Между двух империй

0

Давно известная истина: что плохо лежит, то привлекает алчные взгляды! Во второй половине 1883г. эмир Афганистана Абдурахман-хан, присоединив к пуштунскому государству территории на левобережье Пянджа и Амударьи, населённые таджиками, узбеками, туркменами, вторгся в независимые Шугнан и Рушан. Понимая, что за этой акцией стоит Лондон, МИД России передал послу Великобритании ноту, в которой предупреждал, что вторжение афганцев в Горный Бадахшан может вызвать «прискорбные последствия…».

 

«Ничейная» земля?

Сначала на запрос Петербурга туманный Альбион попытался отмолчаться: англичанам, которые в этот момент были заняты борьбой с пуштунскими племенами на границе Индии, было выгодно отвлечение афганцев «делами Шугнана». На повторный запрос русского МИДа англичане вначале лицемерно ответили, что они «как нельзя более расположены поддержанию спокойствия на шугнано-дарвазской границе», а затем и вовсе усомнились в том, что Рушан, Шугнан и Вахан… самостоятельные княжества! По мнению Великобритании, они… ещё с 1872г. являлись афганской территорией!

Вскоре за Шугнаном и Рушаном афганцы вторглись и в Вахан. Его правитель, Шо Али-Мардон, заранее узнав о готовящемся вторжении, созвал в центре княжества – Калае-Пяндже, совещание родовых сторейшин. На нём было принято решение бежать из страны всем жителям, поскольку отразить нападение не было сил. Так начался  исход ваханцев с родины. Решено было собрать все население в местечке Ак-Таш, откуда оно должно быть распределено по разным местностям. Сам Шо-Али_Мардон временно поселился в Ташкургане (нынешний Синьцзян), а затем в независимом княжестве Чатрал, откуда обратился с письменной просьбой к русскому правительству о разрешении ему поселиться в России.

Осенью 1883г. в Шугнане вспыхнуло восстание против оккупантов, вводивших непосильные налоги, а так же, как значилось в документах, «употреблявших людей для работ вместо лошадей и ишаков при доставке провианта». Восставшие, перебив наиболее жестоких сборщиков налогов, бежали в Шугнан, где, заблокировав труднодоступные перевалы, послали за помощью в Бухару и Туркестанское генерал-губернаторство. В письме говорилось, что «жители зимой бросили свои дома и скитаются по горам. Единственное спасение они находят в лице Белого царя и прибегают к его покровительству и защите».

Предыдущие девятнадцать лет показали, что русские  военные, в том случае, когда их не «хватали за руки из Петербурга», всегда с готовностью оказывали помощь местным жителям, обратившимся к ним за помощью. Однако из Главного штаба поступило «высочайшее повеление» отклонить просьбу шугнанцев о принятии их в подданство России и ограничиться обещанием, что «мы употребим наше нравственное содействие в видах обеспечения их от притеснения».

 

На грани выживания

Жизнь таджиков Горного Бадахшана в период афганской оккупации можно описать только в самых мрачных тонах, способных обрисовать существование в рабстве: поборы, доводящие до голодной смерти, продажа в рабство в Афганистан целыми  семьями; ежедневные насилия и убийства на всей территории от Язгулема до Вахана…

Так продолжалось до 1888г., когда в Северном Афганистане поднял мятеж тамошний наместник, двоюродный брат эмира Абдурахман-хана, Исхак-хан. Преданные эмиру войска бежали из Вахана и Шугнана, что дало проблеск надежды их жителям. Из Чатрала в Вахан вернулся Шо-Али-Мардон. Его сопровождали двести воинов из Чатрала и столько же из Канжута, маленького княжества на южных склонах Гиндукуша.

Понимая, что рано или поздно распри в Афганистане кончатся и тогда следует снова ожидать вторжения захватчиков, жители Шугнана прислали в Новый Маргелан (Фергану) посольство с просьбой прислать хотя бы символический отряд русских войск!

Уже осенью 1888г. афганцы снова вторглись в Вахан, и как отмечалось в одном из русских военных донесений: «Шо-Али-Мардон, сознавая невозможность успешной борьбы с эмиром Абурахман-ханом и не желая подвергать свою родину всем ужасам азиатской войны, очистил Вахан по первому письменному требованию афганского владыки и ушёл обратно в Чатрал».

Однако правитель Шугнана и Рушана Сеид Акбаршо начал готовиться к отчаянной, почти безнадёжной обороне. В мае 1889г. он с небольшими силами отбил у афганцев Ишкашим и Зебак. Узнав об этом,  афганский эмир выслал на Памир войска численностью в 4000 человек при 8 орудиях, отбившие захваченные восставшими населённые пункты. Другой отряд, численностью в 2000 человек при 4 орудиях занял Горан.

О том, как развернулись дальнейшие события, скупо повествуют донесения полковника Б.Л. Громбчевского, совершившего  в этот период научную экспедицию на Памир: «Афганский командующий разослал массу прокламаций к населению Шугнана, обещая полное помилование, но требуя выдачи Сеида Акбаршо непременно живым. Население не попалось на удочку, и по мере приближения афганцев началось поголовное переселение: сначала на правый берег Пянджа, а затем и дальше – вверх по реке Гунт. Около двух тысяч семейств направило стариков, жён, детей, а также скот и имущество к озеру Яшиль-Куль, намереваясь перейти в пределы России, частью же расселиться в китайском Сарыколе, населённом преимущественно выходцами из Шугнана».

Однако повстанцев подвело предательство: известный памирский разбойник Сахиб Назар, издавна грабивший караваны в верховьях Гунта и Шахдары и явно не обладавший моралью Робин Гуда, вошёл в сговор с афганцами и провёл в верховьях этих рек кавалерийский отряд в 50-60 всадников. Отряд этот, вместе с шайкой Сахиб-Назара, заняв узкое ущелье реки Бартанг близ рушанского селения Орошор, стал поджидать отступающие войска Сеида Акбаршо. «По пути к Орошору, — продолжает Б.Л.Громбчевский, — афганский отряд наткнулся на партию беглецов, следовавших к озеру Яшиль-Куль, и расправился с ними с неслыханной жестокостью. Женщины изнасилованы на глазах отцов и мужей, дети бросались в пылающие костры, а затем вся партия подверглась поголовному избиению».

«Надо отдать должное Саиду Акбаршо, — сообщает дальше Б.Л.Громбчевский, — что в эти трудные минуты он не растерялся. Предприняв целый ряд партизанских набегов на расползавшиеся по правому берегу афганские отряды, он вместе с тем деятельно переправлял семейства беженцев через перевал Акбаи-Ду в долину Язгулема. Набеги производились по всему побережью, но особенно удачны были под селениями Юмг и Шидвуч, где небольшие афганские отряды в 50-70 человек были уничтожены совершенно. Нападения эти навели такой ужас на афганцев, что те не рисковали удаляться на пушечный выстрел от Кала-и-Бар-Пянджа и терпели большую нужду в продовольствии и в фураже для лошадей».

В августе-сентябре 1889г. борьба против афганцев достигла апогея.  Афганцы штурмом взяли Кала-и-Вамар, где погибли свыше двухсот его защитников. Преследуя отступающих шугнанцев близ кишлака Сарез, афганцы догнали свыше 1500 семей беженцев, частью их перебили, а частью угнали в рабство. Тщетны оказались и попытки населения Шугнана укрыться в Китае: встретившие их на Аличуре китайские войска беспощадно прогнали их обратно к Пянджу, где те попали в рабство. Всего в кровавых событиях 1889г. погибло несколько десятков тысяч жителей Шугнана.

Но вновь Генеральный штаб и МИД в Петербурге высказались против активного вмешательства в дела Горного Бадахшана, и после ожесточённой, но непродолжительной борьбы афганцы в третий раз заняли Шугнан, Рушан и Горан. Начались казни. Население было обложено огромной контрибуцией, в том числе и «живым товаром»: около тысячи мальчиков и девочек было отправлено в Кабул в гаремы, сотни молодых шугнанок были розданы афганским солдатам…

Несколько сот семей шугнанцев и рушанцев сумели бежать на территорию Туркестанского генерал-губернаторства.

Великобритания могла быть довольна: Горный Бадахшан, являясь инородным телом для Афганистана, на протяжении 80-х годов XIXв. исправно отвлекал внимание и силы этой страны от «пуштунской проблемы»  в районе Пешавара, которую англичане решали в свою пользу, проводя здесь пресловутую «линию Дюранда».

Долгие четыре года предстояло ещё населению Памира и Горного Бадахшана оставаться под гнётом озверевших оккупантов, но развязка трагедии на «Крыше мира» была близка!

Виктор ДУБОВИЦКИЙ,

доктор исторических наук

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь