Что мешает и что способствует Таджикистану вступить в Таможенный союз трёх стран — России, Белоруссии и Казахстана?
Об этом шла речь за круглым столом «Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции», где отечественное ГУП «ТАЛКО» выдвинуло несколько своих идей по этому вопросу.
Ранее в отчёте Минэкономразвития и торговли республики было отмечено, что вступление Таджикистана в Таможенный союз станет значительным шагом к интеграции экономических связей с Россией и другими странами союза. Это даст гарантию в беспошлинном доступе таджикской продукции на рынок Таможенного союза и обеспеченном источнике импорта нефтепродуктов, древесины, зерна и других основных товаров, важных для экономики Таджикистана. Вполне вероятно, что со временем позиция этого экономического органа могла измениться.
Каково же мнение экспертов, принявших участие в работе круглого стола? По мнению некоторых таджикских экспертов, вступление в Таможенный союз имеет как положительные особенности, так и может создать негативные последствия для экономики Таджикистана. При этом они ссылаются на то, что большое количество мелких и средних бизнесменов республики привозят товары в Таджикистан из Турции, Китая, Ирана и Пакистана. В случае вступления страны в Таможенный союз они обанкротятся, поскольку пошлины будут подняты в 3-4 раза.
Так, выступая перед участниками круглого стола, чрезвычайный и полномочный посол России в Таджикистане Юрий Попов отметил, что вопрос вхождения Таджикистана в Таможенный союз является актуальным как для самой республики, так и для стран-членов данной организации.
— Вопрос о вхождении Таджикистана в Таможенный союз пока является преждевременным, поскольку республика может присоединиться к этому союзу лишь после вступления в него Кыргызстана, — подчеркнул он.
По его словам, в настоящее время в РТ идут дискуссии по данному вопросу, и многие эксперты говорят, что республика получит бонусы в случае присоединения республики к Таможенному союзу, но есть и скептики.
— Вхождение Таджикистана в Таможенный союз способствует экономическому развитию страны, а также улучшению благосостояния жителей республики. К примеру, в случае вступления в Таможенный союз трудовые мигранты получат право находиться на территории России без регистрации в течение 30 дней, — отметил российский посол.
По словам члена Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания РФ Василия Лихачёва, вступление РТ в Таможенный союз не помешает республике вступить и во Всемирную торговую организацию.
— Есть много недоброжелателей как в России, так и в Таджикистане по вопросу интеграционных процессов. Ведь интеграционные объединения эффективно борются с негативными явлениями, такими, как незаконный оборот наркотиков, трафик людей и другими, — отметил он.
Лихачёв также подчеркнул, что сегодня появилось много высказываний относительно финансовых потерь Таджикистана в случае вхождения страны в Таможенный союз. К примеру, даже приводят цифру в размере $400 млн. – потери РТ при вступлении в Таможенный союз, при этом они забывают, что, став членом этой организации, республика экономит до $350 млн. при импорте ГСМ. Кроме того, членство в Таможенном союзе позволит легализовать трудовую миграцию, — подчеркнул он.
Также, выступая на встрече, председатель Социал-демократической партии РТ Рахматилло Зойиров сказал, что позиция России по созданию Таможенного союза требует хорошей поддержки со стороны всех стран СНГ:
— Этим шагом Российская Федерация идёт на долгосрочное развитие, и её надо поддерживать. Потому что это стремление России соответствует национальным интересам всех стран-членов Содружества, — высказал Зойиров свою позицию, не согласившись с мнением, что Россия с созданием ТС стремится получать какие-то дивиденды.
— За несколько лет функционирования Таможенного союза Россия не получила особых дивидендов, неся определённые финансовые расходы. Я убежден, что Таможенный союз необходим таджикской экономике сегодня и экономико-правовому развитию страны в будущем. Но я за то, что бы вступление Таджикистана в эту структуру не носило чисто политический характер. Для этого должна быть подготовлена экономико-правовая база, — сказал он. Зойиров заметил, что Таджикистан, по большому счёту, даже не участвовал в подготовке договорно-правовой базы Таможенного союза. «Более того, сказал он, в республике до сих пор не проведён хороший анализ этой базы, во многом республика даже не готовится к восприятию данного Союза и приспособлению собственного законодательства к его договорно-правовой базе».
— Без развития собственной промышленной базы вопрос вступления РТ в Таможенный союз становится абстрактным, — выступая на встрече, заявил Игорь Саттаров, директор департамента информационно-аналитической группы ГУП «ТАЛКО» и рассказал присутствующим о том, что РТ может принести Союзу.
— ТАЛКО в настоящее время осуществляет два больших проекта. Первый проект, реализация которого уже практически завершена, включает в себя Программу по использованию производственных мощностей Республики Таджикистан. Её основной целью является вовлечение отечественного промышленного потенциала в систему производства алюминия, — отметил в своём выступлении Саттаров.
По его данным, в настоящее время свыше 60% всего оборудования, необходимого для производства алюминия и запчастей, осуществляется на базе отечественных заводов и предприятий. Уже на этой стадии внедрения программы в производственный цикл ТАЛКО произошло значительное сокращение расходов, повысилась производительность и рентабельность предприятия, а также было создано свыше 4 тысяч новых рабочих мест. Другой стороной активизации политики таджикской алюминиевой компании выступает наращивание объёмов производства изделий из алюминия, что также расширяет горизонты взаимовыгодного сотрудничества на принципах производственной кооперации с отечественными предприятиями, в частности такими как ОАО «Регаркабель», ОАО «Доро охангар», ДПМТО «Таджикэнергоснаб», ООО «Шохон» и другими. В этом контексте следует отметить, что таджикская алюминиевая компания построила в Душанбе и ввела в августе прошлого года в эксплуатацию кабельный завод Talco Cable Industries (Нокили ТАЛКО). Завод ориентирован на производство широкой номенклатуры кабельно-проводниковой продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов. По применению уникальной технологии ноу-хау Talco Cable Industries является первым в регионе Центральной Азии и четвёртым на территории постсоветского пространства, что открывает потенциальные возможности не только для полного удовлетворения нужд республики, но и для освоения зарубежного рынка в ближайшей перспективе.
Второй проект включает в себя реализацию Программы перехода ТАЛКО на местное сырьё, ввод в действие которой рассчитан на 5 лет, после чего предприятие примерно на 60% будет обеспечено местным глинозёмом, фтористым алюминием, криолитом, графитовой продукцией, оборудованием и запчастями.
— В рамках данного проекта совместно с Китайской национальной корпорацией тяжёлого машиностроения (China National Heavy Machinery Corporation) уже ведётся строительство двух заводов по производству фтористого алюминия и криолита в Яване, — отмечает Саттаров. — Стержневая идея программы заключается в том, что новая корпорация замкнёт на себе технологический процесс переработки местного сырья для алюминиевой промышленности и загрузит Яванскую теплоэлектростанцию на полную проектную мощность.
Докладчик также отметил, что важным составляющим элементом программы перехода на местное сырьё является проект строительства завода по производству серной кислоты, реализация и финансирование которого также берёт на себя Китайская национальная корпорация тяжёлого машиностроения. Планируемая годовая мощность завода – 100 тыс. тонн серной кислоты. Договор между нашей и китайской компанией предусматривает переход прав собственности на завод по производству серной кислоты к ТАЛКО после 9 лет его деятельности.
— В рамках программы перехода на местное сырьё планируется строительство и ввод в эксплуатацию около 20 промышленных объектов и создания на их базе более 10 тыс. рабочих мест, — подчеркнул он.
По предварительной оценке общая стоимость данного проекта составит 2,2 млрд. долларов США. Ряд зарубежных банков уже высказал намерение участвовать в его финансировании. Согласно экспертным оценкам специалистов компании, затраты, связанные с его реализацией, окупятся в течение трёх лет.
— Полагаю, что представленная информация даст повод российскому бизнесу и капиталу проявить заинтересованность к проектам, осуществляемым таджикской алюминиевой компанией, — заключил Игорь Саттаров.
Организаторами встречи за круглым столом выступили некоммерческая организация Фонд развития «Институт Евразийских исследований» РФ и Институт экономики и демографии Академии наук Таджикистана.
Екатерина ПАСТОРОВА