Россия для мигрантов: дом или кормушка?

0

10 миллионов иностранцев проживает в России в статусе мигрантов. Или вообще без статуса. Как только что сообщил глава Федеральной миграционной службы РФ Константин Ромодановский, свыше 3,5 миллиона человек находятся в стране нелегально.

Среди трудовых мигрантов, самоотверженно трудящихся на просторах нашей необъятной Родины, можно встретить кого угодно: от украинца до африканца. Ни для кого не секрет, что россиян пугает постоянно растущее число не похожих на нас лиц. И это объяснимо. Ведь еще не до конца понятно, станут ли мигранты той самой «свежей кровью», которая оживит демографическую и экономическую ситуацию в стране, или Россия обречена быть полигоном для выживания низкоквалифицированных работников со всех городов и весей.

 Откуда и куда они едут

Одними из самых многочисленных наших «гостей» в последнее время стали киргизы. Ежегодно из Киргизии с целью трудоустройства выезжает от 5 до 20 процентов экономически активной части населения. В общей сложности к нынешнему году миграционный отток составил 1миллион 900 тысяч человек. Причем наиболее активно мигрируют из Чуйской области (20 человек на 10 тысяч жителей), а также из Бишкека и Таласской области (по 11 человек на 10 тысяч жителей). В основном киргизы едут в Москву и крупные российские города – Екатеринбург, Новосибирск, Самару.

Из Узбекистана по официальной статистике в общей сложности выехало около 2 миллионов человек. Но считается, что реальная цифра почти втрое превышает статданные. Узбеки предпочитают оседать, помимо столичных городов, в прилегающих областях, а также в Воронеже, Калуге и на Дальнем Востоке.

В Таджикистане нет единой системы учета граждан, уезжающих на заработки. Поэтому цифры, как официальные, так и неофициальные, весьма приблизительны. Известно, что таджикская миграция делится на зимнюю и летнюю. Летом таджики летят на заработки, зимой – по большей части возвращаются в родные «гнезда». Считают трудовых мигрантов по-разному: Миграционная служба Таджикистана убеждена, что из страны уехало около 750 тыс. человек. У ФМС России другие данные – 1 млн. 200 тыс. Неофициальные источники говорят чуть ли не о 2-х млн.

Молдаване по численности не отстают от таджиков. И хотя по официальным  данным из Молдавии выехало якобы не более 300-450 тыс. человек, в действительности молдавские мигранты давно превысили цифру в один миллион.  Правда, тут есть нюанс: граждане Молдовы предпочитают в основном Западную Европу. В топе стран пребывания для них — Италия, Испания, Португалия, Франция, Греция. В Россию тоже едут. И тут уж отдают предпочтение Москве,  Санкт-Петербургу, а также столице будущей Олимпиады – Сочи и нефтяным столицам РФ – Тюмени и Ханты-Мансийску.

 Кто и как зарабатывает

По сообщениям национальных СМИ, среди жителей стран Содружества весьма сильны эмиграционные настроения. В некоторых странах им подвержены до 90% населения. Как утверждают эксперты Института социологии Украины, всего лишь 14,9% жителей Украины готовы поверить в то, что жизнь вскоре изменится к лучшему. Более половины взрослого населения ряда стран Центральной Азии всерьез озабочено поиском лучшей доли за рубежом, до 48% из трудоустроенных специалистов в странах Южного Кавказа заявляют, что готовы покинуть родину ради заработков. Именно социальный пессимизм в сочетании с экономическими неурядицами выталкивает людей из-под родного крова. При этом, несмотря на желание большинства респондентов оказаться в Канаде, США, Европе или в  благополучных странах Востока,  их миграционные и трудовые планы, как показывает практика, чаще реализуются в географических границах соседней России.

Причем многие, особенно выходцы из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, едут фактически в слепую, не представляя, как и где будут работать и жить.

Киргизы большей частью заняты в ЖКХ – работают дворниками, уборщиками. Еще одна сугубо киргизская ниша – официанты в суши-барах. Здесь не последнюю роль играет внешнее сходство с японцами. Стоит заметить, что между Россией и Киргизией существует ряд договоренностей, призванных, с одной стороны, обеспечить Россию именно квалифицированной рабочей силой, а с другой — дать гастарбайтерам хоть какую-то стабильность и уверенность в завтрашнем дне. К примеру, в рамках проекта, реализуемого при поддержке фонда «Русский мир», на базе профессионального лицея в Бишкеке все желающие могут не только усовершенствовать русский язык, но и получить профессию электросварщика или электромонтера. Правда, на сегодняшний день обучено только 98 человек. Цифра, мягко говоря, не серьезная.

Узбеки тоже пытаются сделать мир чище – работают дворниками. Их используют и как подсобных рабочих. Затем в негласном рейтинге востребованности узбеков идут строительные и сельскохозяйственные специальности.

Таджики, по последним  данным социологических исследований,  проведенным Центром стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан,  в большинстве своем задействованы на строительных работах (73%). Остальные занимаются торговлей или сельским хозяйством.

Широко известны в каждом уголке России строители-молдоване. Так, согласно исследованиям Института социологии РАН, до 40% мигрантов из Молдавии трудятся в строительстве, в сфере торговли – 27, коммунальных услуг – до 10 процентов.

Зарабатывают тоже все по-разному. К примеру, гастарбайтеры из Киргизии

в среднем зарабатывают в Москве от 11 850 руб. до 13 900 руб. в месяц. Деньги вроде бы небольшие, тем не менее, и они вкупе способны поддерживать киргизскую экономику. Так, по оценкам аналитиков, денежные переводы от трудовых мигрантов составляют как минимум треть бюджета Киргизии (примерно 1,5 млрд долларов).

Узбеки, судя по всему, трудятся более продуктивно, так как их средний заработок по расчетам специалистов составляет ежемесячно от 400 до 1000 долларов. В целом денежных переводов на родину приходит на сумму 4 млрд долларов.

Таджики отправляют домой немногим меньше узбеков: около 3,6 млрд долларов в год. При этом тенденция такова, что каждый год общая сумма таких «вливаний» увеличивается примерно на миллиард долларов.

Сколько зарабатывают и отправляют домой молдаване, видимо, большой секрет. По данным Министерства иностранных дел и европейской интеграции Молдавии (МИДЕИ), зарплата зависит от региона, а также от отдаленности от центра региона. МИДЕИ приводит лишь пример заработной платы дворника: в Москве – 20-25 тыс. рублей в месяц, на периферии – не более 15 тысяч.

В любом случае, даже при примерном подсчете общая сумма утекающих из России, пусть и честно заработанных средств, колоссальна.

Справедливости ради нужно отметить, что трудовые мигранты, зарабатывая свои «кровные», живут, как правило, в нечеловеческих условиях, не всегда могут вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и зачастую становятся жертвами недобропорядочных работодателей.

Самочувствие россиян

Все опросы последнего времени показывают, что доля россиян, которые  готовы поддержать слоган «Россия для русских!» возрастает. Причем, по мнению заведующего сектором изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН Владимира Мукомеля, в большинстве случаев россияне не могут четко объяснить, почему недолюбливают мигрантов. При этом, отмечает эксперт, респонденты, которые непосредственно контактировали с гастарбайтерами, нанимая их для ремонта, в качестве сиделки или домработницы, относятся к ним достаточно позитивно.

Восприятие приезжих у россиян весьма своеобразное. Общим местом уже стала фраза «понаехали». Прежде она не имела конкретного адресата. Сегодня раздражение вызывают приезжие из вполне определенных регионов.

Это заметно сказалось на результатах недавнего социологического опроса, проведенного Фондом Общественное Мнение. Так, на вопрос об отношении респондентов к проживанию по соседству с семьей украинских мигрантов, 48% опрошенных ответили положительно, 34% выразили безразличие и лишь 15%  высказали отрицательное отношение. В то же время к приезжей семье мигрантов из Молдавии положительно отнеслись бы 36%, безразлично – 34%, отрицательно – 25%; из Закавказья – 19%, 24% и 53%; с Северного Кавказа – 14%, 20% и 60%; из Центральной Азии – 16%, 23% и 56%, соответственно.

Со свойственным себе сарказмом москвичи даже переиначили название столицы на Москвабад. Одно время по Москве ходил такой футуристический анекдот: 2055 год, обычная московская семья. Маленький сын спрашивает у папы: «Пап, а в Москве есть русские?». И папа отвечает: «Нет, Хачик-джан, это фантастика».

По правде сказать, анекдот придуман не в России. Авторство принадлежит французам. И речь там шла о куда более близком времени. В Париже пока еще живут французы, но в центре их теперь увидишь все реже.

Россия является абсолютным лидером по приему гастарбейтеров из стран СНГ. Это логично и оправданно. Что бы ни говорили радикально настроенные политики и откровенные экстремисты как в самой России, так и у соседей, важнейшим фактором, облегчающим вхождение граждан экс-СССР в российский социум, является открытость принимающей стороны.

 Евразийская интеграция: переориентировать потоки

 Не захлестнет ли  Россию волна «теневых» мигрантов? Бессмысленно уповать на введение визового режима или ужесточение правил въезда в страну. Даже создание СНГ уже предполагало свободное пересечение границ гражданами Содружества. В условиях, когда набирает обороты евразийская интеграция, а тем более при создании Евразийского союза заградительные меры для стран-участниц вообще нонсенс.

Впрочем, Россия не единственная в мире, которой пришлось столкнуться с подобной проблемой. В Европе существует, по меньшей мере, три модели адаптации мигрантов. В одном случае их рассматривают как «приезжих рабочих», которые временно заполняют пробелы на рынке труда, а затем возвращаются восвояси. В другом — приезжие обязаны ассимилироваться с местным населением и принять традиции государства, в котором находятся. Есть также модель мультикультурализма, согласно которой мигранты воспринимаются как постоянные жители в будущем, в связи с чем необходимо учитывать их культурную специфику.

Пока, как известно, ни одна модель не дала ожидаемого результата. Какую выберут идеологи евразийской интеграции? Ответ, суда по всему, еще не найден.

Ясно одно – решение лежит в плоскости согласованной миграционной политики всех участников евразийского процесса.

 

Элла Таранова, Ольга Сытник, РИА Новости

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь