Продолжение. Начало в №№10, 12-19.
Постановлением 1-го Чрезвычайного Съезда Советов (15-19 октября 1929 года) из автономной ТА ССР превратилась в союзную и, как равная среди равных, вошла в состав Союза Советских Социалистических республик. В честь вождя страны Иосифа Сталина город Дюшамбе был переименован в Сталинабад. По аналогичному сценарию город на Сыр-Дарье Ходжент был переименован в Ленинабад. К новому названию столицы её жители привыкли быстро, его произносили с гордым достоинством. Столица с каждым годом разрасталась за счёт ближних кишлаков, благоустраивалась. С учётом сейсмичности её дома стали расти вверх до двух и трёх этажей. В перечне её самых первых коммунальных услуг было электрическое освещение в домах и на улицах, телефонизация. В 1931 году в северной части столицы была проложена первая четырёхкилометровая ветка водопроводных труб. Из горной реки Варзоб в город пришла вода. Поступала она в небольшое рукотворное водохранилище и там же, в северной части города, проходила механическую очистку, хлорирование. В дальнейшем эта водопроводная магистраль была продлена, усовершенствована и поныне в эксплуатации столичных районов: Исмоили Сомони и Шохмансур.
В июле 1931 года в Сталинабаде на окраине главного проспекта – ныне проспект А. Рудаки — началось строительство крупного полиграфического комбината. В мае следующего года закончилось строительство административного корпуса для редакций республиканских газет. 6 ноября 1934 года строительство комбината закончилось полностью. На этой большой по тем временам стройке не были задействованы грузовые машины, трактора. Они в республике появились значительно позже — в 1937– 38 годах, и строительство велось вручную. Как на большие, так и на малые стройки воду и песок подвозили в бочках из реки на бричках-грабарках. Но уже поездом привозили из Новороссийска цемент, из Баку — гудрон, из Новосибирска — лес. Впервые на этой стройке во внутренних перекрытиях (для защиты от землетрясений) использовался пенобетон и битумная мастика. Их готовили вручную из привозных материалов здесь же, на стройке. Мало кто мог тогда предположить, что такое скромное по нынешним меркам начинание положит начало многоэтажному строительству столицы. В 1929-м году в центре столицы выстроили 2 крупногабаритных трёхэтажных жилых дома для госслужащих. В них до сих пор живут люди. Один дом расположен по ул. Бухоро, второй дом — на пр. А. Рудаки, по соседству с Министерством культуры РТ . В 1931 году закончилось строительство трёхэтажного здания Таджикского агропедагогического института. В 1932 году в столице было построено 7 государственных детских садов и яслей. В 1939 году – перед началом Великой Отечественной войны 1941-45г.г. — до второго этажа было достроено здание Главпочтамта. После окончания войны на его крыше установили двухметровую панель часов, по которым даже из района Медгородка люди проверяли точное время. Перед войной в центре столицы было выстроено трёхэтажное здание Таджикского Государственного мединститута. В послевоенное время, в 1948 году, центральный проспект столицы украсило здание главного корпуса Таджикского Государственного университета; в 1951 году – здание Таджикской Академии наук ; в 1956 году – учебный комплекс Политехнического института. Город рос, и вместе с ним развивалась его инфраструктура.
С 1953 по 1968 годы в четыре очереди по проекту, разработанному Киевским институтом «Промэнергопроект» на левобережье городской реки началось строительство Душанбинской ТЭЦ. Сегодня в её состав входят Восточная и Западные котельные. Протяженность её тепловых магистралей по городу — 125 километров, электрическая мощность станции составляет 198 МВт, тепловая — 357 Гкал/час.
Сегодня протяжённость главного проспекта столицы им А. Рудаки составляет 11,8 километров, 90 лет назад она составляла всего 3. Это была не улица, а наезженная телегами колея, которая шла от Дюшамбинского базара до конца города — лётного поля и в последующие годы продлилась до железнодорожного вокзала — первых главных ворот столицы. С годами Сталинабад превратился в уютный, красивый город в сердце гор. Но вся беда в том, что расположен он в активной сейсмической зоне, и долгие годы строительные замыслы архитекторов оставались лишь на бумаге. До начала Великой Отечественной войны в планах столичной застройки не было зданий выше третьего этажа. Вдоль главного столичного проспекта одно за другим вырастали одно- и двухэтажные здания: в стиле ампир — гостиница с рестораном «Вахш» (во время войны в нём был госпиталь), в помпезном стиле сталинская постройка — железнодорожный техникум; двух- и трёхэтажные каркасные здания из кирпича–сырца и обожжённого кирпича составили огромный жилой массив в районе Стандартного городка и рынка «Шохмансур».
Первая автобусная линия стала действовать в столице в 1930 году. С табличкой на лобовом стекле «Город — вокзал» по её центральной магистрали курсировали 2 автобуса, всегда до отказа набитые пассажирами. В конце 1959 года по городу прошёл первый троллейбус. Газоснабжение столицы началось в 1960 году. Вначале газ привозили издалека в баллонах. Первый газопровод Кзыл- Тумшук — Душанбе снабдил город своим природным голубым топливом.
Яркая страница довоенной столицы — Комсомольское озеро: место для его строительства было выбрано не случайно. В дни летних паводков вода из Дюшамбе–Дарьи (на бывшем Путовском спуске) на несколько десятков километров заливала всю округу, превращая её в настоящий рай для перелётной водоплавающей птицы. После спада воды это пространство, щедро усыпанное речной галькой, под жгучим летним солнцем превращалось в горячий каменный котёл, который люди и животные тщательно обходили. Старожилы рассказывали, что иногда температура здесь достигала такого предела, что у пролетающих в низком полёте птиц обугливались крылья, и они камнем падали вниз.
Весной 1940 года по призыву Сталинабадского горисполкома к молодёжи и горожанам столицы здесь началось строительство озера. Каждый день, после работы, в субботние и воскресные дни приходили и приезжали сюда целые коллективы от предприятий и учреждений, учащаяся молодёжь, воины гарнизона. Лопатами и кирками углубляли они дно будущего озера, собирали в мешки вынутую гальку и песок, грузили их на машины и телеги и отвозили к искусственной запруде, которая отделяла озеро от реки. Здесь же рядом с озером строили отводной канал. Работали даже ночью при свете фар машин. Так прошли весна и лето и уже в середине августа этого же года, почти через 5 месяцев с начала строительства, озеро заполнили водой. До сих пор для горожан – это любимое место отдыха.
Для истории города 90 лет — лишь мгновение, для людей — это жизнь нескольких поколений, которая прошла здесь с первого посаженного дерева, с первого здания. Между «вчера» и «сегодня» столицы, переименованной в 1961 году из Сталинабада в Душанбе, пролегла громадная пропасть. И, глядя на снимки первых лет новостроек, невольно думаешь, какое мужество и терпение нужно было иметь его первым горожанам! Несмотря на политическую нестабильность, тяжёлый климат, бытовые трудности жить, учиться, работать, растить детей… и мечтать, что новое поколение будет жить в лучших условиях.
Так оно и случилось. Давно ушли в прошлое приземистые глинобитные кибитки, когда-то заполнявшие центр столицы. Их сменили высотки нового поколения. Сегодня в отделке и облицовке этих зданий — стекло, пластик, терразитовая штукатурка, природный мрамор, цветная мраморная крошка. По гиблой некогда местности в старой пойме реки Дюшамбе-Дарьи проложены прекрасные асфальтные дороги, высятся четырёхэтажные корпуса Таджикского Национального университета, детский парк «Буни Хисорак». На левой стороне реки Душанбинки вырос современный жилой комплекс. А с вводом в строительство новых технологий двух- и трёх- этажные городские постройки вытесняют здания нового архитектурного дизайна. От такого бурного строительного натиска становится немного грустно, но столица должна расти вверх, модернизироваться, развивать свою инфраструктуру. Её глинобитное прошлое помнить надо, но не цепляться за него, а расставаться с радостью. Будущее столицы, её престиж — в растущих вверх новостройках.
Галина ДЗУТЦЕВА
Продолжение следует