Среди исследователей территории Таджикистана XIX – нач. XX вв. найдётся немало людей с интересной, яркой судьбой, много сделавших как на поприще науки, так и в других областях. К их категории относится и Андрей Евгеньевич Снесарев — офицер и генерал старой русской армии, позднее видный советский военачальник, учёный-востоковед, публицист.
От Петербурга до Индии
В 1888г., когда Андрей Евгеньевич избирает военную карьеру, за его плечами уже блестяще оконченный математический факультет Московского университета и Московская консерватория. После окончания пехотного училища семь лет службы в полку и снова учёба — в Академии Генерального штаба. В этом высшем военном учебном заведении офицеры получали разностороннюю подготовку как в различных военных науках, так и в географии, топографии, астрономии, математике, истории, иностранных языках. О тщательности отбора в Академию Генерального штаба и трудности учёбы в ней говорит тот факт, что примерно из трёхсот поступивших туда абитуриентов всего пятьдесят-шестьдесят завершали полный курс.
В 1899г. А.Е.Снесарев блестяще окончил основной и дополнительные курсы Академии Генерального штаба и за отличие в учёбе был произведён в штабс-капитаны. Тогда же он получил назначение в Туркестанский военный округ. Так началось его знакомство с Востоком и становление как учёного-востоковеда.
Командование округа командирует молодого способного офицера в Индию, бывшую в то время английской колонией. Эта командировка, продолжавшаяся около года, дала ему возможность не только познакомиться с военно-политической обстановкой в стране, но и собрать огромный материал по её географии, истории и этнографии. Личные наблюдения были дополнены серьёзной работой в знаменитой библиотеке Британского музея в Лондоне. А.Е.Снесаревым были подготовлены по результатам командировки три монографии. О ценности его индологических трудов говорит и то, что Институт востоковедения АН СССР нашёл нужным уже в наше время, в 1981г., издать вторую часть последней из упомянутых работ – «Этнографическая Индия», подготовленной, но не изданной автором в двадцатых годах.
Востоковед в форме пограничника
В июле 1902г. А.Е.Снесарева назначают начальником Памирского отряда. Это было, без сомнения, свидетельством его блестящих способностей и того вклада, который он внёс в изучение военно-политической обстановки на Среднем Востоке.
Годы командования Памирским отрядом стали для Андрея Евгеньевича временем самого напряжённого изучения территории Таджикистана. В том же, 1902 г. в газете «Туркестанские ведомости» выходит его научная статья «Великий Памирский путь в средние века», где он анализирует социально-экономическую историю припамирских государств в связи с прохождением по их территории Великого шёлкового пути. Тогда же в «Туркестанских ведомостях» выходит статья «Зима на Памире», вместе с несколькими, напечатанными в следующем году заметками под одинаковым названием «Вести с Памира», они представили читателям самой популярной и крупной в то время газеты Туркестанского края яркую картину малоисследованной территории.
К периоду пребывания А.Е.Снесарева на Памире относится появление ряда интересных научных работ по истории и военной географии. Молодого образованного офицера очень привлекали проблемы истории и этнографии Памира и Бадахшана. Живой интерес к Востоку, возможность для постоянной языковой практики и большие лингвистические способности позволили ему в короткий срок овладеть таджикским, хинди, урду, пушту, узбекским и шестью другими восточными языками. Служба на Памире предоставила ему великолепную возможность познакомиться с жизнью и бытом таджиков и памирских киргизов, изучить историю и философию исмаилизма.
В 1903г. он выступает на заседании Туркестанского отдела Русского географического общества с докладом «Религия и обычаи горцев Западного Памира». Позднее доклад был опубликован в нескольких номерах газеты «Туркестанские ведомости». Работа была отмечена учёными-востоковедами Туркестана как ценный вклад в изучение народов Среднего Востока. Вскоре А.Е.Снесарев вновь выступает в Русском географическом обществе с докладом «О Болоре», раскрывая в нём одну из укоренившихся географических ошибок в изучении высокогорий Центральной Азии.
Одной из самых интересных и ценных работ, созданных в этот период, становится военно-географический обзор «Восточная Бухара», составленный А.Е.Снесаревым по результатам исследовательских поездок по территории нынешнего центрального и южного Таджикистана. Наряду с подробнейшим описанием рельефа местности, водных преград, путей сообщения, климата и растительности края автор приводит обширные данные по экономике, этнографии и религии населения Таджикистана. Эта часть работы А.Е.Снесарева ставит её на один уровень с лучшими общественно-научными исследованиями края конца XIX – нач. ХХ вв.
К «памирскому» периоду жизни Андрея Евгеньевича относится ещё одно знаменательное событие в его жизни. Добравшись до Оша в одной из своих экспедиций, он был поражён, встретив в этом «медвежьем углу империи» обаятельную и образованную девушку – дочь офицера-пограничника В.Н.Зайцева, долгие годы бывшего начальником Хорогского поста. Трудно представить себе, как по тем трудным, чисто военным дорогам было доставлено в дом Зайцевых пианино!
Этой женщине было суждено пройти с ним длинный жизненный путь, полный испытаний и трудностей. Евгения Васильевна пережила своего мужа и в трудные предвоенные и военные годы на её плечи легли нелёгкие заботы о большой семье, где даже старшие дети ещё далеко не были взрослыми. И во всей её жизни сказались то воспитание, та «памирская закваска», которую девушка получила в семье.
Но «памирский этап» в жизни А.В. Снесарева подошёл к концу. В сентябре 1904г. его вызывают в столицу, где он продолжает службу в Генеральном штабе в Петербурге.
Одновременно со службой А.Е.Снесарев преподаёт военную географию в юнкерских училищах, выступает с докладами в Обществе ревнителей военных знаний, продолжает издавать востоковедческие работы по Индии, Восточной Бухаре, Афганистану. Современники вспоминают, что после слушания лекций Андрея Евгеньевича лучшие выпускники, имевшие льготы в выборе «вакансий» службы брали их … в Кушку, чем приводили в изумление командование училища! Блестящий знаток языков, Андрей Евгеньевич в этот период активно занимается переводами книг английских авторов, посвящённых Среднему Востоку. В его переводе из печати выходят «Созидание границ» А.Дюранда, «Кафиры Гиндкуша» Дж.Робертсона, «Военно-географический очерк Британского Белуджистана».
Пламя войн и революций
С первых же дней Первой мировой войны Андрей Евгеньевич Снесарев принял участие в боевых действиях, сначала на должности начальника штаба 2-й сводной казачьей дивизии, затем командиром полка и бригадой 34-й пехотной дивизии в составе 8-й армии под командованием известного русского полководца Брусилова.
1917г. А.Е.Снесарев встретил уже генерал-лейтенантом. Он был одним из первых полководцев старой русской армии, перешедших на сторону Советской власти. Ему сразу же было поручено решение важной военно-стратегической задачи — создание системы обороны на западном направлении страны, развалившийся фронт и деморализованная армия — вот и все «стройматериалы», оказавшиеся в его распоряжении для противостояния как мощной немецкой военной машине, так и быстро набирающим силу воинским формированиям Белой армии. В 1918г. А.Е.Снесарев участвует в обороне г.Царицына.
В 1919г. А.Е.Снесарев назначается начальником Академии Генерального штаба Красной Армии – «главной кузницы» командных кадров молодой советской страны. Здесь, помимо огромной административной работы, Снесарев находит время для чтения страноведческих лекций на восточном отделении Академии. Главные темы его курсов: Средняя Азия (Туркестан), Афганистан, Британская Индия.
Его лекции по Афганистану, изданные в 1921г., включили в себя все многообразные сведения о стране — от её истории до этнографических особенностей племён и народов её населяющих, а также военно-стратегические характеристики каждого заметного населённого пункта, и стали на долгие годы «библией» всех советских востоковедов.
Научные работы А.Е.Снесарева были и остаются ценнейшим наследием российского и советского востоковедения до настоящего времени, а судьба этого русского офицера – примером беззаветного служения Родине.
Виктор ДУБОВИЦКИЙ,
доктор исторических наук