Душанбе – столица края

0

           

Продолжение. Начало в №10, 12-18.

ТАДЖИКСКИЙ  АЛФАВИТ НА ЛАТИНИЦЕ

15 апреля 1928 года в городе Кулябе состоялась 3-я сессия ЦИК Советов ТА ССР 1-го созыва. Его участники постановили: ввести в Таджикистане  новый таджикский алфавит на латинской основе взамен старого арабского алфавита. До наших дней сохранилось Обращение  ЦИК Советов ТА ССР ко всем трудящимся  ТА ССР от 15 декабря 1928 года «О введении нового алфавита».

«Арабский алфавит, на котором пишут и читают, не является  для  них родным алфавитом  вследствие ряда исторических причин. Он был насильно навязан таджикам и является  монополией на грамотность баев и духовенства. Обучение  на арабском алфавите происходит крайне медленно, и потому  узбеки, татары, туркмены, казахи, киргизы  упразднили  арабский алфавит и перешли на латинский. За несколько лет грамоте научилось больше людей, чем было раньше  грамотных на арабском алфавите. Наш Таджикистан не должен  отставать от культурных начинаний  своих братских соседей…. время для реформы алфавита в республике наступило».

Это нововведение стоило республике немалых затрат. На новый лад надо было перевести делопроизводство, ввести преподавание таджикского языка на латинице в школах и среди населения. Позже  спохватились, но время показало — Азия всегда была и останется Азией  своей незыблемостью традиций, вероисповеданием и характерным укладом жизни, который никогда не искоренить  и который, если исчезнет, то вместе с его народом. Жаль, что не всегда  эту непреложную историческую  закономерность учитывало в своих нововведениях советское правительство. И вскоре,  сменив арабскую вязь на латиницу, запестрели на улицах столицы  новые  вывески.

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ТАДЖИКИСТАНА

Знаменательным для таджикского народа  стал 1929 год. С 21 по 28 апреля в Дюшамбе прошёл 2-ой съезд Советов ТА ССР, на котором была принята первая в истории Таджикистана Конституция ТАССР. Съезд  утвердил  присоединение  Ходжентского округа, принял  Обращение  к строителям железной дороги Термез–Дюшамбе и ко всем трудящимся республики с призывом мобилизовать силы и средства на быстрейшее окончание  её строительства, намеченное на 7 ноября  этого года.

Уже весной на территории Таджикистана было организовано 117 колхозов (ещё без Ходжентского округа). Появились первые МТС, насчитывающие 58 тракторов. Из столицы в областные центры и районы прокладывались дороги, открывались воздушные трассы. Даже малограмотное население понимало – к прошлому возврата нет. Но этого не хотели понимать враги  новой жизни, и по утрам на базаре и на городских улицах стали появляться  листки с обращением басмаческих главарей к населению. В феврале их было особенно много. В очередном таком обращении к народу Таджикистана излагались цель и программа из шести пунктов: поголовное истребление  коммунистов и советских работников, возврат конфискованной новой властью земель их прежним владельцам, закрепощение женщин, закрытие школ, уничтожение учителей, ликвидация Советской власти. И это были не пустые угрозы. С активистами, особенно с учителями, расправлялись с особенной жестокостью. И всё потому, что они первыми открывали  людям дорогу к знаниям и счастливой жизни. Вот что рассказал о том времени заслуженный учитель  школы душанбинец  Ибрагим Юсуфи:

«В сентябре 1923 года в Каратаг приехал председатель Совнаркома Узбекистана  Файзулла Ходжаев и объявил жителям, что здесь будет организована советская школа–интернат. При ней были открыты годичные курсы по подготовке учителей. Принимались в неё те, кто уже умел читать, писать и считать. Нас, первых её выпускников, было всего 12 человек. Получив после окончания курсов направление в Наркомпрос, который находился в Дюшамбе, мы вышли в путь. В пути нас сопровождал  отряд красноармейцев. Возле кишлака Туда появилась конная группа басмачей, но  получив должный отпор – скрылась. В Дюшамбе  мы получили свои первые направления на работу. Мне было поручено открыть школу в кишлаке Шохмонсур. Я был в единственном числе — её учитель и директор. Сам кишлак был вполовину разрушен, т.к. постоянно  подвергался нападению басмачей. Под школу выделили дом, владелец которого проживал в Афганистане».

Это была первая школа  в Дюшамбе, не считая  школы–интерната для мальчиков.

Если кто-то думает, что профессия учителя  была выгодной – глубоко ошибается. Не только трудной, но и опасной. К примеру, в Ляуре, в кишлаке Айбулак на глазах у жителей басмачи растерзали  учителя курсов ликбеза Саида Умарова. В кишлаке  Чигин Аральского района курбаши  Азимбек убил учителя  Улугберды Джумаева. Причём сделал это жестоко и с особой хитростью. Переодевшись в милицейскую форму, он вызвал учителя с урока, оглушил его и, оттащив во двор, изрубил на куски ( ЦГА.Ф. 1735 №1,Д.113)».

Поэтому люди и боялись отпускать своих детей в школу, посещать  больницы, работать в советских учреждениях.

В СТОЛИЦУ ПРИШЁЛ ПЕРВЫЙ ПОЕЗД                           

10 сентября 1929 года в столицу  пришёл первый поезд. Открытие железной дороги планировалось на 7 ноября этого года, но благодаря энтузиазму строителей осуществилось  раньше намеченного срока на 1 месяц и 27 дней. На месте расположения нынешнего железнодорожного вокзала, на торце одного из вагонов водрузили красное знамя, и состоялся  торжественный митинг. На другой день – 11 сентября  Вторая сессия ЦИК ТА ССР  приняла вновь построенную железную дорогу Термез-Дюшамбе. Её строительство  велось за счёт Союзного бюджета и обошлось по тем временам в 14.000.000 рублей. А вот ещё примеры братской помощи республике. В 1929–30 годах из госбюджета  в 42 млн. рублей, затраченных на подъём экономики, сельского, дорожного и культурного строительства, вклад Таджикистана составил всего лишь 9 млн. рублей.   Были тогда высказываемые откровенные мысли вслух, а кое-кто даже из  таджикского руководства открыто рассуждал, кивая на  СССР «… мол, хотят, чтобы мы были с ними – прокормят».

С открытием железной дороги Дюшамбе превращается  в крупный культурный и промышленный город, а у его жителей  появляется стремление к новой жизни. Вот как о том времени перемен рассказывали  старожилы:

« … На месте нынешнего железнодорожного вокзала стоял всего один единственный вагончик красного цвета, на юго–запад от него простирались сады кишлака Кокташ. На северо-востоке у подножия  голых глинистых холмов поднимались двухэтажные каркасные дома Стандартного городка. Строилось всё добротно, на совесть, и поныне в них живут люди, а старожилы столицы до сих пор этот небольшой участок из каркасных домов (в районе 1-ой городской поликлиники)  называют Стандартным городком.

Для ускоренного строительства города  ведутся  усиленные поиски строительного дешёвого собственного, а не привозного сырья. К северу от города  найдены залежи огнеупорной глины, извести, мергеля. На их основе и были заложены  кирпичный, алебастровый, асфальтобетонный и цементный заводы. Значительный рост городского населения вызвал острую нужду в отраслях, обслуживающих потребности населения. Тогда же в ускоренном режиме были построены и вступили в действие  механизированный хлебзавод, спиртзавод, пивзавод, лимонадный завод. На прилавках  магазинов появилась своя первая швейная продукция 1-й городской швейной  фабрики – мужские костюмы и детские пальто. В свою очередь, растущая промышленность нуждалась в двигательной силе, а город — в освещении. Была построена и вступила в действие Верхняя Варзобская ГЭС. Своих первых учащихся принял в сентябре этого года педагогический техникум, такт как школам требовались учителя. В городе появились первые детские ясли и первый детский сад.

ДЮШАМБЕ  ПЕРЕИМЕНОВАН В СТАЛИНАБАД

15-19 октября 1929 года в городе Дюшамбе состоялся 1-ый Чрезвычайный Съезд Советов ТАССР. В день его открытия  банда Фузайля Махсума окружила г. Гарм. Его защищали 12 учителей , 1 работник Госбанка и  3 чекиста. В перестрелке все они погибли.

Съезд был поворотным в судьбе таджикского народа. Из автономной республика превратилась в союзную. ЦИК Узбекской ССР признал выход республики из состава Узбекистана. Началась новая эра в созидании края, который из автономного преобразуется  в союзную республику в составе автономных областей Горного Бадахшана и округов.

Постановлением съезда город Дюшамбе был переименован в г. Сталинабад. По этому поводу вечером, в день закрытия работы съезда, в Дюшамбе, на площади 1 Мая состоялся парад войск, а на площади возле «Дома колхозника» на торжественный митинг собралась масса народа. Люди радовались, поздравляли друг друга,  с замиранием слушали сообщение о  программе Съезда.

… В течение последующих 5 лет в республике намечалось строительство  нескольких хлопкозаводов, мельниц, маслобоек. В городе будет строиться  текстильный комбинат на 40 тысяч веретён и 2 шёлкомотальные фабрики. В будущем году на реке Дюшамбе–Дарья будет заложен фундамент ещё одной гидроэлектростанции в 6 тысяч кВт/ч. Намечена программа в сфере расширения и улучшения городского жилищного строительства, улучшения коммунального обслуживания, перепланировки города.

В целях ускорения ликвидации безграмотности Съезд поддержал предложение по внедрению латинского шрифта, хотя на этот счёт даже от делегатов в президиум съезда   поступило немало нареканий.

Галина ДЗУТЦЕВА

Продолжение следует

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь