Ветеран ВОВ: Война это ужас, разруха, жестокость. Врагам этого не пожелаю!

0
ветераны из Таджикистана в Москве
Иллюстративное фото

Ветеран Великой отечественной войны, бывший десантник, комсомольский и партийный работник, педагог,  житель отдаленного таджикского села Ашт Содир Бобокалонов, несмотря на преклонный возраст, чувствует себя бодрым.

Он признается, что полученная военная закалка, воспитанные мужество и патриотизм,  а также воспитание семерых детей придают ему силу и энергию, позволяют  жить полноценно и гармонично. Ветеран сожалеет, что из боевых друзей остались всего лишь несколько человек и те практически обездвижены.

Важен был не возраст, а рост парня

Юному сельскому парнишке  было 17 лет. Он учился в 8 классе школы №1  им. Омара Хайяма в поселке Ашт Таджикской ССР. Родители работали в школе дворниками. На просторах европейской части  СССР шла ожесточенная борьба между советского народа с фашистскими захватчиками.  Армия отчаянно нуждалась в пополнении, нужно было освобождать захваченные оккупантами территории.

 В начале ноября 1942 г. в школу пришёл секретарь  колхоза и вручил молодым ребятам повестки. Завтра к 7 утра ребята должны были прибыть на сборный пункт.

— Времена были тяжелые, народ голодал. Мама испекла несколько лепёшек из кукурузной муки. Пшеничной муки не было, весь собранный урожай отправляли на фронт. Новобранцы попрощались с родными прямо  у порога своих домов.

Помню, как мама сильно плакала, крепко обнимая меня. Видимо, она боялась, что  может потерять второго сына. Отец держался сдержанно, мне показалось, что он хотел что-то сказать, но воздержался.

Мама достала из моего вещмешка лепешку и дала мне откусить. Эту лепёшку она хранила все 7 лет до моего возвращения, — вспоминает Содир Бобокалонов.

Известие о гибели старшего брата Содира Аюбджона семья получила во второй половине 1941 года. Он погиб под Москвой. В 1940 году он закончил службу в армии по призыву, а уже в 1941 году был призван снова уже на войну.

Вместе с Содиром на войну отправились его друзья: Абдуллоджон Максудов, Тухтасин Каримов, Хошимджон Арслонов и Парпибой Дадобоев. Им было по 17-20 лет.

Содир Бобокалонов у себя дома

Почему мобилизовали детей, не достигших 18-летнего возраста?

— Военные комиссариаты вместе с партийными организациями организовали отправку молодёжи на фронт. Сверху установили план, выполнения которого возложили на председателей колхозов и активистов. Как они захотели, так и поступили. В нашем селе было восемь колхозов. Их председатели знали каждую семью. Они и решили кого из какой семьи первым мобилизовать на фронт.

Самым важным условием, был не возраст, а высокий рост. Если мальчику не было 18 лет, то  выписывали ему новое свидетельство о рождении, увеличивая возраст, либо говорили, что на фронт он ушёл добровольно. Под эту мобилизацию попали в основном дети из простых, малоимущих семей, — отвечает ветеран.

От Ашта до Будапешта

Содира вместе с другими призывниками привезли туркменский город Чарджуй, где они прошли военную подготовку в Орловском военно-пехотном училище. Оттуда перебросили в таджикско-афганскую границу.

— В начале декабря 1942 года нас отправили в  Зеленоград, город в 6 км от Кремля, и определили в  состав 7-ой гвардейской военно-десантной бригады Воздушно-десантных войск Московского военного округа. Позже Приказом Ставки Верховного Главнокомандующего № 0047 от 18 декабря 1944 года нашу бригаду переформировали в 351-й гвардейский стрелковый полк (351-й гв.сп), 106-ой гвардейской стрелковой дивизии, — просто удивительно как спустя столько лет Содир Бобокалонов помнит даты и названия.

Наш герой принимал участие в освобождении городов Украины и Чехии. День Победы он встретил в Потсдаме, в 20 километрах к юго-западу от Берлина.

— В 9 часов вечера 7-го мая 1945 г. по радио объявили о подписании Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Все ликовали, плакали от радости, — делится воспоминаниями о том дне Бобокалонов.  – Однако на этом мой военный путь не окончился. Еще четыре года мне пришлось отслужить в военных частях столицы Венгрии Будапешта. Вместе с местной полицией очищать город  от нацистов, не смиривших с победой. На Родину я вернулся в мае месяце 1949 года.

Учёба и памятник Сталину

Содир всю войну лелеял мечту о высшем образовании. Но когда вернулся домой, изменил свои намерения. К тому времени подрос младший брат Кодирджон, и Содир решил первым делом дать высшее образование ему.

Кодирджон поступил в Таджикский медицинский институт и стал врачом.  А Содир пошёл учиться в  Канибадамский педагогический техникум. После окончания учёбы наш ветеран был назначен первым секретарем комитета комсомола родного района. Организовывал на предприятиях и в колхозах комсомольские организации. И 35 лет проработал учителем начальных классов, русского языка, труда и физкультуры в сельских школах района.

В 1954 году по инициативе Содира Бобокалонова в Аште был установлен памятник Иосифу Сталину. Позднее в 60-х и 70-х годах прошлого века со стороны  представителей разных структур предпринимались неоднократные попытки убрать памятник.

— Каждый раз, когда мы узнавали об этом, я собирал сторонников для охраны и защиты памятника, — рассказывает Содир Бобокалонов. – Организовывали круглосуточное дежурство.  Мы считали, что памятник Сталину является частью истории, ее нельзя стереть из памяти народа. Теперь сюда часто приезжают туристы и историки из разных стран мира, чтобы своими глазами увидеть этот памятник, — с гордостью говорит ветеран.

Вы сказали, что из Аштского района на фронт отправились сотни молодых ребят. Встретились ли Вы в Чорджу со своими земляками, которых мобилизовали ранее? Все ли они вернулись с войны?

— К большому сожалению, вернулось очень мало. Нет реальной цифры наших земляков, погибших во время Великой Отечественной Войны. На самом деле, случайно или нарочно, по непонятным причинам, никто в свое время серьезно не занимался изучением архивных данных. К примеру, по инициативе трех местных активистов, были установлены имена 220 солдат, уроженцев села Ашт, погибших во время ВОВ.  Хотя реальная цифра была намного больше. Эти 220 ребят были отправлены из Аштского районного комиссариата. Много уроженцев нашего села отправлены Канибадамским райвоенкоматом, других военных комиссариатов Таджикистана, а также из Узбекистана, — рассказал Содир Бобокалонов.

Отчего погибали молодые солдаты из Таджикистана?

— Причин было много. Некоторых прямо с колхозных полей отправляли в горячие точки войны без особой подготовки. Многие не знали русского языка, языка командования советских войск. Новобранцы не разбирались в командах. Среди солдат из Средней Азии многие не умели плавать, ходить на лыжах. Не было современной военной техники. Наши солдаты сражались с простыми  винтовками Мосина и пистолет-пулемётами ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина).

Только в середине войны изобрели ППС (пистолет-пулемёт Судаева). А немецкие солдаты были вооружены современным оружием. Они хорошо подготовились к войне. Они часто не соблюдали законов войны и жестоко расстреливали всех, кто попал под руку.

Мы ненавидели дневной свет. Нам приказывали находиться в окопах до наступления темноты. Окопы часто были заполнены водой и снегом, и целыми днями приходилось находиться в таком положении. Были случаи, когда нас не кормили несколько суток. Когда в окоп бросали хлеб — это была большая радость для нас. В 11 ночи наступал отбой. Кто-то спал, но мы,  не знавшие русский язык, ходили на уроки русского языка.  И получалось, что сна у нас не было, — вспоминает суровые дни войны Бобокалонов.

Зима 1943 года была очень суровая. Температура опускалась до – 40 градусов. Необходимо было выполнять устав и законы, которые тоже были очень суровыми. Отступать было нельзя, да и некуда. По словам нашего героя, враг находился очень близко.

— В этой суматохе погибли многие новобранцы из республик Средней Азии. Война — это  настоящий ужас,  разруха, разлука,  гибель не в чем неповинных людей. Этого я даже своим врагам не желаю, — говорит Бобокалонов. 

Говорят, что солдаты шли в атаку со словами «За родину! За Сталина!». Это правда?

— Я сам являюсь поклонником Сталина. Но из своего опыта скажу. В войне никто из солдат самовольно не шел в атаку. Командиры шли вперед, призывая солдат идти за ними. Не слышал, что какой-нибудь командир кричал «Вперед! За Сталина!». Были призывы «За мной,  вперед!»,  «Вперед за Родину!», — вспоминает наш ветеран.

Считаю себя пролетарием

В 1985 году Содир Бобокалонов вышел на пенсию. В настоящее время размер его пенсии составляет 870 сомони ($85). Часть этих денег он отправляет двум внукам-студентам в Душанбе.

Ветеран рассказал, что его неоднократно приглашали в Москву на День Победы.

— Это было во времена,  когда мэром  Москвы был Юрий Михайлович Лужков. Он видимо, знал,  какой ценой солдаты, представители разных национальностей защищали город от фашистов. После его ухода в Москве о нас позабыли, — сетует Содир Бобокалонов. – Несмотря ни на что, я люблю  Москву, так как моя юность прошла в этом красивом  городе.

Наш герой всю сознательную жизнь посвятил себя педагогической деятельности и считает себя представителем пролетариата.

— Я работал в разных местах. Вырастил и воспитал семерых детей. У меня более 40 внуков. С супругой вместе прожили более полвека. Она покинула этот мир 13 лет назад.  Мой дом составляет всего три сотки. Мне не выделили приусадебный участок, и я никогда его не просил. У меня нет машины, дачи и другой недвижимости, но на судьбу не жалуюсь, — этими доводами наш ветеран объясняет почему считает себя пролетарием.

Содир был десантником, часть его молодости прошла в небе, на боевых самолетах. И поэтому любит высоту. Когда-то в дворе его дома росло большое дерево грецкого ореха. Иногда он залезал на него, чтобы собрать орехи и посмотреть на село и мир вокруг.

— Сейчас с высоты своего возраста, поглядываю на ушедшую молодость. Уверяю себя, что жизнь не прошла даром. Я выполнил долг, который положен взрослому мужчине. У меня было много друзей. Два раза встречался и имел теплую беседу с Героем Таджикистана, академиком Бободжоном Гафуровым.  Всю жизнь старался делать хорошие дела, чтобы о нас вспоминали с добротой — завершает свой рассказ ветеран войны и труда Содир Бобокалонов.

Этим человеком должен гордиться весь Таджикистан.

PS. 26 июля этого года Содиру Бобокалонову исполнится 96 лет.  Мы поздравляем его с этой знаменательной датой, желаем ему крепкого здоровья и  долгих счастливых лет жизни.

Тилав РАСУЛ-ЗАДЕ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь