Валентина Чупик: Таджикское посольство лучше всех защищает своих мигрантов

0
Валентина Чупик правозащитник мигрантов

Массовые задержания и депортации, месяцы без работы и денег, повышение зарплат и улучшение условий труда – это далеко не весь список последствий пандемии нового коронавируса для трудовых мигрантов в России.

Об этом мы поговорили с Валентиной Чупик, известным среди мигрантов юристом-правозащитником из Москвы.

— Валентина Валентиновна, с приходом пандемии многие трудовые мигранты остались без работы, кто-то уехал домой. Те, кто остались, пережили (или по-прежнему переживают) очень тяжелые времена. Как изменился характер обращений к Вам с приходом новых реалий?

— Как только пришла пандемия, был просто завал обращений о незаконных задержаниях на улицах. Людей забирали прямо из дома, без законных на то оснований. Так называемый пропускной режим стал работать против мигрантов. Далее против них стал работать и так называемый масочный режим. Несмотря на то, что мигрантам автоматически продлили сроки пребывания, полицейские стали их массово депортировать. Суды принимали судебные постановления о депортации, не учитывая продления сроков пребывания.

Как сообщила Валентина Чупик, с 15 апреля по 11 мая ею было зафиксировано 151 незаконное вторжение в жилище по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу. Но о подобном Валентине сообщали и из других регионов страны.

— На данный момент по-прежнему есть много жалоб на незаконные задержания, но их количество сильно сократилось по сравнению с самым началом пандемии. Хотя, даже сейчас, незаконных задержаний все равно намного больше, чем было до пандемии.

— Как Вы реагируете на такие обращения?

— Начинаю звонить в ГУВД, УВД районов, прокуратуру, Совет по правам человека. Как правило, они звонят полицейским и предупреждают о наказании за незаконные действия. Бывают случаи, когда даже возбуждаются уголовные дела «против неизвестных лиц, ворвавшихся в жилище», хотя все лица известны даже пофамильно.

— Что происходит после таких звонков «сверху»?

— Допустим мне пожаловались на действия полицейских, которые ворвались в квартиру и увезли 8-10 человек в отдел. При этом забрали все ценные вещи и деньги. Я звоню в УВД, ГУВД, прокуратуру. Те в свою очередь звонят в полицию, задержанных отпускают, возвращают им планшеты и телефоны, а деньги не отдают. Говорят, что не было. Дверь и мебель, которую они при задержании разгромили, тоже не восстанавливают. Ущерб конечно причинён, но намного меньший, если бы я не вмешалась. В противном случае, их бы просто депортировали и ничего не вернули.

Валентина Валентиновна считает, что домой вернулось сравнительно немного мигрантов, а оставшихся в России очень мало.

— Мигрантов мало не потому что, что многие уехали, а потому, что многие просто не смогли приехать из-за закрытия границ. Россияне на места мигрантов не пришли. По этой причине, благодаря волшебной руке рынка, цены на рабочую силу резко поднялись. Мигрантов мало, и теперь они диктуют условия работодателям.  Испытывая недостаток рабочих рук, работодатели отреагировали повышением зарплат и улучшением условий труда. Заработная плата на стройках, например, поднялась в 3,5 раза, в общепите и клининге — в 2 раза.

Органабор – это рабство

— В сентябре иностранцам вновь продлили срок пребывания на территории России и у мигрантов есть возможность продлить патенты. Облегчают ли эти меры жизнь трудовых мигрантов и что делать, если платить патент просто нечем?

— С 15 марта по 15 июня был льготный период, когда можно было не платить за патент. С 16 июня его уже нужно оплачивать. И это правильно. Если ты работаешь, то должен платить налоги. Даже если кто-то по-прежнему не работает, он теперь все равно должен оплачивать патент. Никаких послаблений на этот счет не имеется.

По мнению правозащитницы, тот факт, что расценки за патенты не повысились, очень выгодно для мигрантов. Рубль за этот период упал в 1,5 раза, зарплаты выросли в 2-3 раза.

— Недавно в российских СМИ прошла информация, что вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил о поиске правительством России возможности точечного приезда мигрантов. Он отметил, что из-за пандемии коронавируса одной из ключевых проблем на стройках становится недостаток рабочей силы. Если это действительно возможно, то может это стать началом организованного набора мигрантов, о котором уже много лет говорят, но пока никак не продвинулись в этом направлении?

— Оргнабор – это очень плохо! Его быть не должно! По сути — это рабство. Он ограничит права трудовых мигрантов в выборе места работы. Им будут платить низкую зарплату, по сравнению с рыночными ценами. У них будут забирать документы и держать взаперти, чтобы не убежали.

Да, верно, Россия очень страдает от нехватки мигрантов. Тормозится все на свете, цены практически на всё товары просто взлетели. Если буквально: некому разложить товар по полкам, и того человека, кто привезет этот товар в магазин тоже нет. И нет того, кто собственно этот товар произведет и упакует. Экономика от этого очень страдает.

— По пессимистическим прогнозам, коронавирус еще долго будет диктовать условия и границы будут закрыты еще долго. Как изменится рынок трудовой миграции, по вашему мнению?

— Во-первых рынок будет ждать, когда всё откроется. Во-вторых, люди начнут переориентироваться на более свободные страны. Казахстан уже открывался для трудовой миграции. Для мигрантов сейчас открыта Турция. Из-за того, что туда хлынул огромный поток трудовых мигрантов и что другие страны пока закрыты, уже упали цены на труд.

Наши люди уже есть в Украине и Белоруссии. Украинские мигранты не возвращаются из Европы, потому что понимают, что дома перспектив никаких. А их места потом занимают наши мигранты из Центральной Азии. Хотя Украина как-бы закрыта, но менее закрыта, чем Россия. Въехать в неё всё-таки можно.

Сейчас одновременно идут географическая переориентация трудовых рынков и изменения цен на труд: где-то повышается, где-то понижается.

Переориентация мигрантов на другие страны не грозит России дефицитом мигрантов. Пандемия ударила по всем странам, и возможно, что трудовых мигрантов станет ещё больше.

В Европе тоже грядут изменения: введен термин «ключевые работники». Уже есть готовый документ, по которому ключевых работников, вероятно с будущего года, начнут пропускать в страны в Европы. Ключевыми работниками называются люди низкоквалифицированного труда. Но это не оргнабор. При оргнаборе работников конкретному работодателю поставляет государственный орган, которому этих людей поставляет государственный орган другой страны.

То, что собираются ввести в Европе, несколько другая история. Запросы на ключевых работников собираются путем опроса предприятий. Эти списки вывешиваются на сайтах бирж труда Европы, так называемые голубые страницы.

Поскольку европейцы на такую работу идут редко, эти голубые страницы через некоторое время, кажется через 30 дней, становятся доступны для иностранных работников. После чего каждый человек, доказавший, что у него есть соответствующая квалификация, может получить рабочую визу и приехать. Да, имеется определенный отсев, потому что придется доказывать владение языком и навыками. Но это не рабство у одного конкретного работодателя. Ты приехал и можешь пойти на работу совсем не к тем, кто подавал заявки на работников.

Валентина Чупик подчеркивает: это не приглашение на работу: никакого вызова от приглашающего предприятия не будет. Просто эти вакансии сделают доступными для иностранцев.

— Какие настроения сейчас царят среди мигрантов?

— Настроения разные. В глубокой провинции, где рынок не восстановился, где работы нет, такие: «Я срочно уеду домой!» Но когда они приезжают в Москву, то все меняется. Раньше они отстаивали очереди в посольстве, чтобы записаться на рейс и купить билет. А потом звонили и говорили: «Апаи Валентина, как нам сдать этот билет? Мы нашли хорошую работу и ехать никуда не хотим». Так что всё зависит от экономической ситуации конкретного мигранта.

Сейчас уехать домой в основном стремятся мигранты, находящиеся в небольших городах. Крупные города, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и другие сейчас очень привлекательны для трудовых мигрантов – есть работа, высокий спрос на рабочие руки и хорошие заработки.

«У вас потрясающий посол и замечательные консулы!»

— Мигранты каких стран лучше всего защищены сейчас в Российской Федерации?

У вас сейчас идеально работающее посольство, они сейчас лучше всех других дипломатов защищают права своих граждан. Просто молиться на них надо. Честно. В этой сфере у них просто нет конкурентов. У вас потрясающий посол и замечательный состав консулов.

— Можете рассказать в чём они лучшие?

— Во-первых, в принятии 274 Указа, который продлил действие миграционных документов, есть огромная заслуга вашего посла, Имомуддина Сатторова.

3 апреля я написала петицию с просьбой продлить действие всех миграционных документов, отменить плату за патент на время пандемии, прекратить все миграционные проверки и сделать доступной для мигрантов медицинскую помощь, на равных условиях с россиянами.

И. Сатторов перевел мои жесткие требования на дипломатический язык и выступил с ними уже 6 апреля, то есть через три дня. Потом текстом моей петиции выступила спикер парламента Узбекистана. Благодаря этим усилиям и был принят этот указ. Три, из четырех требований были удовлетворены, кроме доступа к медицинской помощи. Но кто реально поднял эту волну, так это Имомуддин Сатторов.

Для справки:

Указ президента России №274 от 18 апреля 2020 года  «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Во-вторых Валентина Чупик высоко отметила вклад И. Сатторова в пресечении коррупции в посольстве. При прежнем руководстве, по её словам, деньги брали буквально за все услуги: от штампов продления до торговли новыми правами и паспортами. Также прекратили своё существование многочисленные конторы вокруг посольства, которые за деньги оказывали различные посреднические услуги.

— Большой заслугой И. Сатторова считаю прекращение многолетней унизительной практики УМВД Арбат. Они прямо у ворот забирали людей в отдел, многие из которых приехали в посольство, чтобы сообщить об утерянных документах или получить их. И за отсутствие документов их депортировали. Даже когда на руках имелись справки об утере документов. И. Сатторов обратился в ГУВД Москвы и добился прекращения этих действий.

Ещё у вас замечательный консул — Парвиз Назарзода. Он немедленно реагирует на каждое незаконное задержание мигрантов: либо звонит, либо выезжает в конкретное отделение полиции. И если выезжает, то находится там до того момента, пока не отпустят последнего задержанного.

Помните, как было много задержаний после конфликта на Теплом Стане? Мигрантов задерживали толпами. А он сумел снизить волну незаконных задержаний, заставляя досконально выполнять закон.

Юрист также рассказала, что в самый пик пандемии таджикское посольство смогло организовать среди таджикских бизнесменов ежемесячную помощь продуктами землякам в Москве и Казани.

— Успешно отстаивать права своих граждан не только можно, но и вполне возможно. Если не бояться Россию, не думать о ней только как о стратегическом партнере. Думать в первую очередь о своих гражданах, требуя к ним законного отношения.

Валентина Чупик также предостерегает трудовых мигрантов от получения платных услуг от различных людей, называющих себя правозащитниками.

— Объясните вашим людям, что правозащитник мигрантов не может брать с них деньги. А тот, кто берет деньги, не может быть правозащитником. Нужно научить мигрантов не платить за правовую помощь. Коррупция в сфере трудовой миграции держится на трусости и готовности платить.

Для справки:

Валентина Валентиновна Чупик: юрист, правозащитник. Уже много лет оказывает беплатную юридическую помощь мигрантам из 45 стран. Валентина Чупик является исполнительным директором Международной негосударственной некоммерческой организации «TONG JAHONI», а также с 1996 года проводит исследования в сфере миграции.

Организация «TONG JAHONI» помогает мигрантам в случаях незаконных задержаний полицией, невыплаты зарплаты, незаконных депортаций, незаконных отказов в оформлении документов, других ситуациях нарушения прав мигрантов. Все виды услуг для мигрантов полностью бесплатны.

Связаться с организацией можно по телефонам +79031489636 и +79268347602.

Беседовала Зульфия ГОЛУБЕВА

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь