таджикистане решили эту проблему, помощь была оказала детям из семей мигрантов, но ситуация сложная.
Нодира Абдулоева считает, что Таджикистану нужно принимать отдельную стратегию, в которой бы учитывались потребности женщин-мигранток.