Бахтиджамол Мирзоева: Кто расскажет о простой сельской женщине?

0

Заключительным мероприятием в рамках проекта газеты «Вечерка» и Национальной коалиции женщин-журналистов «Свободный микрофон: женщины-журналисты помогают женщинам в регионах» стала встреча столичных журналисток с местными жительницами в офисе общественной организации «Наджоти кудакон» в Кулябе.

На встречу пришли женщины-общественники кулябского региона и женщины, подвергшиеся домашнему насилию.

С 2011 по конец 2018 года  через ресурсный центр ОО «Наджоти кудакон» прошли 10441 человек. Это люди, которые обратились к ним и и с которыми была проведена определенная работа: мужчины и женщины в возрасте от 17 до 75 лет. В прошлом году, по инициативе центра регионе были созданы 16 рабочих групп поддержки женщин из местных активных жительниц (мы рассказали об этих группах в джамоатах Тугарак и Рудаки района Восе в предыдущих статьях). Эти группы созданы для активизации женщин участниц этих групп, чтобы они не были безучастны ко всем проблемам у себя в поселках.

Ссылки на предыдущие статьи вы можете прочесть здесь и вот тут.

Махбуба Шарипова, директор ОО «Майрам» г. Куляба, рассказала о работе с с жертвами торговли людьми, женщинами-жертвами домашнего насилия и брошенными женами мигрантов. Одна из больших проблем этих людей заключается в том, что им, чаще всего некуда уйти от насилия. В стране нет достаточного количества специализированных приютов для людей, оставшихся на улице.

ОО «Майрам» работает в сотрудничестве с USAID, международной организацией «Врачи без границ» и другими государственными и негосударственными организациями. Они перенаправляют к ним ставших жертвами мужчин и женщин.

В прошлом году “Врачи без границ” перенаправили к ним женщину с тремя детьми, которую муж-мигрант заразил ВИЧ. От нее отказались все родные и выгнали на улицу. Эта женщина с детьми уже около 7 месяцев живет в Душанбе в шелторе “Корвони Умед”. Там с ней занимаются, она получает профессиональные навыки, чтобы в дальнейшем иметь возможность самостоятельно содержать свою семью.

По словам Курбонгуль Косимовой, руководителя ОО “Наджоти кудакон”, проблема анонимных приютов для женщин стоит наиболее остро, так как родственники зачастую не оставляют женщин в покое: угрожают, грозятся найти и избить. Угрозы получают и сотрудники ресурсных центров, которые пытаются помочь или скрывают местонахождение жертв.

Косимова К. Считает, что необходимы поправки в законодательстве о статусе анонимности приютов для женщин, жизни которых угрожает опасность. Для таких случаев, в 14 роддомах нашей страны открылись комнаты временного пребывания (от 3 до 12 дней) для жертв домашнего насилия. Но эти места пребывания не скрываются от насильника, и они не спасают жертв от дальнейшего преследования.

Но если для жертв домашнего насилия открываются какие-то приюты, то для жертв торговли людьми в нашей стране существуют только два негосударственных приюта-шелтора: в Душанбе и Худжанде. И это единственные приюты для жертв траффика людьми в ЦА, которые могут принимать и жертв мужчин.

При направлении в государственные приюты жертв, сотрудники медицинских учреждений часто принимают во внимание только физические признаки насилия: раны, синяки, травмы. Хотя согласно Закона о предупреждении домашнего насилия, насилием считается не только физические действия (побои, рукоприкладство, нанесение увечий), но и сексуальные, экономические и психические. Либо они не знакомы с законом, либо только физические признаки прописаны в нормах о помещении жертв в комнаты при роддомах.

Во всех случаях с жертвами, будь то женщина или мужчина, к работе подключаются психолог и юрист. Жертвам всегда необходима психологическая поддержка и юридическая помощь в составлении документов, заявлений, оформлении документов.

Несколько женщин на встрече рассказали о своих проблемах с мужьями и их родственниками. На первый план вышли побои и избиения, и чаще всего мужья бьют их по голове. Считается, что на голове сложно увидеть следы побоев.

Одна из женщин в последний раз попала в больницу, после чего подала в суд на развод. Другой женщине муж несколько лет назад выбил 6 зубов и разбил нос, отчего лицо у нее выглядит опухшим.

Мужчины-насильники не хотят нести ответственности за свои действия: чтобы не платить алиментов на детей, отказываются разводиться, скрываются в миграции, угрожают. Женщины зачастую слышат от мужа и его родственников такие слова: «Иди жалуйся куда хочешь: в милицию, суд. Вещи твои мы не отдадим, алименты платить не будем, жилье твоим детям не дадим. И никакой закон тебе не поможет». И женщины чаще всего им верят, потому что у них не хватает веры в себя и денег на то, чтобы отстоять свои права.

«А куда уйдет женщина с двумя-четырьмя детьми? Без образования и возможности самостоятельно поднять своих детей?» — говорит Шарипова М. «Она будет терпеть и надеяться на то, что когда-нибудь ее муж станет собственником своего дома, а значит и она с детьми тоже». Именно надежда на собственное жилье останавливает женщин. Редко кто из них может позволить себе снять хотя бы комнату: на все это нужны деньги, которых у  них нет, и заработать их они тоже не могут.

По мнению Косимовой К.: «Вы говорите: Пусть женщина перестанет цепляться за мужа, сама встанет и уйдет от него. Откуда взяться твердой решимости и воле у этих женщин, если их самооценка упала до нельзя? Для каждой такой женщины необходимо найти выход из зоны страха, в котором она пребывает из-за неуверенности в завтрашнем дне. И наличие работы может в этом помочь».

В ресурсном центре «Наджоти кудакон» организованы курсы шитья для женщин и девушек из малообеспеченных семей и брошенных мужьями-мигрантами женщин. Каждый год, с 2011 года, обучение проходят 4 группы девушек и женщин по 15 человек в каждой, то есть 60 человек в год. Но немногим удается найти работу. Конечно, они теперь могут шить для себя, это будет хорошей экономией семейного бюджета. Но многим хотелось бы начать зарабатывать и стать финансово самостоятельными.

На встрече присутствовали три молодые девушки из малообеспеченных семей, которые прошли трехмесячное обучение шитью и получили свидетельство об этом. Но они рассказали с какими трудностями столкнулись в поиске работы, а также поделились своими мыслями о том, как можно им помочь.

М., студентка медицинского колледжа, выросла в малообеспеченной семье, где оба родителя не имеют образования. Став студенткой, девушка решила найти способ самой обеспечивать свои потребности и прошла курс шитья. Но устроится куда-то на работу у нее не получается, везде принимают либо по знакомству, либо с опытом работы.

Еще одна девушка, М., 19 лет, также из малообеспеченной семьи. После окончания курсов пробовала устроится в ателье Душанбе (там живет тетя). Но в ателье у девушки запросили 800 сомони за трудоустройство. Таких денег ей не найти: отец работает чернорабочим, старший брат, 23 года, мигрант, временно без работы. Младшая сестренка, 13 лет, тоже увлекается вышивкой, шитьем. М. хотела бы шить на дому, но машинка дома простая и старенькая, на ней шить и обрабатывать швы не получится. А заработать на хорошую машинку ей негде.

По словам девушки, многие ее подруги уже замужем и ей советуют поступить также. По их мнению, замужество – это решение всех проблем, мол, это обязаннность мужа – кормить семью. Но М. с таким мнением не согласна. Она хочет работать самостоятельно, чтобы не быть зависимой даже в браке. Девушка видит, что женщины без профессии часто страдают в браке от того, что полностью зависимы от мужа, и в случае развода, не могут прокормить себя и детей.

М. рассказала о том, чего им, молодым девушкам в регионах, не хватает. На ее взгляд, нужно открывать больше бесплатных профессиональных курсов, чтобы молодежь могла осваивать востребованные навыки. Но также необходимо открывать под эти профессии цеха, чтобы молодежь могла найти работу. Девушка считает, что для таких молодых швей, как она и другие девушки, хорошо бы проводить региональные или централизованные конкурсы, и чтобы у них была возможность в них участвовать.

Как оказалось, курсы шитья уже давно поддерживаются сотрудниками центра на общественных началах. Своих швейных машин у центра нет, для курсов три сотрудницы приносят свои из дома. Прекратить обучение, по словам Косимовой К., они не могут, потому что на него есть большой спрос, так как у малобеспеченных семей нет возможности учится профессии за деньги.

В ходе встречи, психолог ОО «Наджоти кудакон» Бахтиджамол Мирзоева высказала очень важное мнение. Она считает, что нужно писать о жизни сельских женщин. И чтобы это были материалы из самых отдаленных от центра уголков страны.

«В женских журналах рассказывают о красавицах, успешных женщинах, а кто расскажет о простой таджикской сельской девушке? Если бы вы приехали весной, то я бы отвезла вас в кишлаки Чилдухтарон и Ховалинга. Они очень далеки от центральных городов и районов, и девушки там слишком мало знают о том, что происходит в других частях страны.

Эти девушки учатся до 7-8 класса, а потом их забирают из школы. Потому что школа находится в 10 км от дома, и так далеко взрослых девушек родители не отпускают. В 17 лет такая девушка выходит замуж, муж через пару-тройку месяцев уезжает в Россию, а потом по телефону дает развод. Эти девочки психологически уходят в себя. Они живут вдали от современного общества, и им негде увидеть другие примеры из жизни. Ссорятся с родителями, от безысходности бросаются в реку.

А если в такие отдаленные кишлаки будут ездить новые люди и вот так разговаривать с женщинами, им будет интересно увидеть и услышать как живут их сверстницы в их же стране, но в другом регионе. Они не будут зацикливаться на своей однообразной жизни. Откуда еще эти женщины смогут узнать об этом? Они не читают, интернета у них нет. А журналисты потом смогут написать по-настоящему искренние статьи о реальных людях. И эти истории кому-то обязательно помогут».

Почти все женщины на встрече, рассказывая о проблемах в своих семьях, упоминали братьев и сестер мужа. В большинстве случаев они вмешивались в отношения между братом и невесткой, и именно они становились инициаторами разводов.

Одна из женщин, Г., рассказала, что брат мужа неоднократно требовал брата ее выгнать. Ее муж хорошо зарабатывает в России, построил дом для своей семьи, но потом, по настоянию братьев, отдал его своей разведенной сестре. Теперь их семья снова живет с родителями мужа. Но невестке в открытую говорят, что ее выгонят, а брата женят еще раз. Женщина неоднократно попадала в больницу из-за проблем со здоровьем, но сочуствия от мужа и его родственников она не встретила.

Братья и сестра мужа постоянно настраивают брата против жены, после этого он ее избивает. В последний раз скандал привел к тому, что женщина решила повесится. Но от смерти ее спасла веревка: она порвалась. По словам женщины, она терпит только ради детей. Старшая дочь учится в 11 классе, и видя как ругаются родители, сказала, что если родители разведутся, она с собой что-нибудь сделает. После этих слов Г. оставила все мысли о разводе с мужем, но как дальше терпеть такое жестокое отношение к себе с его стороны и со стороны его родных, она не знает.

Одна из женщин, которую также избивал муж, три раза возвращалась в его дом по настоянию своих родителей и просьбам со стороны мужа. Но, в конце концов, Л. решила окончательно уйти, даже будучи беременной первым ребенком. Сейчас она воспитывает сына и получает алименты от его отца в размере 150 сомони.

Л.: «Почему родители должны решать за сыновей на ком жениться? Невесту должен выбрать сам жених, она должна ему нравится. А то родители женят на девушке, которая понравилась им, а сын потом не хочет с ней жить. И у девушки вся судьба ломается: она остается с ребенком и ей сложно выйти второй раз замуж. А родители быстро женят сына снова».

Косимова К.: «Почему в нашем обществе родители с легкостью отдают разведенным мужчинам своих юных дочерей? И даже тогда, когда сами были свидетелями скандалов и избиений в предыдущем браке. Неужели им все равно, кем будет муж дочери?».

Если подводить итог поездки в Куляб и Восе, то можно выделить наиболее острые вопросы в жизни женщин региона.

Наиболее остро стоит проблема с соблюдением прав женщин в браке и после развода. В семье мужа ее не воспринимают как полноправного члена семьи, а в случае развода таким женщинам зачастую негде жить и нет возможности самостоятельно зарабатывать.

Женщины, в своем желании отстоять свои права, слишком часто сталкиваются с общественным осуждением и непониманием. Бытующее мнение о женщине, как о бесплатной бесправной домработнице, слишком устойчиво и мешает саморазвитию женской части населения.

Для женщин в регионах не хватает рабочих мест. Это не только возможность поправить семейный бюджет, но и способ расширить социальные границы общения женщин с внешним миром. Они смогут видеть примеры чужого успеха и неудач, становится более осведомленными о том, чем живут люди вокруг, а не зацикливаться на собственном мирке, ограниченном границами узкого общения с соседями и родственниками.

Большинство женщин в регионах не имеют доступа к бесплатному профессиональному образованию: лишь малый процент девушек до замужества получают специальное образование, но даже это не спасает при поиске работы: свободных рабочих мест крайне мало. Во многом это проблема связана с отношением в семьях к профессиональному образованию дочерей: считается, что женщине незачем учится после школы, она должна побыстрее выйти замуж и, тем самым, родители перекладывают заботы о ней на плечи мужа.

Мужчины, сталкивающиеся с отсутствием работы и низкими заработками, нередко вымещают свою злость и неудовлетворенность на женах. Трудовая миграция для них не только возможность найти работу, но и способ убежать от ответственности перед женой и детьми.

Женитьба по выбору и желанию родителей в последнее время становится одной из основных причин разводов молодых супругов: часто мужчине не нравится выбранная родителями жена и он делает все, чтобы она ушла. Но, при этом, данный факт не мешает ему «делать» детей.

Женщины в регионах слишком оторваны от более продвинутой центральной части Таджикистана. У них нет доступа к информации, Интернету, книгам, газетам. Большинство новостей они узнают от соседей и родственников. Становиться более грамотными в плане своих прав и возможностей им помогают ресурсные центры поддержки женщин. Но этого крайне недостаточно.

Оставаясь наедине со своими болезненными проблемами, эти женщины слишком часто не видят выхода из своих сложных жизненных ситуаций. Им нужно дать веру в свои силы и знания. И, по мнению многих экспертов, работающих в регионах, необходима большая работа государства в плане повышения уровня знаний среди молодежи.

Подобная работа существенно расширит возможности самореализации как мужчин так и женщин и снизит социальную напряженность, которая в настоящий момент выливается в растущие случаи домашнего насилия и скоропалительные разводы.

Проект «Свободный микрофон: женщины-журналисты помогают женщинам в регионах» финансируется Программой Малых Грантов Комиссии по развитию демократии Посольства США в Таджикистане.

Зульфия Голубева

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь