В Душанбе сотрудники ЮНИСЕФ совместно со столичным Обществом инвалидов «Имконият» провели социальный эксперимент, проверив, как быстро и насколько безопасно можно передвигаться в инвалидной коляске по душанбинским улицам.
Для начала хочется отметить, что на сегодняшний день на учёте в Обществе инвалидов «Имконият» состоит 7 тысяч человек, но руководитель общества Асадулло Зикрихудоев отмечает, что в столице проживает порядка 10 тысяч человек с ограниченными возможностями.
Только вдумайтесь в эту фразу – «человек с ограниченными возможностями»! Это значит – ты даже из дома не можешь выйти, не говоря о том, чтобы учиться, работать и жить полноценной жизнью. Ты совершенно беспомощен. Каждый мимо проходящий пытается отвернуться, чтобы только не видеть человека на коляске или на костылях. Так почему в нашем обществе так страшно быть больным и беспомощным? Почему на наших улицах нет людей с ограниченными возможностями? Идём в центр нашего города, чтобы найти ответы на эти непростые вопросы.
Принять участие в эксперименте согласились несколько членов общества «Имконият» во главе с его руководителем американкой Розанджелой Берман Билер, которая, кстати, и была инициатором данного эксперимента. Прогуляться с нами согласились столичные чиновники, представители Главархитектуры города и Агентства по строительству.
Сейчас о проблемах столичных дорог и общественного транспорта пишут и говорят много, это, так сказать, самое «больное место» в нашем городе. Нам дороги кажутся узкими, неудобными, душными, пыльными, а вот для людей с ограниченными возможностями они просто убийственны и непроходимы.
Мы решили начать наш обход с центральной части Душанбе, назначив общий сбор в районе ЦУМа. Здесь мы и познакомились с главной героиней нашего сегодняшнего повествования — Нигиной. Она инвалид, но не с рождения.
— В 3-4 года, я это помню до сих пор, я могла бегать, прыгать, как все дети, но моя беззаботная жизнь кончилась после того, как в детском саду мне сделали прививку от полиомиелита, — с горечью рассказывает о себе Нигина.
Эта злосчастная прививка привела к тому, что девушка на всю жизнь стала обречённой, но, тем не менее, она не унывает, много смеётся и шутит. К ЦУМу её привезли на машине. Несколько волонтёров ЮНИСЕФ всячески ей помогали, сначала выбраться из машины, потом преодолевать всевозможные преграды столичных улиц.
Нигина никогда не ездила в общественном транспорте: ни в троллейбусе, ни в автобусе, а всё только потому, что у нас нет ни одной единицы транспортного средства, предназначенной для перевозки людей, подобных ей.
— Если мне нужно срочно куда-то поехать, я вызываю такси, но сразу прошу: «Пусть водителем будет не старик, а молодой, сильный, желательно симпатичный мужчина», — смеясь, рассказывает она. — Раньше это шокировало операторов службы такси, но сейчас они знают причину, по которой я этого требую, ведь старик просто не сможет вынести меня на руках из дома, а без этого я не смогу спуститься.
Итак, подземный переход к ЦУМу. Мы знаем, что его реконструкцию закончили недавно. Тогда мы у строителей интересовались мраморным покрытием лестниц, ведь в большинстве своём зимой в подземку и на своих ногах спускаться страшно, кругом гололёд. Действительно, при реконструкции подземного перехода этот факт учли, и лестницы были отделаны безопасным мраморным покрытием. Есть тут и пандус, но можно ли им воспользоваться в случае необходимости, к примеру, маме с коляской или человеку на инвалидной коляске?
Просим Нигину спуститься в подземный переход.
— Да вы что?! Я же не самоубийца. Посмотрите, это практически отвесная скала, как я тут смогу съехать, это препятствие для лыжников, а не для колясочников. Если встанешь на пандус, тебя тут же снесёт вниз, затормозить сил не хватит, а уж подняться — тем более.
Не решается спуститься на своей хорошо оборудованной коляске и Розанджела
— Здесь слишком крутой спуск и по размеру подходит не для всех колясок, я, например, не могу, мне страшно, — говорит она.
Решаем идти к Центральному универмагу в обход подземки, то есть прямо через дорогу. Оказывается, иногда нарушить ПДД бывает безопаснее, чем спуститься в подземный переход. Остановка напротив ЦУМа, здесь есть небольшие ступеньки. Мы ходим здесь каждый день и барьер в 10-15 сантиметров даже не замечаем, а вот Нигине с Розанджелой, чтобы преодолеть эти ступеньки, понадобился специальный переносной пандус. Его устанавливали трое мужчин, это было для них непросто, ведь он тяжёлый. Соответственно, возить с собой такое переносное устройство женщина на коляске просто не в состоянии. Мы переходим дорогу, а так как нас было много, целая делегация, то водители уступили нам путь без проблем, даже пост ГАИ никак на это не отреагировал.
У ЦУМа та же картина — пандус к спуску не пригоден.
— На мой взгляд, в этом вопросе есть проблемы сегодняшние, и есть перспективные, — говорит специально приглашённый для участия в эксперименте независимый эксперт, преподаватель Политехнического университета Курбонали Наимов.
По его мнению, решить проблему передвижения по городу людей с ограниченными возможностями можно достаточно просто, быстро и недорого. Достаточно только пристроить пандус к каждому учреждению под правильным углом.
— Во-первых, для того чтобы достичь желаемого результата, необходимо создать комиссию, включить в её состав ответственных лиц хукумата города, Главархитектуры и пройтись по социально значимым объектам также с инвалидами-колясочниками, чтобы чиновники увидели — наш город для их передвижения не предназначен, — советует эксперт.
— А вообще, я бы поставил в самых сложных и востребованных местах подъёмники, это решило бы проблему не только для инвалидов, но и стариков, женщин с детьми и многих других.
От ЦУМа едем к Национальной библиотеке. Здесь, как нам говорили, есть все условия для любого посетителя. На деле оказывается — не для любого. Так же, как и везде, где мы побывали в этот день, наша героиня подняться самостоятельно не смогла, сил не хватило. Зато внутри здания ей очень понравилось. Пол ровный, гладкий. Есть работающие лифты, а самое главное — есть специально оборудованный туалет.
— Когда мы пришли сюда в первый раз, то у нас было множество замечаний, сейчас мы видим, что все они устранены – есть удобный низкий пандус, рядом с унитазом специальные поручни, так что инвалидам тут удобно и не нужно прибегать к посторонней помощи, — рассказывает председатель Общества инвалидов.
Понравилось это помещение и гостье из Америки, как и в целом всё в здании библиотеки.
— Видите, есть уже определённые сдвиги, ещё 2-3 года назад для маломобильных слоёв населения не было создано и этих условий. Сейчас мы пригласили архитекторов, строителей, экспертов, чтобы они видели, с какими трудностями приходится сталкиваться у нас в городе, и сделали свои выводы, — говорит в итоге Асадулло Зикрихудоев. – Мы не хотим лишних трат и не настаиваем на решении проблем прямо сейчас, мы хотим, чтобы наши проблемы учитывались на будущее, при проектировании новых зданий, социальных объектов и, особенно, дорог.
Екатерина ПАСТОРОВА