Где старикам всегда будут рады

0
в душанбинском центре для пенсионеров и инвалидов

Детский сад для взрослых: как сейчас живёт душанбинский центр оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам.

Когда заходит речь о проблемах одиноких пожилых людей, общество чаще всего предлагает направить их в дом престарелых. Считается, что там им будет лучше всего.

Но многие из одиноких стариков ещё вполне мобильны и хотели бы сами распоряжаться своей жизнью: временем, передвижениями, пенсией. Им просто нужна возможность не чувствовать так остро собственное одиночество и оторванность от социальной жизни. Для этого во многих странах созданы специальные центры досуга и помощи пожилым людям. Есть такие центры и у нас в Таджикистане.

Территориальных центров оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам по стране создано 6 единиц.

Самый первый из них открыли в Душанбе, в 1992 году, в самый разгар гражданской войны, по инициативе столичных властей. В то время очень много пожилых людей оказались совершенно одни, большинство из которых бросили дети, уехав из страны.

С 2015 года центр в Душанбе возглавляет Мухаббат Зарипова. По первому образованию она медик, по второму — психолог, по третьему — социальный работник.

Мухаббат Зарипова, директор Территориального центра оказания социальной помощи пенсионерам и инвалидам г. Душанбе

В 1992 году учреждение было рассчитано всего на 25 человек. В следующие 4 года число обслуживаемых посетителей увеличилось до 50 человек. На сегодняшний день центр оказывает социальные услуги более 100 людям.

В учреждении имеется два вида обслуживания: дневное и стационарное.

Дневное обслуживание рассчитано на тех, кто имеет крышу над головой и может самостоятельно посещать центр. Люди, оформленные на дневное обслуживание, получают трехразовое питание (завтрак, обед и ужин), могут посещать кружки для досуга и находиться в центре с утра до вечера. Как говорит Мухаббат Зарипова, это как детский сад, только для взрослых.

Второй вид обслуживания, стационарный, рассчитан на временное размещение одиноких людей, оставшихся без жилья. Вместимость стационара — 25 коек.

Важно понимать, что стационар центра — это не больница и не дом престарелых. Находиться в стационаре можно от 3 до 6 месяцев, пока не решится дальнейшая судьба этих людей. При необходимости, им восстанавливают документы и оформляют пенсию, оказывают медицинскую помощь. После восстановления документов и оформления пенсии, центр уже не может держать человека в стационаре и его перенаправляют в дом престарелых в Батоше (он расположен в г. Турсунзаде).

5 видов обслуживания в течение 6 месяцев

Как рассказала нам Мухаббат, основная проблема оказавшихся в стационаре людей – отсутствие паспортов. Они нигде не числятся, многие из них так и не получили таджикский паспорт, так как потеряли свои союзные паспорта. По этой причине в течение 30 лет они являются лицами без гражданства. Большая часть из них попадает сюда прямо с улицы, где они до этого обитали.

Услуги дневного обслуживания приходящим посетителям центр может оказывать 100-120 людям ежедневно. Но желающих гораздо больше. Поэтому дневное обслуживание оказывается людям только 6 месяцев, далее на их место приходят другие. Многие посетители обижаются на такие правила, им хотелось бы приходить сюда на постоянной основе, но так не получается. Учреждению нужно охватывать и других нуждающихся людей.

Попасть в центр можно по направлениям из отдела соцзащиты Министерства здравоохранения или мэрии Душанбе.

Вне зависимости от вида услуг, дневных или стационарных, каждый человек, должен пройти определенную процедуру оформления в центре. Ему выдают специальную медкарту, с которой нужно обойти разных медспециалистов и сделать флюорографию. Если человек не имеет жилья, на медкомиссию его отвезут сотрудники центра. В учреждении к обслуживанию не принимаются 3 категории людей: с активным туберкулёзом, венерическими и психическими заболеваниями.

Всем своим подопечным центр оказывает 5 видов обслуживания:

— социальное – 3-х разовое питание (молочное, колбасы, сыры, яйца, два вида горячего на обед и ужин), услуги парикмахера, прачечной, бани;

— медицинское – первая медицинская помощь при повышении или понижении давления, сердечных приступах, но при необходимости, постояльцев стационара направляют на бесплатное обследование в городские больницы и, в некоторых случаях, помогают с бесплатным лечением или операциями;

— юридическое – оформление документов и пенсии;

— психологическое – работа с психологом;

— культурно-просветительское – кружки по интересам (библиотека, рисование, игра на музыкальных инструментах, цветоводство, рукоделие, рисование, настольные игры).

Эти женщины приходят сюда каждый день. Занимаются вышиванием и вязанием. Здесь они находят не только возможность для творчества, но и общение.

Здесь посетители могут почитать газеты, книги.

Кроме этого, посетители могут посмотреть телевизор, принять участие в праздничных концертах и мероприятиях.

Восстановить документы сложнее всего

Финансирование центра осуществляется из бюджета администрации Душанбе. По словам Мухаббат Зариповой, им часто оказывают помощь частные благотворители. Она, по возможности, старается упорядочить виды помощи.

— Приходят благотворители к нам, говорят: «Хотим плов сделать». А плов нам практически каждый день приносят. Я им говорю: «Ребята, зима на дворе, у моих стариков обуви нет. Давайте деньги на плов потратьте на обувь». А они: «Ой муаллима, мы размеров не знаем». Я тогда даю им  список – они потом обувь приносят. Или говорю: «Джемперов нету, носков, пижам». Вот я в зимний и летний период их так и одеваю, — рассказывает нам Мухаббат.

Так с одеждой помогают всем посетителям центра, как приходящим, так и находящимся в стационаре.

Директор центра рассказала, что самое сложное в их работе – это оформление документов для постояльцев стационара.

Учреждение выступает в роли приёмника-распределителя для тех, кто попадает к ним в стационар. По истечению определенного времени (3-6 месяцев) пожилого человека из стационара обязаны перевести в дом престарелых, но только если у него имеется паспорт и пенсия. В связи с чем, в задачи центра входит восстановление паспорта и оформление пенсии. Без документов и пенсии ни один дом престарелых человека не принимает. Только после того, как все документы оформлены, а пожилой человек получил свою первую пенсию, его готовят к переводу в дом престарелых в Батоше.

Дело в том, что в доме престарелых пенсию постояльцев забирает само учреждение. Там постояльцу положено выдавать на личные нужды только 10% от пенсии, остальное уходит на содержание. Государственного финансирования домам престарелых не хватает.

Но оформить новый паспорт зачастую невероятно сложно. Необходимо выяснить где они получали свой последний паспорт. Или узнать где они работали, учились, чтобы найти в документах номер утерянного паспорта. Некоторые из них вообще не смогли получить таджикский паспорт, так как потеряли паспорта, выданные ещё в СССР. В таких случаях необходимо найти форму №1 в том паспортном столе, где человек получал свой паспорт в первый раз. Нередко случается, что эти паспортные отделы находятся уже в других государствах.

— Часто старики уже не помнят где получали паспорт. Для начала направляем запросы в 4 паспортных стола Душанбе. Вот один мужчина нам 10 адресов давал, был и Худжанд, и Нурабад, и Сарбанд. Последний адрес он назвал Лиепая в Литве. Уже 2 года он у нас здесь, до сих пор не нашли, — рассказывает Мухаббат.

За прошедшую зиму, например, в стационар попали 19 мужчин. Все они неоднократно были женаты, но бросили своих детей и жён. Теперь состарились и остались без жилья. Семеро были депортированы из России из-за отсутствия документов. 4 русских и 3 таджика.

Одна женщина попала сюда после депортации из Германии. Уехала туда к дочери после продажи квартиры соседям. Они купили ей билет и оформили 6-дневную визу. По прибытию в Европу визу не переоформили, и женщина просрочила все сроки. Так как женщина въехала в Германию через Россию, власти Германии, за нарушение сроков пребывания, депортировали её туда. А уже из России, как гражданку Таджикистана её депортировали на родину. Прямо из аэропорта её привезли в центр. Через 7 месяцев пребывания в стационаре женщину поместили в дом-интернат. Дочь сможет забрать её к себе в Германию только через 5 лет.

— Мы нередко находим родственников — детей или братьев, сестер. Но очень мало было случаев, когда человека удавалось вернуть в семью. Вот, например, из тех 19 мужчин мы нашли детей у семерых или восьмерых. Отцы их бросили ещё маленькими, и теперь для своих детей они абсолютно чужие люди, — по рассказам Мухаббат, родственники «не горят» желанием взять на попечение состарившихся родных. За 6 лет только 8-10 человек удалось вернуть в семьи.

При оформлении документов людям, у которых нет жилья, делают временную прописку в самом центре. В бюджете учреждения также предусмотрена оплата за оформление паспортов.

Но не редко сотрудникам центра приходится не только восстанавливать утерянные таджикские паспорта, но и добиваться получения таджикского гражданства. В центр попадает немало тех, кто так и не сменил старый советский паспорт на национальный после обретения Таджикистаном независимости. Причины разные: потеряли прежний паспорт, были в другой стране, бомжевали и не имели прописки.

В этих случаях приходится собирать кучу бумаг – от МВД до суда. На эту работу уходит больше всего сил и времени. И не всегда на эту работу хватает рук.

«Заберите брата, он нам в тягость»

В последнее время встречаются случаи, когда в центр обращаются родственники стариков или людей с инвалидностью. В день нашей встречи две сестры пришли с просьбой забрать в центр их младшего брата. Он может передвигаться только на коляске. По их словам, брат им в тягость, и они хотят сдать его в дом-интернат.

— Мы даже на дневное обслуживание не берем людей, у которых имеется помощь со стороны детей или родственников, у кого более-менее хорошо с деньгами. Я пыталась объяснить этим женщинам, что это не по-человечески с точки зрения религии, что уход за братом – это своего рода хадж. Но поняла, что они от своей идеи не откажутся и будут обращаться дальше, в другие инстанции, — Мухаббат также посетовала на то, что всё чаще среди брошенных своими детьми стариков встречаются мусульмане, при том что на Востоке почитание пожилых родителей возведено обществом в обязанность детей.

По словам Мухаббат Зариповой, кроме душанбинского, довольно активно работает подобный центр в Истаравшане. Худжандский центр работает по принципу дома престарелых. Также она слышала, что неплохо функционирует центр в Вахшском районе. Про остальные центры Мухаббат рассказать нам ничего не смогла.

Мы вместе с руководителем центра прошлись по территории учреждения, посмотрели столовую, кухню, комнаты отдыха и досуга, палаты в стационаре, прачечную и баню. Везде очень чисто и аккуратно. И действительно, очень похоже на детский сад.

— Сегодня на обед благотворители принесут пирожные и бананы. Они тоже сначала плов хотели. А я сказала: «Лучше что-нибудь сладкое принесите и фрукты». Вот так удается порадовать наших стариков чем-нибудь вкусным, — радостно сообщает нам Мухаббат и отправляет распоряжения на кухню. Там уже почти готовы шурпа и гуляш с картофельным пюре.

Судя по всему, она искренне болеет за своих подопечных. Каждого из них она знает по имени и фамилии, помнит их истории, переживает за то, что не может оставить в центре каждого. Пообщавшись с посетителями центра, мы поняли, что они с такой же искренностью и теплотой относятся к Мухаббат. Ведь пожилым одиноким людям важно не только 3-разовое питание и досуг. Они нуждаются в искренней заботе и добром отношении.

Зульфия ГОЛУБЕВА

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь