Информационные сессии в рамках процедуры Универсального периодического обзора (УПО) прошли 13 сентября в Рогуне, 20 сентября в городе Истаравшан Согдийской области и 8 августа в районе Абдурахмони Джоми Хатлонской области.
Участниками информационных сессий стали более 300 представителей государственных органов, журналистов и представителей общественных организаций.
На информационных сессиях с докладами о ходе исполнения второго Национального плана УПО на 2017-2020 гг. из числа представителей государственных органов и академического круга выступили: Сатторзода Абдуджабор — начальник Управления гарантий прав человека Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, Умед Бобозода — Уполномоченный по правам человека в Республике Таджикистан, Раджабалиев Нурали – начальник отдела по исполнению законов в местах предварительного задержания и исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, а также Такдиршо Шарипов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права юридического факультета Таджикского Национального университета.
Кроме того, перед участниками с докладом выступила заместитель директора ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности» Тахмина Жураева, которая рассказала о промежуточном анализе выполнения рекомендаций государств-членов Совета ООН по правам человека в рамках второго периода УПО, который был проведен данной организацией в конце 2018 года.
В своем выступлении Уполномоченный по правам человека Умед Бобозода, подробно рассказал участникам информационной сессии о процедуре УПО, когда была введена эта процедура, на основании какого международного акта, каким образом проходит рассмотрение в Совете ООН по правам человека, а также рассказал о Специальных докладчиках, в частности, о тех, кто приезжал в Таджикистан с визитом. После презентации о процедуре УПО, Омбудсмен рассказал о деятельности своего института и рассказал о направлениях деятельности данной организации. Также он рассказал участникам об Уполномоченном по правам ребенка и его деятельности. Омбудсмен в своем выступлении особо отметил важность соблюдения прав человека, выполнения международных обязательств страны, а также незаменимую роль гражданского общества.
Начальник Управления гарантий прав человека Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан Сатторзода Абдуджабор рассказал собравшимся подробно о Национальном плане исполнения рекомендаций второго цикла УПО. В частности, он отметил, что в пункте 1 говорится о присоединении к Конвенции о правах инвалидов. Он подчеркнул, что в прошлом году Конвенция был подписана, и сейчас идут подготовительные и аналитические работы к возможности ратификации Конвенции о правах инвалидов.
Говоря о рекомендациях в области свободы от пыток, он отметил: «Несмотря на то, что на законодательном уровне делается очень много в этой сфере, к сожалению, все еще мы получаем информацию и сообщения о том, что в этой сфере имеются нарушения прав. Также в национальном плане имеются пункты по выполнению рекомендаций Специальных докладчиков ООН, которые приезжали в Таджикистан в 2012-2014 гг., так как их рекомендации не было до конца выполнены. И хотелось бы сказать, что уже принят на уровне Правительства соответствующий акт, согласно которому теперь пытки будут считаться тяжким преступлением».
Также в своей презентации А. Сатторзода более подробно остановился на таких темах, как гендерное равенство и права ребенка. В частности, он рассказал, что делается для улучшения положения женщин в стране, какие им предоставляются льготы, как обеспечивается представительность женщин в Правительстве и других государственных органах. Было отмечено, что, несмотря на активность женщин, все же их представленность в отличие от мужчин значительно меньше.
«В частности, согласно статистике, представленность женщин составляет 20-22 %. Раз мы говорим о равенстве, нужно везде обеспечивать это равенство. И страна постоянно получает от международных органов рекомендации о том, чтобы увеличивать представленность женщин в управляющих должностях. Также мы получаем рекомендации касательно того, чтобы упразднить список профессий и труда, который запрещен женщинам. Мы понимаем, что этот список имеется в целях защиты прав женщин, направлен на их защиту, однако рекомендации международных органов говорят, что женщинам нужно предоставлять равный с мужчинами доступ к профессиям, чтобы они также имели выбор в профессии», — сказал он.
Такдиршо Шарипов — доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права юридического факультета Таджикского Национального университета более подробно остановился на некоторых пунктах Национального плана и рассказал о ходе их исполнения. В частности, он затронул вопросы ратификации Факультативного Протокола (ФП) к Конвенции против пыток (КПП) и рассказал о деятельности рабочей и мониторинговой групп при Уполномоченного по правам человека в Республике Таджикистан, об отмене смертной казни и рекомендации международных органов по ратификации Факультативного протокола к Международному Пакту о гражданских и политических правах (МПГПП) и осветил вопросы торговли людьми. Профессор ознакомил участников с кратким содержанием ФП к КПП, отметил важность положений, которые в нем закреплены. Этот Протокол также предусматривает создание Независимого превентивного механизма (НПМ).
«И, несмотря на то, что Таджикистан еще не ратифицировал ФП к КПП, при Уполномоченном по правам человека в РТ созданы две группы, которые призваны пилотировать модель НПМ «Омбудсмен+», — отметил эксперт.
После завершения выступления докладчиков, со стороны участников г. Истаравшан были заданы ряд вопросов. В частности, одна из участниц, говоря о гендерном равенстве, обратилась к докладчикам с вопросом:
«Мы прочитали в отчете Омбудсмена, что есть случаи, когда зарплата женщин ниже, чем у мужчин. И уже здесь мы видим, что нет равенства. Хотя женщины работают одинаково, с одинаковой отдачей. Почему у нас зарплата ниже?».
Отвечая на этот вопрос, Уполномоченный по правам человека Умед Бобозода, подчеркнул, что в данной части отчета имеется в виду, что там, где есть физическая сила мужчины, где требуется их сила, там зарплаты действительно выше, чем у мужчин. И зависит от вида профессии, занимаемой позиции.
Другой вопрос, который был задан со стороны участников, касался смены паспортов. В частности, они отметили, что в других районах страны норма закона в этой области соблюдается, а в Истаравшане – нет. «С пенсионеров, инвалидов и престарелых требуют оплаты суммы паспорта, также не соблюдается требование о получении паспорта без очереди».
Комментируя данный вопрос, У.Бобозода отметил, что получение паспортов не принудительно для указанных лиц и бесплатно. «Если есть конкретные случаи, вы можете обратиться в соответствующие государственные органы», — сказал он.
Председатель союза молодежи Центральной районной больницы обратил внимание собравшихся на соблюдение прав ребенка. «Сейчас некоторые государства приняли такое решение, что та продукция, которая сделана нашими детьми, даже если она дешевая, не покупается, так как, по их мнению, используется для этого принудительный труд детей. Мы привлекаем детей к субботникам каждую неделю. Скажите, с какого возраста можно привлекать детей на субботники, и как часто привлекать?», — задал он свой вопрос экспертам.
Заместитель председателя города Истаравшан Наимджонзода Нигора, прокомментировав данный вопрос сказала: «Мы с детства должны прививать детям любовь чистоте и порядку, дети должны очищать свою окружающую территорию. В этом нет ничего такого, чтобы прививать любовь к чистоте и порядку. С детства, с семьи нужно приучать детей к трудолюбию».
Такдиршо Шарипов, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права юридического факультета Таджикского Национального университета также отметил, что Таджикистан является участником Конвенции о запрете принудительного труда и других международных договоров в этой области и нужно о них помнить.
«Есть признаки принудительного труда, и есть 5 видов труда, которые не считаются принудительным трудом: 1. Если труд осуществляется по решению суда, 2. труд, который вытекает в ситуации ЧП, 3. военный труд, 4. труд, вытекающий из профессиональных обязанностей – милиция, казарменные службы и т.д., 5. труд, вытекающий из общественных нужд. Субботники – это относится к последней группе. Но тут тоже есть свои нюансы: чтобы труд был в интересах общества, и человек, который привлекается к такому труду, имел добровольное согласие на этот труд. В противном случае, это будет считаться принудительным трудом», — подчеркнул профессор.
Отдельная тема была посвящена предотвращению терроризма и экстремизма. С докладом по данной теме выступил начальник отдела по исполнению законов в местах предварительного задержания и исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан Раджабалиев Нурали.
Он рассказал о предотвращении экстремизма и терроризма, в частности, в местах лишения и ограничения свободы и зачитал список запрещенных в стране экстремистских организаций и движений. Также очень подробно рассказал, какие права имеют осужденные в рамках национального законодательства Таджикистана, сделав особый акцент на запрет пыток и других видов жестокого обращения.
Комментируя данную тему, директор ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности» Наргис Зокирова отметила, что в группе людей, которые могут оказаться в рядах экстремистов и террористов, могут быть разные.
«Мы работаем с такой группой, как бывшие осужденные. После освобождения они сталкиваются ос множеством проблем: стигма, дискриминация, их не признают в обществе, не принимает семья. Друга большая проблема – трудоустройство. Если работодатель не знает о его статусе, то его могут принять, но если же узнает, то его не принимают на работу. И дальше снова проблемы – эти люди внедряются в ряды запрещенных движений, совершают повторно преступления. И со стороны нашей организации была сделана такая рекомендация, чтобы на государственном уровне была принята государственная программа или стратегия ресоциализации осужденных. Мы не можем говорить о том, что поддержки государства совсем нет, со стороны Агентства труда и занятости населения им выплачиваются пособия по безработице и оказывается другая помощь, но этого недостаточно. Нам нужна поддержка Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан и Уполномоченного по правам человека в этом вопросе с тем, чтобы добиться системных изменений. Эти люди до недавнего времени были «невидимками», о них никто не знал, пока мы не начали работу с ними. Нужно им помогать не с точки зрения, что надо за ними следить и так далее, а нужна поддержка со стороны государства, общества, семьи».
В свою очередь, Умед Бобозода, поддержав выступление Н. Зокировой отметил: «Я с вами полностью согласен. К нам обратились также и дети, которые вышли с этих учреждений и закончили специальные школы. Их не берут в ВУЗы, ссылаясь, что они совершали преступления и опасны. И дети снова вынуждены совершать новые преступления и попадать в учреждения. Хотя они исправились уже. Мы работаем в этой области и будем с вами сотрудничать в данном направлении».
С заключительной презентацией выступила заместитель директора ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности» Тахмина Жураева. В своей презентации она рассказала о роли гражданского общества в процессе участия в процедуре УПО, о налаженном сотрудничестве в этой области с Правительством страны, о промежуточном анализе выполнения рекомендаций государств-членов Совета ООН по правам человека в рамках второго периода УПО, который был проведен данной организацией в конце 2018 года, и о планах гражданского общества в рамках предстоящего третьего цикла УПО, который состоится в 2021 г.
Информационные сессии организованы со стороны ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности», при финансово-технической поддержке Офиса программ ОБСЕ в г. Душанбе и ПРООН в Таджикистане.
Напомним, что Таджикистан прошел проверку в Совете ООН по правам человека в рамках УПО во второй раз 6 мая 2016 года в г. Женеве. По результатам данной проверки Таджикистан получил рекомендации от 71 страны. Всего было дано 203 рекомендации. Принятые рекомендации – 151. Частично принятые рекомендации – 5. Непринятые рекомендации — 45. Реализованные рекомендации – 2.
Таджикистан впервые прошел аналогичную проверку в Совете ООН по правам человека в рамках УПО в г. Женева в октябре 2011 года. Во время диалога Таджикистан получил 131 рекомендацию, из которых принял 50 рекомендаций.
Наргис Зокирова
ОО «Бюро по правам человека и соблюдению законности»