Обострившиеся отношения между Таджикистаном и Узбекистаном были в центре внимания средств массовой информации всю минувшую неделю.
ПОЗИЦИЯ УЗБЕКИСТАНА
Отношения двух соседних стран вошли в новую фазу обострения после того, как была прекращена поставка природного газа из Узбекистана в Таджикистан.
Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев направил ответ на письмо таджикского коллеги Акила Акилова от 30 марта 2012 года. Суть и содержание письма узбекского премьера публикуется на официальном сайте Министерства иностранных дел Узбекистана.
Мирзиёев поясняет, что выход Узбекистана из Объединённой энергетической системы Центральной Азии связан с недееспособностью, отсутствием реальных механизмов нормального управления этой системы, приводящих к угрозе техногенных аварий. Кроме того, он обвинил Таджикистан в регулярных несанкционированных отборах электроэнергии Таджикистаном у соседних стран.
По его словам, Узбекистан обеспечивал и продолжает обеспечивать по сети своих железных дорог бесперебойный транзит таджикских грузов. Вынужденная остановка на короткое время транзита грузов на железнодорожной ветке Галаба-Амузанг была связана с известными «трагическими событиями, имевшими место в ноябре 2011 года». Напомним, что тогда, по версии узбекских властей, имел место террористический акт, в результате которого разрушены опоры моста.
Кроме того, Мирзиёев отмечает, что полная изношенность железнодорожного полотна, построенного более чем 50 лет назад, не позволяет использовать пропускную способность дороги более чем на 10%.
«Несмотря на эти обстоятельства, все грузы назначением на Хатлонский участок Таджикской железной дороги беспрепятственно передаются на другие участки железной дороги Таджикистана через межгосударственный стыковой пункт Кудукли», — подчёркивает он.
Относительно роста тарифов узбекский премьер подчеркнул, что это вынужденная и ответная мера для железнодорожной администрации Узбекистана, так как железнодорожная администрация Таджикистана ГУП «Рохи охани Тоджикистон» за короткое время в разы увеличила тарифы, а именно, в 2011 году — в 3 раза, в 2012 году – на 40%.
При этом за аналогичный период со стороны ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» соответственно рост составил лишь 30% и 32%.
Относительно поставок природного газа он пояснил, что «Узтрансгаз» полностью выполнил свои предусмотренные на текущий год гарантированные контрактные поставки в размере 45 млн. кубометров природного газа перед ОАО «Таджиктрансгаз», и данный вопрос является предметом взаимодействия хозяйствующих субъектов, как это принято в международной практике.
«Таджикской стороне должно быть хорошо известно, что в связи с функционированием туркменской и узбекской газопроводной системы отдельно друг от друга транзит туркменского газа через территорию Узбекистана не представляется возможным», — добавил он.
Касаясь минирования границы, Мирзиёев добавил, что «в период острой фазы гражданской войны в Таджикистане в 1992-1996 г.г. правоохранительные органы Узбекистана были вынуждены провести минирование (притом на территории Республики Узбекистан) на отдельных высокогорных участках госграницы высотой не менее3,5 км, где возникла опасность просачивания бандформирований, а также бесконтрольного потока наркотрафика на территорию Узбекистана, а нормальное сообщение осуществляется через согласованные пограничные участки перехода, и это не вызывает никаких нареканий с обеих сторон».
ПОЗИЦИЯ ТАДЖИКИСТАНА
Несмотря на то, что текст письма Мирзиёева опубликован на официальном сайте внешнеполитического ведомства Узбекистана, в администрации Акилова заявляют, что пока не получали официального ответа узбекского премьера.
В период с 30 марта по 5 апреля эпизодически позиция Таджикистана была представлена в Вене, Москве и Бишкеке. Именно таджикские дипмиссии распространили пресс-релизы и провели брифинги по вопросу обострения отношений с Узбекистаном.
По мнению дипломатов, односторонние действия властей Узбекистана подтверждают предположения необъявленной и перманентной экономической блокады Таджикистана, направленной на дестабилизацию социально-политической обстановки в республике. Они отмечают, что «руководство Узбекистана продолжает курс на конфронтацию и использование экономических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов давления в целях принуждения руководства Таджикистана к принятию выгодных им решений».
«С 17 ноября 2011 года по настоящее время узбекская сторона, ссылаясь на разрушение железнодорожного моста на перегоне «Галаба-Амузанг», якобы по причине «теракта», блокировала транзит железнодорожных составов с грузами, предназначенными для нужд населения южных областей Республики Таджикистан, тем самым в разгар зимних холодов и начала посевной компании, оставив жителей указанных областей без товаров народного потребления, ГСМ, включая больницы, школы и иные социальные объекты, — подчёркивается в пресс-релизе. — С 1 апреля полностью прекращены поставки газа в Республику Таджикистан, ссылаясь на надуманную причину об увеличении своих поставок в Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику, усугубляя тем самым и без того напряжённую ситуацию с обеспечением населения и промышленных объектов Таджикистана природным газом».
Кроме того, в Душанбе утверждают, что узбекская сторона под надуманными предлогами уже несколько лет полностью запрещает транзит туркменской электроэнергии через свою территорию в Таджикистан.
«На протяжении ряда последних лет узбекская сторона, используя надуманные и необоснованные предлоги, всячески пытается препятствовать развитию этой жизненно важной отрасли экономики Таджикистана. Притом, что сам Узбекистан, в нарушение международного права, без каких либо консультаций с соседними странами, входящими в бассейн Аральского моря, построил на своей территории десятки водохранилищ, которые позволяют ему концентрировать значительные объёмы стока Амударьи и Сырдарьи, усугубляя тем самым и без того бедственное положение Арала», — отмечается в заявлении.
Дипломаты также считают, что серьёзные проблемы, под предлогом защиты окружающей среды, создают узбекские власти и в работе стратегически важного объекта экономики Таджикистана – алюминиевого завода ГУП TALCO, сопровождающиеся заказной информационной кампанией и серией инспирированных протестных выступлений населения узбекских приграничных районов.
Нерешёнными долгие годы остаются и вопросы делимитации и демаркации таджикско-узбекской границы по её оставшимся спорным участкам. «Узбекская сторона вопреки всем международным нормам и без достаточных на то оснований ультимативно требует передачи в её собственность участка границы «Фархадская плотина» с соответствующей территорией, что означает не что иное, как попытку аннексировать территорию суверенного Таджикистана. Ещё одной серьёзной проблемой межгосударственных отношений продолжает оставаться вопрос о разминировании 54-х участков совместной границы, на которых до настоящего времени остаются установленные узбекской стороной мины, представляющие реальную угрозу жизни и здоровью граждан обеих государств. Указанные минные поля были заложены в 1999 году без уведомления таджикской стороны и учёта незавершившихся совместных делимитационно-демаркационных работ. Более того, эти минные поля не ограждены, не маркированы и представляют большую опасность для жизни и здоровья приграничных жителей обеих государств. За этот период на этих минных полях только из числа граждан Таджикистана погибли более 100 мирных граждан, 93 человека получили тяжёлые увечья, более половины из них — дети», — заключается в заявлении.
ПРОБЛЕМЫ РАЗРЕШИМЫ
Эксперты считают, что разногласия между двумя странами разрешимы при условии, если за стол переговоров сядут руководители двух государств, так как несмотря на разделяющие границы, народы двух стран не питают друг к другу неприязни.
Другие же считают, что не стоит ждать милости со стороны властей Узбекистана, и правительству Таджикистана стоит подумать над альтернативными путями выхода из сложившейся ситуации. В частности, в интервью «Авесте» эксперт по политическим вопросам Абдугани Мамадазимов выступает за продолжение переговорного процесса с Узбекистаном, однако, по его мнению, наряду с этим необходимо начать реализацию проектов регионального значения.
«Безусловно, на решение этих задач потребуется время, но начать всё-таки нужно, не надеясь на «авось». Кроме того, необходимо приложить максимум усилий для реализации проекта по строительству железной дороги Кашгар-Герат. Боле того, нужно начать мониторинг деятельности компаний, занимающихся добычей нефтегазовых ресурсов внутри республики, оказать им всяческую помощь, чтобы обеспечить внутреннюю потребность своими ресурсами, — считает эксперт по политическим вопросам Абдугани Мамадазимов. — Если не решить эти задачи, то ухудшится и без того тяжёлое положение национальной экономики, что отрицательно повлияет на социальное положение, в котором находится население страны, что в конечном итоге может привести к политическому катаклизму».
Ё