Театр оперы и балета: храм возрождающегося искусства

0

Когда впервые попадаешь за кулисы этого театра, то поражает разветвлённая сеть переходов, лестниц и коридоров – кажется, что уже никогда отсюда не выберешься.

Попривыкнув, начинаешь замечать детали и всё больше и больше проникаешься его особым духом. До слуха доносятся звуки скрипки, долетают обрывки чьих-то разговоров. На ум непроизвольно приходят рассказы о привидениях, которые по легендам обычно и населяют подобные заведения. Выстояв в лихие 90-е годы, один из символов столицы Таджикистана сегодня переживает своё второе рождение.

Те годы стали великим испытанием для таджикского театра – он почти перестал работать. Разъехались специалисты, технические сотрудники. Творческий состав в срочном порядке «переквалифицировался» в те профессии, которые приносили хоть какой-то доход. Из числа действующего состава осталось около 20%.

«Для того чтобы поднять театр, — рассказывает народный артист Таджикистана директор театра Холахмад Маджитов, — тогдашнее руководство вместе с Министерством культуры обратилось к президенту Таджикистана Эмомали Рахмону с просьбой оказать помощь в восстановлении храма искусства. Помощь была оказана в кратчайшие сроки. Необходимо было укомплектовать состав театра специалистами и поднять уровень жизнеобеспечения артистов. Поэтому нам разрешили приглашать кадры из-за рубежа, в первую очередь музыкантов. Ведь у нас по сути никого не было – ни одного фаготиста, ни валторниста. Проще говоря, музыкантов, играющих на духовых инструментах, не было вовсе».

Так постепенно, шаг за шагом, несмотря на трудности, положение театра начало поправляться. Существенную помощь оказали и коллеги из стран СНГ – России, Казахстана и Кыргызстана.

«В советское время, — вспоминает главный режиссёр театра Шамси Низомов, — наш театр был ведущим музыкальным театром страны! Его знали далеко за пределами нашей родины. И представьте себе, что за короткое время всё то, что создавалось десятилетиями, взяло и развалилось… Можно собрать, к примеру, кукольный театр, драматический, но собрать заново труппы балета, хора, артистов симфонического оркестра и солистов оперы, артистов, которые выходят на сцену и поют безо всяких микрофонов, создают образ, невообразимо сложно. Здесь нужна не только поддержка и помощь, которая была оказана нам правительством страны, но и руководитель — человек, направляющий, имеющий огонёк в глазах, разбирающийся в искусстве не понаслышке».

И такой человек нашёлся в самом театре. Им стал нынешний руководитель Холахмад Маджитов.

По признанию самого Холахмада Маджитовича, занять такой ответственный пост он согласился не сразу, уж слишком хорошо ему, главному хормейстеру, были известны все театральные проблемы. А проблем было немало, начиная от творческого содержания и заканчивая самим зданием театра.

«Я взялся за это дело потому, — говорит Холахмад Маджитович, — что просто не мог спокойно смотреть как в 90-е годы в буквальном смысле театр умирает. Уходят люди, ветшает помещение, в холодных коридорах осыпается штукатурка… Удручающее зрелище. Конечно, я понимал, за что берусь. Надо было найти людей, мотивировать их, создать условия для работы, дать стимул для развития…».

Сегодня Таджикский государственный академический театр оперы и балета име­ни Садриддина Айни является крупным культурным центром.

Ритм жизнедеятельности театра задаёт руководство, художественный совет, которые утверждают художественное произведение к постановке на сцене театра.

Большая работа проводится в плане взаимообмена творческим опытом. В академическом театре оперы и балета им. С. Айни со своими концертами выступали артисты московского Большого театра, Киевского театра оперы и балета и другие. Со своим сольным концертом выступала знаменитая японская пианистка Томона Миядзаки, проводятся концерты классической музыки.

«Театр имеет возможность приглашать нужных опытных зарубежных артистов», — отмечает Холахмад Маджитович. Сегодня с теат­ром сотрудничают известный итальян­ский дирижер Жерардо Коллело, ведущие солисты Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая Сара Ишанова и Римма Вальтер (исполняют главные и основные партии в опере «Аида» Дж.Верди), балетная пара Кыргызского академического театра оперы и балета Эмил и Айзада Акматовы, музыканты оркестра из Казах­стана и Киргизии, артистка балета из Японии Сираха Мое, а также для создания оперы «Абуали ибн Сино» знаменитый композитор Мустафо Бафоев из Республики Узбекистан». В настоящее время Эмил Акматов является главным балетмейстером театра оперы и балета имени С.Айни, он — лауреат международных  конкурсов, выпускник  Академии танца имени А.Я. Вагановой 1989 года.

Академический театр оперы и балета всегда ориентировался на шедевры мировой классики и таджикской драматургии. Была осуществлена постановка опер «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди. Основные оперные произведения, которые включены в репертуар театра, исполняются на языке оригинала. Например, спектакль «Аида» Дж.Верди — на итальянском языке, «Кармен» Ж.Бизе — на французском языке и т.д.

Особое слово следует сказать о народной артистке СССР Малике Сабировой, создавшей неповторимые образы в мировой балетной классике и национальной хореографии. Как дань её высокому искусству,  ежегодно 12 мая академический театр оперы и балета отмечает день её рождения.

В канун празднования 70-летия был проведён капитальный ре­монт театра, знаменитый памятник архи­тектуры столицы приобрёл новый и све­жий облик.

«С нашим капитальным ремонтом не обошлось без казусов, — улыбается Холахмад Маджитович, — из-за разницы температур осыпалась штукатурка в уже отремонтированном помещении. Пришлось вновь изыскивать средства».

Благодаря инвестиционному проекту со стороны правительства Японии было приобретено два рояля, двенадцать фортепьяно и полный комплект музыкальных инструментов для симфонического оркестра. В театре созданы необходимые условия для творческой деятельности.

Сегодня каждый театр испытывает кадровый голод, и театр оперы и балета имени С.Айни не избежал этой участи.  Проблема  с  подготовкой кадров  для творческой деятельности в области балета и музыки остаётся острой. Театр ориентирован на подготовку кадров для тех направлений и специальностей, которые в данный момент им необходимы.

«Сложность состоит в том, что у нас нет большого выбора оперных голосов, — сетует Холахмад Маджитович, — минимум нужно хотя бы четыре баса, а у нас всего один –  заслуженный артист Республики Таджикистан Музафар Исмоилов, солист театра.  А есть такие спектакли, в которых задействованы пять басов, приходится выкручиваться. Меццо-сопрано у нас тоже только два голоса – это Мавджуда Курбанова, солистка нашего театра, и Ирина Арутюнян».

Руководство республики и театра беспокоится о будущем таджикского балета. С этой целью отделение хореографии при музыкальном училище преобразовано в Республиканский хореографический колледж. При музыкальных школах и школах искусств должны открыться отделения хореографии. В городе Перми в настоящее время обучаются искусству классического танца 14 посланцев Таджикистана, а в российских вузах предоставляется возможность для  обучения искусству хореографа, педагога и балетмейстера. Шесть выпускников Пермского хореографического колледжа 2011 года успешно начали работу в балетной труппе театра.  Был подготовлен большой гала-концерт выпускников Пермского хореографического колледжа и выпускников Душанбинского колледжа имени народной артистки СССР Малики Собировой,  где были показаны различные вариации и па-де-де из классических и современных балетов «Корсар», «Жизель», «Коппелия», «Пламя Парижа», «Венецианский карнавал», «Дон Кихот», «Весенний Таджикистан».

«Нужно думать не только о том, что уходит театральное поколение, но и о том, почему зритель уходит из театра, —  заметил Холахмад Маджитович».

«В нашем театре очень дружный коллектив, в котором работают преданные искусству люди, — говорит и.о. главного дирижера Анвар Шоймурадов. Мы всегда друг друга поддерживаем. Проблемы также решаем обоюдно. В этом нам помогает наш руководитель Холахмад Маджитович Маджитов. Человек он строгий, но справедливый. Иначе никак,  дисциплина в театре — вещь обязательная. Без этого организовать коллектив и сделать работу слаженной невозможно».

В этом году балетная труппа театра гастролировала с новым балетным спектаклем «Персидские мотивы» в  постановке иранского хореографа Нима Киан в городе Гамбурге Федеративной Республики Германии.

Однако, пожалуй, главной заслугой театра в годы  независимости Таджикистана в усилии и содействии для развития профессионализма, а также в участии в различных международных театральных форумах и фестивалях стало придание таджикскому государственному академическому театру оперы и балета имени С.Айни статуса базовой организации учреждения культуры и искусства по направлению «Театр стран СНГ».

В этом году в городе Ереване на ХХVII заседании Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ были одобрены предложения Х.Маджитова по вопросам подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в соответствующих областях музыкального искусства, а также о постановке совместных спектаклях и о постановке своих спектаклях в странах Содружества.

Помимо этого, театр практикует гастроли внутри республики и за её пределами, а  также обучение за рубежом

В рамках культурного обмена между театрами свой новый театральный сезон исполняющий обязанности главного дирижера симфонического оркестра театра Анвар Шоймуродов начнёт в Минске, куда он едет на полугодовую стажировку.

73-й сезон в театре откроется 24 августа оперой композитора Мустафо Бафоева «Шайхураис Абу Али ибн Сино».

Марина Рожкина

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь