Фархад Ибрагимов: «У лидеров стран постсоветского пространства есть понимание общей угрозы в лице международного терроризма»

0

28 сентября в Душанбе, столице Таджикистана, прошло заседание Совета глав государств Содружества. Как итоги саммита повлияют на общественно-политическую ситуацию в странах постсоветского пространства в интервью с аспирантом  Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН, российским политологом Фархадом Ибрагимовым.

— Фархад, на прошедшем в Душанбе заседании Совета глав государств Содружества лидеры стран СНГ рассмотрели документы, регламентирующие политическое взаимодействие, дальнейшее развитие сотрудничества в гуманитарной области, в сфере обеспечения безопасности. Как вы думаете, необходимость существования такой площадки для сотрудничества с годами, по вашему мнению, сохранилась, исчезла или усилилась?

 — Она не исчезла и не усилилась, она сохранилась. Дело в том, что сегодня СНГ выполняет роль организации, которая может собрать почти всех лидеров республик бывшего СССР для обсуждения важных проблем, которые затрагивают тот или иной регион. Например, ежегодно поднимается вопрос об эффективности борьбы с террористами и радикалами в странах Центральной Азии. Это крайне важная тема, так как сегодня почти все бывшие советские республики имеют друг с другом безвизовый режим и если не контролировать поток мигрантов, то всё может обернуться не самыми хорошими последствиями, поэтому, в том числе, лидеры государств и собираются на подобных саммитах, чтобы обсудить наболевшие темы.

— Как всегда, главным действующим лицом на саммите был Владимир Путин, президент Российской Федерации. Ранее журналистам его помощник Юрий Ушаков сообщал, что президенты пообщаются друг с другом в нерабочей обстановке, а также обсудят различные проблемы, в том числе, и достаточно чувствительного характера. Вы можете предположить, какие наиболее чувствительные темы обсуждались за закрытыми дверями?

— Как я отметил ранее, думаю, что, прежде всего, это борьба с терроризмом, а также экономическое взаимодействие, экспорт товаров из стран Центральной Азии и Закавказья в Россию и наоборот, транспортная сфера, коммуникации и энергетическое направление. Сегодня экономическая повестка является не менее сближающей, чем другие сферы сотрудничества. Наверняка, в Москве хотели бы видеть и остальные страны СНГ в рядах Евразийского союза, однако пока такой перспективы нет ввиду недостаточного желания той или иной стороны.

— В своём заявлении СМИ президент Таджикистана Эмомали Рахмон  заявил, что было уделено особое внимание вопросам дальнейшего углубления взаимодействия стран-участниц СНГ в сферах обеспечения безопасности и стабильности на пространстве Содружества, торгово-экономической кооперации, энергетики, транспорта и коммуникации, в том числе по вопросам свободного передвижения товаров, инвестиций и услуг, культурно-гуманитарного сотрудничества. Что, на ваш взгляд, является самым важным и приоритетным из всего это для стран Содружеств, что требует наибольшей интеграции и усилий наших стран и почему?

— На фоне непростой геополитической и геоэкономической ситуации в регионе постсоветские республики могли бы объединиться для преодоления сложностей, так как вместе результат может быть более ощутимым для всего евразийского региона. К тому же СНГ всё же нуждается в кардинальной реформе для того, чтобы у постсоветских республик было желание полноценно интегрироваться в союзную структуру – так будет проще решать те или иные проблемы, предлагать взаимовыгодные проекты экономического характера, получать инвестиции для реализации того или иного проекта.
— Среди важных, по мнению участников Саммита, Заявление глав государств–участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека.  В нём подчеркивается необходимость развития конструктивного, равноправного и уважительного диалога, отказа от практики двойных стандартов и использования прав человека в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Ваше мнение на этот счёт?

— Действительно, темой «нарушения прав человека» любят спекулировать особенно на Западе, тем самым вмешиваясь в дела других суверенных государств, как мы это видели уже на примере Ливии, Египта и других стран Ближнего Востока. Регулярно от западных партнёров мы слышим призывы в адрес многих бывших советских республик, что там регулярно нарушаются права человека. Действительно, не всё так идеально в этой области, тем менее это не является поводом для вмешательства во внутреннюю политику того или иного государства. В этом отношении все страны-участницы СНГ солидарны, и это хорошо, что есть общие интересы, которые сближают государства. Общие интересы способны достичь договорённостей и в других сферах взаимодействия.

— Президент Таджикистана Эмомали Рахмон по итогам встречи говорил журналистам о том, что в период председательства Таджикистана значительное внимание уделялось и уделяется сотрудничеству в области обеспечения безопасности, в военной, военно-технической и правоохранительной сферах, в частности по программе сотрудничества по борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма (2017-2019 годы). Несомненно, взаимодействие стран СНГ в этих вопросах важно, а насколько, на ваш взгляд, оно эффективно?

— Оно эффективно, так как есть активная кооперация по этому вопросу. У лидеров стран постсоветского пространства есть понимание общей угрозы в лице международного терроризма. Заигрываний с ним нет, поэтому все понимают, что, только объединившись, можно решить эту сложную проблему. К примеру, за последние несколько лет количество террористических атак сократилось в разы, некоторые страны абсолютно стабильны в этом вопросе. Поэтому есть все основания полагать, что эффективность по этому вопросу в рамках СНГ имеет место быть. К тому же некоторые страны Центральной Азии, напрямую граничат с таким неспокойным очагом как Афганистан – одним из самых опасных мест на планете. Поэтому борьба с терроризмом и радикализмом лишь будет усиливаться, здесь даже нет ничего удивительного. Более того возможно будут предприняты меры по борьбе с радикализмом и по линии ОДКБ.

— Много мнений о том, что СНГ, как международная организация, уже давно работает формально. Как вы считаете?

— Я считаю, что организация недостаточно эффективна по многим ключевым вопросам, как это планировалось. Изначально, после развала СССР, предполагалось, что страны-участницы СНГ будут продолжать тесное общение по экономической, политической и другим областям, но как суверенные государства. Разумеется, отношения с каждой страной друг у друга по отдельности существуют. Однако организация чаще всего не может политическим путём выработать такого подхода, который был бы способен решить те или иные конфликты, которые сегодня имеют место быть, и это конечно огорчает. Недостаточно применены те рычаги, которые бы способствовали более тесному взаимодействию по экономической линии. От того некоторые страны и страдают отсутствием инвестиций и вынуждены приглашать иных влиятельных игроков не из евразийского региона, что прямо в будущем может нанести угрозу из-за столкновений национальных интересов.

— Так как же  итоги саммита могут повлиять на общественно-политическую ситуацию в странах постсоветского пространства?

— Итоги саммита никак не повлияют на общественно-политическую ситуацию, всё и дальше будет продолжаться своим чередом. Время показывает, что страны-участницы СНГ неактивно взаимодействуют друг с другом по линии Содружества. Поэтому на место этой организации в будущем придёт такая структура, как ЕАЭС. Есть основания полагать, что в будущем СНГ утратит все возможности и интегрируется в Евразийский союз. При том, что есть соглашения, которые по сей действуют, они могут быть либо пересмотрены, либо дополнены, либо и вовсе отменены.

Беседовала Гульнора Амиршоева

Подписывайтесь на наш канал в Telegram по ссылке https://t.me/vecherka_tj и будьте в курсе столичных событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь