Главное событие 2021: Полный вывод американского военного контингента из Афганистана и приход к власти движения «Талибан»

0

«Вероятные сценарии США для Центральной Азии после ухода из Афганистана» — тема ситуационного анализа, проведенного Центром евразийских исследований СПбГУ в партнерстве с ИАЦ МГУ 22 декабря 2021 года.

В экспертном совещании приняли участие директор центра, профессор СПбГУ Александр Колесников, старший научный сотрудник центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, руководитель экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и сотрудничества Юрий Тавровский, директор Центра исследования Афганистана Азиз Арианфар (Германия), директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев, профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев, шеф-редактор Информационно-аналитического центра МГУ Александра Перминова. Заочно представил свое мнение по обсуждаемым вопросам заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Ведущий ситуационного анализа — профессор СПбГУ Александр Князев.

Александр Князев

Полный вывод американского военного контингента из Афганистана и приход к власти движения «Талибан» можно считать главным событием уходящего года для большого региона Центральной и Южной Азии, Среднего Востока, да и для всей Большой Евразии в самом широком ее измерении. Правомочно считать это событие и принципиально важным в рамках происходящего геополитического противостояния США и их союзников — с одной стороны, России, Китая, Ирана и ряда солидаризирующихся с ними стран — с другой. Но теперь уже более важны последствия этого факта, именно в этом контексте необходимо просчитывать содержание и основные алгоритмы дальнейших действий США, наивно было бы полагать, что американская сторона смирится с потерей влияния в регионе.

США будут искать способы вернуться в регион, потерять присутствие в регионе, который граничит с основными геополитическими соперниками США, в первую очередь с Россией и Китаем, для американской внешней политики было бы слишком серьезным провалом. Хотя, например, казахстанский эксперт Рустам Бурнашев полагает, что при нынешней администрации США реализуется и будет реализоваться достаточно простой сценарий: перекладывание ответственности за ситуацию в Афганистане на соседние страны: Иран, Пакистан, а также попытка вовлечь в это страны Центральной Азии.  

С уходом из Афганистана США утратили возможности ведения технической разведки на территориях сопредельных стран Центральной Азии, Ирана, Пакистана, — такое мнение высказал эксперт из Узбекистана Бахтиёр Эргашев, исходя из этого, для США реальным сценарием будет продолжение активной военно-дипломатической деятельности по обустройству на территории одной из стран Центральной Азии, а также Пакистана, новых объектов, для того чтобы иметь возможность вести легальную техническую разведку в направлении Афганистана и прилегающих регионов. Например, в переговорах с Узбекистаном предлагается обойти законодательный запрет на размещение военных баз иностранных государств на территории РУз — создать так называемые «контртеррористические центры».  Такая же работа ведется и будет вестись и в отношении других стран региона: Туркменистана, Пакистана и Таджикистана.

В целом, эксперты согласились с мнением, что внешние факторы, включая геополитическую конкуренцию внерегиональных акторов и перманентную нестабильность в Афганистане, накладываются на многочисленные внутренние источники напряженности и внутреннюю конфликтогенность в каждой из стран региона. По мнению Александра Князева, говорившего об инструментах реализации американской политики в регионе, отдельным пунктом нужно рассматривать вероятность активизации (провоцирования) различных национализмов и сепаратизмов, существующих в странах Центральной Азии меньшинств. Пристрастие американских и британских геополитиков к проектированию новой политической географии известно достаточно широко. В качестве примера можно обратить внимание на недавнюю нестабильность в Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (ГБАО РТ). Эти события никаким образом прямо не связаны с ситуацией в соседнем Афганистане, однако, учитывая существующие сепаратистские настроения в элитных кругах исмаилитского сообщества в афганском Бадахшане, конфликт между исмаилитской общиной ГБАО РТ и правительством Таджикистана может иметь крайне негативные долгосрочные последствия. Среди самого населения ГБАО РТ такие настроения пока не фиксируются, но в случае отсутствия адекватной рефлексии со стороны Душанбе нельзя исключать их появления и роста. Как и возникновения подобных проблемных (и в перспективе конфликтных) зон и в других странах региона.

О проблемах, связанных с Таджикистаном, говорил и Станислав Притчин. Таджикистан говорит о преемственности своей политики в отношении «Талибана», о непризнании и неготовности устанавливать контакты. Но, с другой стороны, реальность уже такова, что «Талибан» контролирует Афганистан и, имея самую протяженную границу с Афганистаном, в стратегическом плане Таджикистан наиболее уязвим (на афганском направлении) для разного рода военных рисков. И здесь возникает вопрос: каким образом дальше выстраивать отношения? Добиться необходимой — с точки зрения Душанбе — включенности афганских таджиков в правительство не получится ни при каких обстоятельствах. Но тогда возникает другой вопрос: ставка на непризнание и конфронтацию, насколько она взвешена в долгосрочном плане? Все равно в какой-то момент нужно будет начинать договариваться. Поэтому фактор устойчивости и стабильности — это, в первую очередь сотрудничество. Мы видим, что тот же Узбекистан, приостановивший свое членство в ОДКБ, активно выстраивает взаимодействие со странами-членами ОДКБ, что запрос на взаимный (скоординированный) подход (к проблеме Афганистана) есть. Есть реальность и нужно каким-то образом с нею считаться, под нее подстраиваться, продвигая свою повестку. «Талибан» — это всерьез и надолго и нужно учиться с ним работать, с этим согласились все участники ситуационного анализа.      

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь