4 ноября Россия в восьмой раз отметит национальный праздник со звучным названием – «День народного единства». Что значит он для страны, и что собой знаменует? Об этом читайте в статье доктора исторических наук Виктора ДУБОВИЦКОГО.
Политологи уже больше двадцати лет спорят: движется ли наш мир к единству? При этом самые большие оптимисты указывают на такие факты, как крушение «Империи зла» (так американцы раньше называли СССР); создание Европейского Союза; успешное расширение Всемирной торговой организации и многое другое. Пессимистам тоже есть что сказать: бесконечные локальные войны и «цветные революции» — лишь малая часть их доводов «против»! Всеобщее неприятие в мире глобализации «по-американски» приводит к выводу, что с единением на международном уровне дело действительно обстоит плохо.
Одни из немногих положительных примеров единства народов и государств в последние годы можно найти на пространстве Содружества независимых государств. Именно здесь, где произошёл один из крупнейших в мировой истории распад единого государства, большинство народов, в том числе и таджикский, не согласились на «цивилизованный развод» и стали искать новые формы единства, такие как ОДКБ, формирующийся Таможенный Союз и далее — Евразийский Союз. В чём же причина этого явления и где его начало?
Во-первых, хочу подчеркнуть, что названные процессы геополитически обусловлены, и начались они много веков назад с формирования на пространстве Евразийского континента единого Русского государства. Именно оно стало тем ядром, центром притяжения для десятков и сотен народов и племён, которые на протяжении тысячелетия постепенно входили в его состав. В конце девятнадцатого столетия в это государство вошли и таджики, проживавшие на огромном пространстве Средней Азии. С тех пор они шли бок о бок с русским народом аж полтора века и в результате в рамках Советского Союза получили свою национальную государственность, давшую возможность сохранить свою национальную идентичность, не «растворившись» в море окружающих тюркских народов. Именно благодаря семидесятилетнему существованию Таджикской ССР, таджикский народ к моменту развала страны сохранил и развил свой национальный язык, имел свою литературу, искусство, образование, развитую экономику. Всё это стало возможным благодаря помощи народа, много веков до этого ставшего ядром гигантского государства – русского.
Однако в истории России немало примеров, когда это единство подвергалось смертельно опасным испытаниям. Одно из них России пришлось пройти четыреста лет назад, в 1612г. Тогда страна, уже занимавшая огромное пространство Евразийского континента и включившая в себя десятки народов, стояла на грани распада, вызванного гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Целые регионы её были оккупированы шведско-польскими завоевателями, а в святая святых государства – московском Кремле — находились завоеватели, посадившие на престол Московского царства самозванца. Растерянность и уныние царили во всех слоях общества.
Но ещё хуже иностранной оккупации была угроза потери православной веры и, как следствие, утрата национальной культуры. Однако век первого самозванца был недолог – в мае 1606г. он был убит в результате заговора, устроенного его же бывшими соратниками. Страну захлестнула волна восстаний, грабежей и регионального сепаратизма.
Настоящей национальной трагедией стало в этой ситуации предательство московских бояр, в августе 1610г. заключивших унию (союзный договор) с Речью Посполитой и пригласивших в столицу католического короля Владислава. Отдав Москву во власть наёмного войска, боярское правительство потеряло гораздо больше, чем приобрело. Пропасть между верхами и народом расширилась. Московский договор не дал стране мира, но связал её по рукам и ногам. Интервенция приобретала всё более опасные масштабы. Перспектива утраты национальной независимости вызывала глубокое беспокойство в стране. И это не удивительно. На самом деле русское государство переживало тогда подлинную катастрофу. Она была настолько велика, что в Западной Европе уже начали приходить к выводу о том, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. А тут ещё и природные бедствия…
Летом 1601 и 1602гг. стояли небывалые холода. Несколько раз даже поля засыпал снег. Что это значило для России, и без того расположенной в «зоне рискованного земледелия», трудно себе даже представить. Страшный голод обрушился на страну. По свидетельству современников, умершие и обессилившие от недоедания люди становились добычей огромных волчьих стай, которые в 1603г. подошли к Москве. Даже на улицах столицы появились лисы. За два года голод унёс жизни более 120 тысяч человек, нашедших себе последний приют на братских кладбищах Москвы.
Именно в этой гнетущей обстановке в стране нашлись здоровые силы, сумевшие осознать всю тяжесть положения и предотвратить окончательную гибель государства. Знаменательно то, что произошло это не в Москве и её окрестностях, а в «провинции» — в Поволжье. Именно здесь, где проживали десятки народов и племён, многие из которых только недавно вошли в состав государства, возникло движение, восстановившее единство страны. Примечательно и то, что во главе него встали не только представители русской элиты, такие как князь Пожарский, но в первую очередь – простые люди: купечество, крестьяне, казаки. Именно простые горожане Нижнего Новгорода начали формировать народное ополчение для изгнания интервентов. Оно состояло из «чёрных сотен», названных так благодаря цвету суконных кафтанов ремесленников и мелких торговцев в них вошедших. На долгие годы слово «черносотенец» стало синонимом патриотизма для любого россиянина. Возглавил многонациональное ополчение нижегородцев «говядырь» (мясник) Кузьма Минин, татарин по происхождению.
По предложению Минина, на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский, героически проявивший себя в боях под Москвой в марте 1610г. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Кузьма Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения встали два человека, избранные народом и облечённые его полным доверием.
Именно народное ополчение, объединившееся с патриотически-настроенными войсками и казачеством, освободило от польских оккупантов вначале волжские города, а 4 ноября 1612г. — и Москву. В память события ещё в 1649г. этот день был объявлен народным праздником, отмечавшемся в стране вплоть до 1917г.
В декабре 2004г. президент России Владимир Путин подписал Федеральный Закон «О внесении в статью 1. Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» знаменательную дату — 4 ноября, которое было объявлено Днём народного единства. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005г.
Российская Федерация и в наши дни остаётся центром единения новой Евразии, всех стран и народов гигантского континента, чья богатейшая культура и история измеряется тысячелетиями!
Виктор ДУБОВИЦКИЙ