Гость «Вечёрки» — директор Общественного Фонда «Гражданская инициатива политики Интернет» Мухаммади Ибодуллоев.
— Мухаммади, расскажите немного о себе.
— В 2000 году я окончил Таджикский Государственный Университет Коммерции как экономист, учился 2 года в Академии образовательной сети EdNet, в 2000-2008 годах преподавал в Налогово-правовом институте (ныне Институт экономики). Но теперь жизнь показала, что я больше ИТ-менеджер, чем экономист или преподаватель.
— В какой момент Вы поняли, что Вашим призванием является IT-технология?
— Информационными технологиями я занимался раньше, чем получил экономическое образование. Начал трудовую деятельность ещё до поступления в Университет и параллельно с учёбой работал. Сначала как лаборант на кафедре информатики и вычислительной техники ТТУ, затем оператором в компьютерной лаборатории Налогово-правового института. В августе 2002 года, когда ГИПИ проводил мобильные круглые столы, я познакомился с этой командой и был очень рад, когда меня приняли как своего. Именно это знакомство стало решающим в дальнейшей моей карьере. В команду меня приняли волонтёром, потом я работал ассистентом директора, руководил множеством проектов и сейчас работаю на должности директора Общественного Фонда ГИПИ.
— На каком уровне развития находится сейчас сфера IT? Есть ли какие-нибудь проблемы в отрасли, и в чём они заключаются?
— Смотря как оценивать уровень развития технологий в стране. Если говорить о технической стороне, то мы ушли очень далеко вперёд по сравнению с некоторыми странами СНГ. Но это не означает, что ничего больше не надо делать, всегда есть, над чем работать, например: развитие контента, предоставление услуг через ИКТ, доступ к возможностям ИКТ в последней миле. Проблемы есть всегда, во всех отраслях, во всём мире, и наша отрасль — тоже не исключение. Можно подчеркнуть о регулятивных нормах, о налоговых проблемах, про которые пишут СМИ, о нехватке кадров и недостаточности контента на государственном языке…
— Отчёты международных организаций свидетельствуют, что данная сфера в Таджикистане малоразвита. Например, согласно рейтингу развития ИКТ в мире, составленного экспертами Всемирного экономического форума, Таджикистан занимает 114 место из 142 государств, включённых в рейтинг. Почему так?
— Дело в том, что многие отчёты берут статистику из официальных источников, они не обращают внимания на исследования, которые проводятся внутри стран, отсюда и некоторые расхождения. Например, согласно отчётам Международного союза электросвязи количество пользователей Интернетом в Таджикистане составляет около 700 тысяч, но, согласно отчёту Службы связи страны и независимым исследованиям, эта цифра с учётом пользователей Интернетом через мобильные устройства достигает 1,8 млн. Данные исследования рассматривают развитие всесторонне. Тот же самый индекс, о котором мы говорим, измеряет уровень развития ИКТ по 53 параметрам, поэтому получается где-то больше и где-то меньше развития. А вообще, я думаю, что на развитие надо смотреть со всех сторон, включая такие аспекты как регулятивные нормы, контент на государственном языке и услуги через ИКТ. Согласно исследованию электронной готовности Таджикистана на 2010 год, чуть больше 10% информации пользователи Таджикистана получают внутри страны, а всё остальное получают вне страны. Это говорит о том, что необходимо в таджикистанском сегменте Интернета развивать контент на государственном языке.
— Нам известно, что ГИПИ является одним из разработчиков сайта «Мо метавонем!». Расскажите об этом проекте.
— Действительно, ГИПИ является основным разработчиком сайта www.mometavonem.tj. У нас была идея показать на практике элементы электронного правительства, которое способно повысить качество предоставления государственных услуг, улучшить взаимодействие граждан с государственными органами, помочь службам и администрации города получать своевременные и достоверные отчёты для дальнейшего анализа. Отсюда и родилась идея данного проекта. Самое главное в этом проекте — надёжный партнёр в лице властей города Душанбе, которые доверились нам и согласились совместно реализовать данную идею. До запуска сайта мы работали год, за это время мы адаптировали и писали недостающие части системы, интегрировали и тестировали.
Для того чтобы на карте была достоверная информация, наши волонтёры ходили по каждому микрорайону и расписывали номера каждого дома и названия каждой улицы. Теперь данную карту можно использовать не только на нашем сайте, но и в любом другом проекте. Сайт сейчас работает на платформе Ushahidi, который использует эти онлайн- карты.
— Оправдались ли Ваши ожидания от этого проекта?
— Да, действительно, наши ожидания оправдались. Стоит отметить, что большая часть успеха зависела от партнёрства сторон, которое в проекте чувствуется. Благодаря таким партнёрам как хукумат города Душанбе и коммунальные службы города, услуги данного сайта работают. Теперь каждый гражданин имеет возможность информировать службы о коммунальных проблемах, отправив СМС, позвонив, написав электронное письмо и заполнив форму на самом сайте. Теперь на этот сайт пишут не только жители города Душанбе, но и РРП и Хатлонской области, которые не относятся к городу Душанбе и решение их проблем не входит в компетенцию городских служб.
— Проводило ли уже ГИПИ анализ первых месяцев работы этого сайта?
— Сайт полноценно работает с 1 февраля, и за эти 2 месяца было получено более 800 сообщений, из которых нашли своё решение около 600 обращений. Люди в основном пишут о проблемах с обеспечением горячей водой, теплом, газом, электричеством, санитарного состояния города, качества обслуживания пассажирского транспорта. Мы проанализировали все сообщения за этот период и определили время реагирования, начиная от получения сообщения до решения проблемы. Согласно нашим анализам, это занимает от 30 секунд на мелкие проблемы и до 9 часов на сложные проблемы. Выяснилось, что среднее время решения проблем составляет примерно 2 часа. Основной пик обращений пришёлся на 19-20 марта, когда были обильные снегопады в городе.
— Может, Вам известны ещё аналогичные проекты по стране? Планирует ли ГИПИ внедрять (продвигать) такие проекты в других городах?
Именно такого проекта по всей стране ещё нет. Есть другие проекты, которые направлены на взаимодействие граждан с государственными органами, такие как Общественная приёмная на сайте www.khujand.tj, поиск работы на сайте www.kor.tj и www.dastrasi.tj. Также есть сайты и электронная почта государственных органов, через которые можно связаться с руководителями.
— Разговоры о создании электронного правительства в Таджикистане идут на протяжении нескольких лет. Однако, кажется, что данная инициатива топчется на месте и нет никаких продвижений. Сайты некоторых государственных органов не обновляются месяцами. В чём причина?
— Я бы не сказал, что всё заканчивается разговорами и топчется на одном месте, практические результаты тоже есть. О нескольких примерах мы упомянули, также можно говорить о Единых окнах, о единой Государственной сети передачи данных, которые работают. Что касается сайтов некоторых государственных органов — на самом деле существует такая проблема. Мы ожидали некоторых изменений после появления Постановления правительства РТ №166 от 1.04.2011 «Порядок единых требований для сайтов и локально-вычислительных сетей государственных органов управления», но мы ещё не проводили детальный анализ сайтов государственных органов и поэтому делать выводы ещё рано. Я думаю, некоторые чиновники всё ещё видят в Интернете угрозу и не ощущают выгоду от технологий. Они ещё не нашли ключевую точку и не осознали, насколько технологии облегчают их труд. Мы говорим не обо всех. Некоторые активно используют, например, Налоговый комитет, Министерство иностранных дел, администрация города Душанбе. Через Интернет можно получить необходимые документы с их сайтов, в том числе анкеты для заполнения, и нет необходимости ходить за ними в эти учреждения.
— Мухаммади, хотелось бы поговорить немного о развитии мобильного Интернета в Таджикистане. Почему это направление у нас, мягко говоря, хромает? Ведь от доступа к качественному доступу мобильного Интернета зависит и развитие отрасли. Не кажется ли Вам, что мобильные операторы не заинтересованы в развитии этой услуги?
— В таких горных странах, как Таджикистан мобильный Интернет действительно мог бы решить многие проблемы, и на самом деле качество здесь играет немаловажную роль. Я не могу судить о качестве мобильного Интернета, потому что сам им не пользуюсь, но оно, наверное, зависит от каждого оператора в отдельности. Сейчас 60% пользователей используют мобильные технологии для выхода в Интернет, и конкуренция здесь очень высокая. С появлением новых технологий операторам будет ещё труднее удерживать своих клиентов, и если оператор не будет задумываться над качеством предоставляемых услуг, то он просто потеряет свою долю рынка.
— Что бы Вы хотели сказать, о чём не спросили мы?
— Сказать всегда есть что, но, думаю, у нас всегда есть время и возможность поговорить о тех или иных проблемах. Мир вашему дому. Спасибо.
«Вечёрка»