В последнее время наблюдается обострение ситуации в приграничных сёлах Таджикистана и Кыргызстана. Дело дошло до применения огнестрельного оружия, что было чревато человеческими жертвами. Мне довелось встретиться с директором республиканского музея Бободжона Гафурова, доктором исторических наук, профессором Хабубулло Холджураевым, который рассказал о бескорыстной братской дружбе Героя Таджикистана, академика, экс директора Института востоковедения Академии наук СССР Бободжона Гафурова с учёным, политическим деятелем, бывшим Первым секретарём ЦК КП Кыргызстана Исхаком Раззаковым.
Исхак Раззаков родился 25 октября 2010 года в селе Хоросон, вблизи пастбища Майдонбози Лейлекского района Баткенской области Кыргызстана. Село находится вблизи село Овчи Калъача нынешнего Бободжонгафуровского района Северного Таджикистана. Исхаков в возрасте трёх лет потерял маму и воспитывался отцом. Отец часто приезжал в село Хистеварз отовариваться, брал с собой сына. В одной из таких поездок на арбе на территории село Овчи Калъача отцу стало плохо, и он скончался в дороге. Тогда Исхаку было семь лет. Он заплакал во весь голос и позвал работающих на поле дехкан на помощь. Отец был захоронен местными жителями вдоль дороги, на том месте, где скончался. Исхак рассказал, что ему некуда идти, так как в отцовском доме его никто не ждёт. Местные дехкане взяли с собой парнишку и привезли его в село Дегмай, в котором функционировала школа-интернат для детей-сирот. Обучение шло на русском языке, там он учился до четвёртого класса.
Когда Бободжону Гафурову было девять лет, в его родном селе Исфисор при железнодорожном вокзале открылась одна из первых в Худжандском уезде советская русская школа. В 1922 году в селе Хистеварз открылась семилетняя школа-интернат, и Бободжон Гафуров по совету родителей перешёл учиться в это учебное заведение. Сюда из Дегмая перевели Исхака Раззакова, так Бободжон и Исхак стали одноклассниками. Они учились вместе до 1924 года, до окончания седьмого класса. В это время открылась единственная в Худжанде школа имени Махмудходжа Бехбуди с десятилетним обучением. Одноклассники поступили учиться в эту школу, там они были активистами. В новой школе Бободжона выбрали комсомольским вожаком. Следует отметить, что в школе функционировал единственный в уезде духовой оркестр. Исхак Раззаков был трубачом в этом оркестре, и любое мероприятие не проходило без его участия. Два года учёбы в школе быстро пролетели. До 1931 года Бободжон Гафуров был занят на комсомольской и партийной, а также журналистской работах. Также он учился на юридических курсах в городе Самарканде.
Исхак Раззаков в 1926 году был отправлен на дальнейшую учёбу в школу–интернат города Ташкента, а через некоторое время поступил в Ташкентский институт просвещения. После окончания института он два года проработал учителем в Самаркандском техникуме торговли. Здесь опять школьные друзья Бободжон и Исхак оказались вместе. В 1931 году Исхак поступил в Московский институт Госплана имени Кржижановского по специальности «плановик по энергетике». В этом же году он был направлен на учёбу в Коммунистический институт журналистики (КИЖ). В Москве Бободжон и Исхак быстро нашли друг друга. В течение пяти лет учёбы они, можно сказать, всегда были вместе. После окончания вуза Бободжон Гафуров вернулся в Таджикистан, где занимался партийной, педагогической и научной деятельностью. В 1946-1956 годах он был назначен первым секретарём ЦК КП (б) Таджикистана, а в 1956 году вновь переселился в Москву и был избран директором Института востоковедения АН СССР. Он возглавлял Академию до конца своей жизни.
Исхак Раззаков вернулся в Узбекистан, где работал в партийных и государственных органах. Он был председателем Госплана при Совете Народных Комиссаров Республики Узбекистана, заместителем председателя Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР, Народным комиссаром просвещения, секретарём ЦК КП (б) Узбекистана. В тяжёлые послевоенные годы (1945-1950) Исхак Раззаков занимал пост Председателя Совета министров, а с 1950 по 1961 год — первого секретаря ЦК КП Кыргызстана. Но был освобождён от должности с формулировкой «за допущенные крупные ошибки и недостатки в руководстве партийной организации республики».
Исхак Раззаков был патриотом своей родины. Его обвиняли в том, что якобы «самовольно, без согласия Центра, ввёл изучение киргизского языка в русских школах, а также организовал бесплатное питание детям из малоимущих семей. Разная клевета была раздута вокруг его имени, и он был вынужден покинуть Кыргызстан.
Бободжон Гафуров узнал о случившейся несправедливости. У него были хорошие отношения с членом Политбюро, секретарём ЦК КПСС Михаилом Андреевичем Сусловым и другими высокопоставленными чиновниками Кремля. Он пригласил Исхака Раззакова в Москву и посодействовал в его трудоустройстве. Ведь Гафуров знал, что Раззаков является хорошим специалистом в отрасли экономики. Исхак Раззаков сначала стал членом, а потом начальником Государственного экономического совета СССР, начальником отдела Государственного научно-экономического совета Государственного планового комитета Совета министров СССР. Работал он на этих должностях до 1967 года, до выхода на пенсию. По рекомендации Бободжона Гафурова он занимался научной работой и через некотрое время защитил кандидатскую диссертацию по экономике.
Дружба Исхака и Бободжона продолжилась до последних дней академика Гафурова. Оба скончались в возрасте 68 лет. Гафуров умер в Душанбе в 1977 году, а Раззаков — через два года в Москве. Позже, согласно его завещанию, по инициативе бывшего Президента Кыргызстана Аскара Акаева его тело было перезахоронено в городе Бишкеке. Когда умер Гафуров, Исхак Раззаков отправил соболезнование родным покойного. Во всех мероприятиях с особой благодарностью и большим уважением он произносил имя своего друга, и в его лице благодарил таджикский народ. За то, что ему, сироте, предоставили приют, воспитали, благодаря чему он сформировался как личность. Он был человеком высочайшей культуры. Исхак Раззаков прекрасно владел таджикским языком. Он от души любил таджиков. Их дружба ничем не отличалась от взаимного уважения и любви двух родных братьев.
Мы должны использовать больше народной дипломатии. Приглашать соседей в гости и быть гостями у них. Обучать пограничников обоих стран правилам этикета, вежливого обращения, уважению друг друга. Многое зависит от политической воли руководителей двух стран. Они должны изучать настроение и социальные проблемы населения своих стран. Простой народ, мне кажется, никогда не хочет идти на противостояние. Ведь ему надо жить с соседом в мире. Если в доме соседа траур, ты никогда не будешь петь и веселиться. Так было раньше, так будет и в будущем. Это закон жизни, соблюдать который все обязаны.
Тилав РАСУЛ-ЗАДЕ, Худжанд
Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.