О Среднеазиатском восстании 1916 года

0

В прессе стран Центральной Азии временами появляются статьи о спорных вопросах истории. Одно их таких, безусловно, Среднеазиатское восстание 1916 года – сложное и неоднозначное историческое событие, которое не укладывается в рамки упрощённых и политизированных оценок.

В советской историографии оно трактовалось как «антиимпериалистическое и антивоенное выступление народных масс против царизма». Сегодня же в Киргизии и некоторых других странах Центральной (Средней) Азии его изображают в качестве акта национально-освободительной борьбы. При этом героизация предводителей и участников восстания, осуждение его подавления царскими войсками подаются в националистическом, антироссийском ключе. С 2008 года решением парламента Киргизии отмечается «День памяти жертв национального восстания киргизского народа». В политической риторике, в исторической и учебной литературе муссируются утверждения о том, что «расправа» с повстанцами была «спланированным геноцидом» с целью «зачистки геополитического пространства», выдвигаются претензии к современной России о компенсации ущерба и т.п.

Разумеется, царское правительство проводило имперскую политику, сопровождавшуюся определённым ущемлением прав коренных жителей. В первую очередь, это относится к несправедливому изъятию земельных угодий в пользу переселенцев из Центральной России, что вызывало недовольство и стихийные протесты. Однако не найдётся ни одного исторического документа, из которого бы следовало, что эта политика была направлена на уничтожение народов Средней Азии. Российская империя рассматривала свою деятельность в отношении национальных окраин как «цивилизаторскую миссию» и тем самым реально способствовала их социально-экономическому и культурному развитию. Российские власти предпринимали меры по развитию инфраструктуры, оказывали материальную поддержку коренному населению, обеспечивали его продовольствием, медицинской помощью и т.д.

Положение дел на территориях, где действовала российская администрация, выгодно отличалось от обстановки в соседних азиатских странах. На это обращали внимание многие российские дипломаты. Так, А.Д.Калмыков, служивший дипломатическим агентом при генерал-губернаторе Туркестана, писал, что он чувствовал «гордость за Россию», наблюдая как «цивилизация проникает в самые отдалённые уголки пустынных земель», как строятся железные дороги и возводятся мосты.

События 1916 года следует рассматривать во внутри- и внешнеполитическом контексте. Шла Первая мировая война. Россия находилась в тяжёлом положении, мобилизуя для военных нужд все силы и ресурсы. Этим был продиктован и царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского «инородческого» населения» в возрасте от 19 до 43 лет «для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». В целом он был щадящим по отношению к местным жителям. Несмотря условия военного времени и непростую обстановку на фронтах, Петербург воздержался от распространения на них всеобщей воинской повинности. В районах проживания киргизов из числа подлежавших мобилизации были исключены медицинские работники, преподаватели учебных заведений и учащиеся − «с цельюохранения народного здравия и своевременного предупреждения эпидемий чумы и других заразных заболеваний» и «в интересах просвещения окраинного населения».

Тем не менее, именно указ 25 июня послужил поводом для восстания. К тому времени подготовка к нему уже велась полным ходом, и его зачинщиков и организаторов устраивал любой предлог для вооружённого выступления. Примечательно, что среди них преобладали не представители социальных низов, а деятели местной администрации, феодалы и волостные старшины, недовольные контролем со стороны российских властей. Недовольство вызывали, в том числе, меры по пресечению нелегального производства наркотиков и наркоторговли. Характерно, что беспорядки начались с нападений на русские таможенные посты, препятствовавшие контрабанде опиума через китайскую границу.

Немалую роль в организации мятежа сыграли подрывная деятельность германо-турецкой агентуры, призывы религиозных деятелей к поддержке Османской империи и священной войне против русских. Восставшие широко использовали прогерманские и панисламистские лозунги. Среди их командиров были дервиши-проповедники, призывавшие к газавату, уничтожению русских и созданию «мусульманского мира».

Приложили руку к антиправительственным выступлениям в Средней Азии и китайцы. Они руководили некоторыми отрядами восставших, наладили поставки оружия из Кашгарии (Синьцзяна).

4 июля волнения вспыхнули в Самаркандской области и вскоре распространились на весь Российский Туркестан с более чем 10 миллионным населением. 17 июля Туркестанский военный округ был объявлен на военном положении. Восстание продолжалось до конца 1916 года, а в некоторых районах – до января 1917 года.

Едва ли его можно назвать «национально-освободительным». Скорее, это был азиатский бунт, погром, в ходе которого проявились самые низменные инстинкты толпы. Планировалось уничтожение всего русского населения, мирных переселенцев и казаков. Повстанцы обрушили свой гнев в первую очередь на незащищённые села и станицы. В отношении русских жителей проводилась по существу этническая чистка. Их истребляли целыми семьями. Поскольку мужчины были призваны в армию (в отличие от коренных жителей, которых брали только на тыловые работы), в сёлах оставались лишь старики, женщины и дети.

Архивные документы свидетельствуют о «вероломных, неожиданных нападениях на русские селения», которые «сопровождались зверскими убийствами». Повсеместно отмечались случаи «изуродования трупов, насилия и издевательства над женщинами и детьми, варварского обращения со взятыми в плен и полного разрушения нажитого тяжёлым и многолетним трудом благосостояния с потерей во многих случаях и домашнего очага». В результате восстания погибло около четырёх тысяч русских жителей, около полутора тысяч пропали без вести. Были разорены девять тысяч хозяйств, сожжены школы, церкви, больницы, разрушены мосты, железные дороги, различные предприятия.

Со стороны воинских частей, посланных на подавление восстания, также проявлялась жестокость, но во многом это было реакцией на бесчинства и преступления со стороны восставших. Российское командование старалось не допустить мародёрства и грабежей, приказывало не отбирать у мирных киргизов скот и другое имущество, «не допускать излишних жестокостей относительно тех, кто не сопротивляется». Генерал-губернатор Туркестана А.Н.Куропаткин докладывал императору Николаю II: «Озлобление русских поселенцев, понесших тяжёлые жертвы, очень велико… Приходится принимать строгие меры, чтобы охранить безоружных киргиз, уже изъявивших покорность или даже не принимавших участия в восстании».

Основной причиной многочисленных жертв среди мирных жителей были не репрессии и не боевые действия, а решение руководства восставших об уходе в Китай. В итоге от голода, холода и лишений погибло более трёхсот тысяч человек.

Восстание 1916 года − общая трагедия для народов России и Средней Азии. Чтить нужно память всех жертв, вне зависимости от их национальной принадлежности и вероисповедания. Это событие должно служить предметом научных исследований, а не превращаться в разменную монету в политических играх.

Вячеслав Артемьев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь