США «потеряли» до 8 миллиардов долларов на восстановлении Ирака.
Об этом сообщил офис главного инспектора восстановлении Ирака (Special Inspector General for Iraq Reconstruction), обнародовавший доклад о нарушениях в ходе финансирования иракской реконструкции американским правительством. Точные оценки воровства, однако, так и остались не проясненными.
Доклад с лирическим названием «Learning from Iraq” (можно перевести как «Чему нас учит Ирак») подробно повествует о структуре расходов по линии многочисленных программ восстановления Ирака. «С 2003 по 2012 год, – пишут авторы доклада, – Соединенные Штаты потратили на восстановление Ирака 60,63 миллиарда долларов».
Сам главный инспектор, Стюарт Боуэн, заметил, что, по его оценкам, из этой суммы было тем или иным способом потеряно от 6 до 8 миллиардов долларов. И далеко не все эти деньги удалось формально, по процедуре, спасти на этапе выделения средств или хотя бы установить виновных в их растрате.
Воровство определить можно, но «неэффективный менеджмент» (например, честно выполненные работы по проекту, который был никому не нужен и не принес никакой пользы) – понятие, которое крайне трудно трактуется юридически.
Сенсации в этом никакой нет. Нигде так не воруют, как на войне и на восстановлении после нее. Для Америки в этом тоже никакой новости. Скажем, осенью 2011 года двусторонняя комиссия Конгресса по военным контрактам опубликовала отчет по анализу затрат на частных субподрядчиков, привлекаемых к исполнению работ по линии Пентагона в Ираке и Афганистане. Результат: из 206 миллиардов долларов потраченными впустую признано от 31 до 60, а оценки прямого воровства – «не менее 10 миллиардов».
Таков он был, «платиновый век наемников», иной раз получавших по 1-2 тысячи долларов за день командировки в зону боевых действий – и это только на руки линейным сотрудникам частных военных компаний. Сколько уходило их руководству и сколько разворовывалось за занавесом, трудно даже представить себе.
Впрочем, и в отчете SIGIR попадаются примеры столь выдающиеся, что хочется воскликнуть вслед за Александром Васильевичем Суворовым: «Сожалею, что не присутствовал при сей виктории хотя бы мичманом!».
Вот, например, тривиальное обновление коммуникаций под Багдадом и под Умм-Касром, осуществляемое компанией «Anham», которая пластиковые колена дренажных труб (себестоимость 1 доллар 41 цент) включала в смету по цене 80 долларов за штуку. И это только один пример, а таких позиций по комплектующим – примерно на 40% общего объема контракта (а это 300 миллионов долларов, на секундочку).
В основных выводах доклада отмечается, что в результате работы офиса SIGIR было вскрыто необоснованных завышений смет на 640 миллионов долларов и еще 973 миллиона долларов, которые «можно было потратить более эффективно».
К слову, не все из этого было утрачено: офис SIGIR смог добиться пересмотра целого ряда не исполненных до конца контрактов, что дало экономию в 645 миллионов долларов.
Правда, львиная доля из них – 508 миллионов – пришлась на один-единственный мегаконтракт по подготовке иракских сил безопасности, который вела частная военная компания «DynCorp». Кроме того, в ходе расследования нарушений в судебном порядке было выставлено претензий фирмам-подрядчикам на 191 миллион долларов.
Но это крохи – вспомните оценку, которой сопроводил Боуэн свой доклад. От 6 до 8 миллиардов долларов или до 13% выделенных средств протекли, как вода, через месопотамские пески, и какая-то их часть, безусловно, успела оросить многочисленные частные огородики различных деятелей, поспевших-таки к «сей виктории».
«Точный объем украденного и потраченного впустую мы не узнаем никогда», – припечатал главный инспектор. Вот так позвольте и закончить.
Константин Богданов, обозреватель «РИА Новости»
Совместный Проект «Вечёрки» и РИА Новости
http://ria.ru/analytics/20130307/926312607.html