Легендарный и известный на всём пространстве бывшего СССР и за его пределами талантливейший таджикский журналист Алишер Ходжаев отвечает на вопросы «Вечёрки»
С Алишером Ходжаевым я впервые увиделась в Сочи на международном медиа-фестивале «Вся Россия» в конце сентября этого года. Солидный, галантный и обаятельный мужчина скромно стоял в огромном зале, где городская администрация потчевала журналистов. Алишер Ходжаев был почётным гостем этого фестиваля. Мы как-то быстро познакомились и мгновенно нашли общий язык, может быть, потому что нас связывало одно – профессия и родина.
— Алишер, ваша жизнь поделилась как будто на две части – до отъезда из Душанбе и после. Если проанализировать эти две ваши жизненные истории, как вы себя ощущали в тот или иной период?
— Оба периода – и «до», и «после» — были наполнены жизнью. Это было фантастически интересно, потому что происходило со мной впервые в моей жизни. Первый школьный звонок, первая лекция в институте, первая радиопрограмма «Пионерская искра» на таджикском радио, первый эфир на Душанбинской студии телевидения в качестве телеведущего. Я уже не говорю об ощущениях, испытанных от первой роли в кино на «Таджикфильме» и первых телевизионных «сражениях» студенческих команд КВН. Эта игра была настолько популярной, что во время телетрансляций финальных встреч команд душанбинских вузов улицы городов пустели – все сидели у стеклянных экранов и болели за своих любимцев. КВН-щиков узнавали на улице, жали руки, благодарили за искрометный и смелый, по тем временам, юмор. Кстати, благодаря КВН, я и попал в кино. Кинорежиссер Мукадас Махмудов, главный комедиограф киностудии «Таджикфильм», увидев меня в КВН, пригласил сняться в кинокомедии «Жених и невеста». На роль невесты была утверждена выдающаяся танцовщица Малика Калантарова, впоследствии получившая звание народной артистки Советского Союза.
Я продолжал заниматься журналистикой, но параллельно умудрился сыграть в 12 фильмах.
Моими кумирами среди таджикских актёров были мой отец Алиназар Ходжаев – бесподобный шекспировский Ромео всех времён и народов, Марат Арипов и Махмуд Вахидов. Таких чтецов восточных поэтов, каким был Махмуджон, больше не будет никогда.
А потом была война. Страшная и несправедливая. В несправедливой войне всегда больше страдают невиновные — это аксиома. В качестве собственного корреспондента ОРТ по Таджикистану я старался объективно освещать события того страшного, полуголодного времени.
Мои репортажи шли в программе «Время» ежедневно. Параллельно два раза в сутки я выходил в прямой эфир радиостанции «Маяк» с обзором новостей. Нагрузки были колоссальные, плюс постоянные угрозы со стороны противоборствующих сторон, с предложением заткнуться, иначе…
И так каждый день до восстановления в республике законности и порядка. Я вспоминаю, как однажды ехал по пустынным улицам Душанбе на пресс-конференцию в МВД. Еду и нутром чувствую, что-то не так, как обычно. Что-то изменилось. Почему не так тревожно? И вдруг, как током ударило! Боже мой! Светофоры заработали! Тогда это был первый предвестник порядка!
А потом на другом краю некогда огромной страны вспыхнула другая война. Меня вызвали в Москву и сказали: «Судя по всему, война в Чечне не на две недели, как это пытаются преподнести некоторые военные, это надолго. Мы предлагаем вам как журналисту, имеющему «боевой опыт», переехать в Ростов-на-Дону, возглавить и координировать работу Северо-Кавказского бюро Первого канала (ОРТ) с учётом сложившейся там непростой обстановки».
Я отдал под козырёк и вылетел сначала в Ростов, а затем в Чечню, где застрял надолго. Две войны с блокнотом и микрофоном. Не буду описывать те невзгоды, которые приходилось переносить нашему брату-журналисту. Мы давали новости, новости любой ценой — это наша профессия.
Поэтому, как видите, разделить жизнь на две половинки не получается никак. Любите жизнь — она одна.
— Какой тогда статус был у журналиста? Каков он сейчас? Что-то изменилось?
— Вы знаете, в те годы не принято было ходить по судам. Если у людей были проблемы самого разного характера, они шли или в райком партии или, что чаще, в редакцию газеты. Отдел писем был ключевым отделом. Письма и жалобы поступали мешками. Это свидетельствовало только об одном – в стране что-то идёт не совсем так, а точнее, совсем не так, как должно быть!
В силу своих ограниченных возможностей мы помогали душанбинцам как могли. Обивали пороги чиновников, писали острые критические статьи, отслеживали тему и доводили до логического конца. Нам верили, на нас надеялись, и мы не имели права предать своего читателя.
Профессия журналиста была востребованной и, что самое главное – уважаемой в обществе.
— Если бы не мама и ваши родственники в Душанбе, что ещё вас связывало бы с Таджикистаном?
— Я родился в Душанбе. Это моя родина. Таджикистан останется моей родиной навсегда. Таджикистан — очень красивая страна. У него большое будущее. Таджики — добрый и совсем не воинственный народ. У таджиков великая культура и великое прошлое. Остаётся только поднапрячься и построить великое настоящее. Таджикам это по силам, я в этом абсолютно уверен!
— А по чему именно вы ностальгируете больше всего?
— Мне таджикские лепёшки из тандыра снятся во сне. Ещё мне не хватает самбусы и чукури (кислячки), заснеженных гор на горизонте, музыки и неповторимых улыбок седых стариков. Так, как улыбаются таджики, не улыбается ни один народ в мире!
— Что вы можете сказать о Таджикистане после обретения независимости?
— Бесспорно, есть трудности экономического характера. Отсюда трудовая миграция. Обидно, что республика, собиравшая 1 миллион тонн хлопка, сократила его производство в разы.
Но республика развивается. Душанбе становится одним из красивейших современных городов Центральной Азии. Здесь проводятся крупнейшие международные симпозиумы и деловые встречи. Подрастает поколение молодых таджиков, владеющих знаниями в области массовых коммуникаций и иностранными языками – это залог развития.
— Вы следите за новостями о Таджикистане? Что вас удивляет, поражает, радует?
— Я читаю в Интернете ленту агентства «Ховар» и газету «Азия-плюс». Теперь открыл для себя старую новую «Вечёрку». Пишут много и обо всём, но с некоторой долей робости, то есть, с оглядкой на несуществующего цензора.
— Как вы думаете, насколько сегодня важна интеграция стран бывшего СССР?
— По мне, так лучше бы оставался Советский Союз!
— Несколько слов о вашей семье, детях. Чем они занимаются?
— У нас с женой трое детей. Они все взрослые. У них свои семьи.
— Вы являетесь заместителем представителя президента Чеченской Республики в Ростовской области. Какие функции на вас возложены?
— В представительстве главы Чеченской Республики в Ростове-на-Дону я отвечаю за связи с общественными, государственными организациями и средствами массовой информации. По-прежнему часто бываю в Чечне. Помогаю, чем могу. Участвую в качестве члена жюри в различных фестивалях и конкурсах. Сам немного пишу на тему межрегиональных и межнациональных отношений. В Чечне это оценили и присвоили почётное звание «Заслуженный журналист». Может быть, доживу до светлого дня, и мой Таджикистан меня тоже как-нибудь оценит! А что?
— Чем ещё наполнена ваша жизнь?
— С журналистикой не покончено. Журналистов бывших не бывает, как сказал один крупный политик. Преподаю на факультете журналистики Ростовского госуниверситета. Теоретиков в вузе хватает, а вот с практиками – напряжёнка.
Беседовала Гульнора АМИРШОЕВА
Досье «Вечёрки»
Ходжаев Александр (Алишер) Алиназарович
Родился 14 января 1949 года в Душанбе в семье актёра.
В 1972 году окончил филологический факультет Душанбинского государственного педагогического института.
За 10 лет работы в Гостелерадио Таджикистана освоил многие телевизионные профессии: ассистента режиссёра, режиссёра, редактора, комментатора, заведующего отделом. С 1982 г. — корреспондент редакции культуры телеграфного агентства «ТАСС» в Таджикистане. В 1986 г. приглашён на должность заведующего отделом информации популярной и тиражной газеты «Вечерний Душанбе». В эти годы активно сотрудничает с телевидением, в том числе, с Центральным телевидением СССР в качестве автора и ведущего.
Одним из первых телевизионщиков Советского Союза выступил сразу в трёх ипостасях: в качестве автора сценария, режиссёра и телеведущего своих программ. В качестве специального корреспондента снимал репортажи для выпусков «Новостей» и программы «Время» в Таджикистане, Афганистане, Великобритании, Болгарии, Индии, Румынии, Пакистане и других странах.
В 1995 году А.Ходжаева, имеющего опыт военного журналиста, перевели на работу в Ростов-на-Дону. Его усилиями восстанавливается корреспондентская сеть на Северном Кавказе. Сначала в качестве собственного корреспондента ОРТ по Ростовской области, а затем и как заведующий Южным бюро ОРТ прошёл все «горячие точки» Юга России. В 2002 г. А.Ходжаева пригласили на работу в Аппарат полномочного представителя президента РФ в ЮФО. Затем — снова работа на любимом «Первом канале».
Александр Алиназарович — лауреат премии Ленинского комсомола, награждён Почётной грамотой законодательного собрания Ростовской области. Член Союза журналистов РФ, член Союза кинематографистов СССР, заслуженный журналист Чеченской республики.
Поздравляю всех с новым годом желаю всем читателям крепкого здоровья и процветание нашему городу. Уважаемые читатели я знаю дядю Алишера он был моим соседом очень хороший человек если можно дайте мне контакты с.ним.С Уважением Хаким