Экология и экономика. Приоритеты

0

Статья посвящена предстоящему Саммиту «РИО – 20» (Бразилия), который состоится в июле 2012 года под эгидой ООН. Почти через 20 лет ( 1982 г.) мир вновь на пути к РИО — месту проведения ассамблеи. Многое изменилось за последние два десятилетия как с геополитической, так и с  экологической точки зрения.

Экологические проблемы в настоящее время приобрели нравственный, мировоззренческий характер, объяснять огромное общественное значение экологических проблем нет нужды. Для этого даже не надо быть учёным или располагать специальной информацией. Достаточно посмотреть на то, что происходит вокруг. Имеет место всё ускоряющееся ухудшение окружающей среды по вине цивилизации. Изменения экологической обстановки не могут не коснуться и самого человека. Растёт количество генетических заболеваний, появляются новые болезни, неведомые ранее. Конечно, и раньше человек изменял окружающую среду, и сам менялся вместе с ней, но очень медленно и постепенно. Теперь же изменения нарастают столь стремительно, что общество теряет способность к ним приспосабливаться.

Ныне деятельность человека стала сопоставимой с геологическими и другими естественными причинами изменения лика Земли. Человек разумный с самого начала вёл своё хозяйство не очень разумно, активно способствуя разрушению своей среды обитания. Так, воды Аральского моря плескались более 35 тысяч лет. Человеку разумному, чтобы довести дело до трагической развязки, понадобилось всего лишь 15 лет. Слова «экология» или «экология человека» пришли из биологии и утвердились в нашем лексиконе, несмотря на некоторое искажение первоначального смысла. В англоязычных и франкоязычных странах говорят об энвайроментальных проблемах взаимоотношения человека и окружающей среды. У нас принято считать эти проблемы экологическими, что, по-видимому, не совсем точно. Не следует полагать, будто понятие защиты окружающей среды — это изобретение XXI века.

Общество должно во имя будущего потомков знать допустимые пределы своей активности. Экологический императив требует новой нравственности, новой морали, то есть влечёт за собой некий нравственный запрет. В хозяйственной деятельности необходимо придерживаться постулата: не минимум затрат, а минимум ущерба — вот что должно определить политику внедрения любых новшеств.

Так, например, сокращение выбросов на электрических станциях США в 1,6 раза потребовало увеличение более чем в 3 раза доли затрат на охрану природы. Основная тяжесть расходов природоохранного назначения ложится у нас на многострадальный бюджет, в то время как в США частный сектор берёт на себя 50% всех ассигнований на борьбу с загрязнением среды, в ФРГ – 37 % , в Англии – 25%. Результатом растущих затрат на мероприятия по охране природы явилось образование в странах Запада весьма ёмкого рынка экотехники и возникновение целых отраслей с многомиллионным оборотом, специализирующихся на выпуске противозагрязняющего оборудования.

Таким образом, экологические мероприятия, борьба с загрязнением среды становятся новым фактором экономического роста. Однако кардинальное решение проблемы сочетания экологических и экономических целей, в конечном счёте, заключается в переходе в масштабах всего народного хозяйства к принципиально новой модели природоиспользования. Её основными параметрами должны быть: рациональное размещение производительных сил, экономия в использовании природных ресурсов, повсеместное внедрение и использование экологически чистых технологий. В первую очередь речь должна идти о широком внедрении для намечаемых и реализуемых хозяйственных проектов всесторонней экологической экспертизы. Несомненно, в связи с этим экологические подробности нередко конфликтуют с традиционными материальными потребностями. Выбор между интересами охраны природы и удовлетворением текущих материальных потребностей весьма мучителен. И здесь не обойтись без высококвалифицированных кадров как с гуманитарным, так и с техническим образованием. Механизм жизнеобеспечения экологически безопасных направлений научно-технического прогресса должен базироваться на принципах ответственности за причинённый ущерб. Должен быть разумный компромисс между запретительными и принудительными мерами. И этому надо учиться не где-то в бесконечном далёком, а уже сейчас, в ближайшее десятилетие.

Политизация экологии не менее опасна, чем экологический нигилизм. Сложные проблемы с экологией должны решаться нетривиальными методами и без истерики. Экология и истерика  несовместимы. Экология – это и политика, и экономика, и нравственность. Решение проблем экологии вне политики, экономики, нравственности приводит к отрицательному результату. Проблемы экологии в настоящее время научно уважаемы, но не должны быть «модными». Примеров тому немало. Вспомним проблемы Рогунской ГЭС или строительство аккумуляторного завода в Кулябе. В ту пору была истерика далёкая от экологии. Нашлись специалисты, убеждавшие своих слушателей в серьёзности своих рассуждений. «Прикидываться» понимающими затрагиваемые проблемы оказалось проще, иначе не скажешь. Подняв истерию, заработав политический капитал, эти «спасители» нации благополучно покинули страну и, живя там, пользуются всеми благами цивилизации. Результат налицо: ни экологии, ни экономики. Немногие представляют глобальный характер проблем экологии. Причин здесь много, но главным образом они возникают из-за разобщения, размежевания различных областей знаний. Подчас специалисты одной отрасли весьма плохо осведомлены о фактическом материале, накопленном в других отраслях. Недостаточно внимания уделяет вопросам экологии и современная система образования. Незнание же даёт обманчивую картину относительно экологического равновесия на планете. Описанная ситуация характерна как для развивающихся, так и для высокоразвитых стран.

Человечество уже падает в пропасть генетического вырождения. В 1991 году было признано, что мировая промышленность выпускает 33.000 мутагенных веществ. С той поры их число, конечно, выросло и как не прислушаться к тем медикам, которые полагают, что пятая часть из примерно 10.000 болезней человека порождена загрязнением среды ядохимикатами и  другими вредными веществами, а также излучением, повреждающим гены.

За причинённый ущерб и заинтересованность в предупреждении ущерба необходимо определять меру ответственности всех звеньев хозяйственного механизма, должна иметь место независимая экологическая экспертиза. Должен быть разумный компромисс между запретительными и принудительными мерами. В странах, где приняты разумные меры и впечатляют достижения в области экологии, имеют место льготное налогообложение и кредитование предприятий, выпускающих высокоэкологичную продукцию.

Национальное достояние  — не только великое культурное наследие и достижение мирового уровня, но и экологически безупречная обстановка. В этом плане в республике ряд районов практически не подвергнут воздействию техногенных процессов. Эти районы и должны составить «золотой» экофонд республики. Последнее важно для организации экологического туризма, что, несомненно, увеличит приток валюты в республику. Здесь многое определяет социальная стабильность в обществе. Социальные потрясения пагубно отражаются не только на экономике. Отсутствие стабильности снижает «экологический иммунитет» общества не только на подсознательном уровне. Имеет место «агрессия» сообщества разумных по отношению к природе. Рука, протянутая к природе, не повиснет в воздухе.

Дефицита мысли, идей при решении практических проблем экологии нет. Имеет место, скорее, обратное — дефицит принятия практических решений. Стратегия развития экономики должна предусматривать концепцию решения экологических проблем. Экономические правовые социальные аспекты экологии должны иметь соответствующую базу. В этом случае, по-видимому, будет обеспечен гуманитарный подход к решаемым проблемам. Очевидно и то, что более широкие программы должны решаться на основе широкого международного сотрудничества. Примером может служить вхождение республики в Международный фонд спасения Арала.

Комплексный подход к решению проблем экологии, по-видимому, должен быть обеспечен с созданием в республике Национального фонда экологии. На приоритетных началах здесь видится участие учёных и бизнесменов, крупных специалистов и политиков, общественных деятелей и творческой интеллигенции с целью выработки гуманитарной политики в области экологии, проведения общественной экологической экспертизы для намечаемых хозяйственных проектов, прогнозирования экологической ситуации. В этом плане создание в структуре Инженерной Академии республики Международного института экологии человека может решить большинство проблем. Дело в том, что проблемы экологии носят не локальный или региональный  характер — они гораздо шире. Изменение экологической ситуации в одном районе, регионе находит отклик в другом. Более сложные проблемы экологии должны решаться на основе приоритета нравственного подхода, и это должно быть одной из доминант.

В принятом документе «Всемирная стратегия охраны природы» на XIV Генеральной ассамблее Международного союза охраны природы и природных ресурсов отмечалось: «Каждая нация, каждый район мира должны публично на самом высоком уровне заявить о принятии обязательств по охране природы». Приведённое должно стать одним из постулатов в становлении подлинно светского, демократического, правого государства Таджикистан.

Джамалов А.А. , доктор технических наук, академик ИА РТ

Пулатова Зарина,

 соискатель Института экономики и демографии АН РТ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь